Работа с формами. Советы Марко Буччи

Какие формы зритель воспринимает лучше всего? Вот правила, по которым они должны быть построены.

Статья — пересказ этого видео.

У себя на YouTube-канале художник-иллюстратор Марко Буччи рассказал, из каких форм должна складываться картина, чтобы она легко прочитывалась зрителем, а каких, наоборот, следует избегать.

Формы вместо слов

Как люди читают книги? Очень просто: они складывают вместе набор отдельных слов, чтобы получить какой-то смысл. Как ни странно, точно таким же образом зритель «прочитывает» картины. Только вместо слов он складывает вместе различные формы, из которых эти картины состоят. Если эти формы достаточно хороши, то и вся картина будет смотреться неплохо.

Посмотрим, к примеру, вот на эту картину американского иллюстратора Джозефа Кристиана Лейендекера:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Картина производит на зрителя впечатление, потому что состоит из отличных форм. Главная форма здесь — это общий силуэт нарисованного мужчины:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Но внутри этого силуэта есть множество форм помельче. Вот, например, форма, которая возникла из-за того, что на щеку мужчины падает голубой свет:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

А эта форма родилась в результате того, что на лицо попадает более теплый свет от зажжённой спички:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Вот форма, которая получилась путём объединения бакенбард и тени, которую отбрасывает ухо:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

А вот форма, возникшая в результате попадания света на поля цилиндра:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

И рядом дополняющая её форма, на этот раз тень от полей:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Вот энергичная форма, с помощью которой художник рисует блик от пламени на подбородке:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

А вот, по сути, та же самая форма, но перевёрнутая, в результате чего получилась бровь:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Теперь давайте попробуем разобрать на отдельные формы картину ещё одного американца, известного иллюстратора Уолтера Эверетта:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Например, мы видим здесь три формы, которые изображают освещенные участки платья женщины:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Вот две формы, которые обозначают участки ландшафта:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

И ещё одна форма того же назначения по соседству:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

А вот форма, которая изображает боковую поверхность лица женщины:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

С помощью этой формы показано, как падает свет на рукав мужчины:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

А эта форма обозначает тень на подбородке и шее у женщины:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Как нарисовать хорошую форму?

Теперь давайте попробуем вырвать из контекста все найденные нами формы и перемешать их. После этого они будут выглядеть как-то так:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Чтобы было удобнее анализировать, мы ещё и уравняли их приблизительно в размере.

Что мы можем сказать об этих формах? Во-первых, то, что все они, взятые по отдельности, полностью потеряли какой бы то ни было буквальный смысл и стали абстракциями. Глядя на них в таком виде, очень сложно заподозрить, что вот эта форма когда-то была полями цилиндра, а вот эта — бровью. Теперь это просто какие-то фигуры.

Во-вторых, это очень простые фигуры — их абсолютно несложно нарисовать даже новичку без навыков. (Парадоксально, но получившиеся из них картины — это сложные работы художников высокого класса).

В-третьих, у всех этих форм очень отчётливая, понятная конфигурация, благодаря чему они легко считываются зрителем. Из этого вытекает их четвертая особенность: мы можем смотреть на эти формы издалека, и всё равно прекрасно их различать.

Как добиться, чтобы формы были понятными и легко прочитывались? Обратите внимание, что все эти формы построены преимущественно из элементов трех видов: C-образных и S-образных кривых, а также из прямых. На практике из этих трёх разновидностей линий можно построить какие угодно формы, ручается Марко Буччи.

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Взять хотя бы эту элегантную форму, которая когда-то была освещенным участком полей цилиндра. По большому счёту, она образована двумя C-образными линиями, которые слегка по-разному изгибаются:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

А вот гораздо более угловатая форма, которая предсказуемо состоит в основном из прямых, а также двух небольших C-образных кривых. Они привносят разнообразие в общий контур, делая его интереснее:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Очень интересная конфигурация у этой формы — одна её сторона полностью состоит из простой S-образной линии, а другая складывается из множества прямых и C-образных кривых:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Нельзя наверняка утверждать, что если ваши формы будут соответствовать всем указанным критериям, они автоматически будут хорошими. Но это определённо неплохая точка для старта! Пренебрегая этими советами, вы рискуете начать рисовать формы ради самих форм, и тогда получится что-нибудь вроде этого:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Как видим, о простоте исполнения, чёткости конфигурации и быстром прочтении здесь говорить не приходится.

Сам Марко, когда у него получается излишне вычурная форма, пытается упростить её конфигурацию, используя прямые, а также C-образные и S-образные кривые:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Художник предупреждает, что ни в коем случае нельзя бездумно копировать формы, которые вам даёт натура. Природа не соблюдает принципы, о которых мы говорим. Да, иногда она преподносит простые и легко читаемые формы:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Но чаще всего — нет:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

И тогда приводить формы в порядок приходится художнику. Марко отмечает, что в целом путь от плохой формы к хорошей — это путь упрощения самих форм и уменьшения их количества.

Как сложить формы в картину?

Давайте посмотрим на этот автопортрет американского живописца Джона Сингера Сарджента:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Написано довольно изощрённо! Но Марко полагает, что если правильно использовать формы, то мы тоже сможем нарисовать такую картину. Чтобы понять, как это делается, давайте разберем портрет Сарджента на формы. Больше всего бросается в глаза вот эта форма, изображающая часть лица, на которую падает свет:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

А вот большая форма, которая образована затенённой частью лица:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

(Напомним, что сейчас мы говорим только о формах, а тон — яркость цвета — временно игнорируем).

Вот форма, которую художник использовал для волос:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

А вот эту форму образуют полутени, где происходит переход от света к тени:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Вот форма бликов на лице:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

А вот форма, с помощью которой нарисован глаз:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Она как раз не очень абстрактная и действительно напоминает глаз. Это потому, что здесь бровь, ресницы, радужка и затенённая глазная впадина сливаются в одну форму.

Следующая форма представляет собой освещенную часть воротника:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

А так выглядит затенённая часть бороды:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Остались только тёмная часть воротника:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

и освещённая часть бороды:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Вырванные из контекста, эти формы выглядят по большей части абстрактно — они не похожи на объекты, для изображения которых используются. Это первейший признак хорошей формы, о чём Марко не устаёт напоминать!

Это почти как если бы художник и картина говорили на разных языках. Проводя данное исследование, мы подтверждаем эту мысль. Я имею в виду, как художнику, вам нужно тренировать глаз, чтобы видеть не сам объект буквально, а отдельные формы и тот замысел, в результате которого они появляются. Это похоже на то, как шеф-повар может взглянуть на блюдо и сразу начать видеть ингредиенты, которые для него понадобились.

Марко Буччи

Теперь давайте соберём картину из полученных форм, используя для каждой соответствующую яркость цвета:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Грубо говоря, у нас уже получилась картина. Хоть она и не завершена, вся необходимая информация в ней уже присутствует. Чтобы убедиться, что картина без проблем читается, попробуем её уменьшить, как мы уже делали до этого:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Даже на большом расстоянии зритель увидит, что мы хотели ему сказать.

Чтобы довести картину до ума, Марко предлагает смягчить края, как мы это делали в предыдущей статье. Вот что у нас получится в итоге:

Работа с формами. Советы Марко Буччи

Однако художник предостерегает от злоупотребления блендингом, иначе чёткость форм будет потеряна. Многие признанные мастера, напоминает Буччи, вообще рисуют лица только с помощью жёстко очерченных форм, без какого-либо блендинга. Потому что, по большому счёту, выразительность и хорошая читаемость работы достигается в основном за счет форм. Это не так сложно, так кажется — в конце концов, в отличие от всех этих тонов и краёв, с формами мы имеем дело ещё с детского сада.

Работа с формами. Советы Марко Буччи

С этой точки зрения, в своих картинах мы просто стремимся вернуться в детство.

Кто автор урока?

Напомним, Марко Буччи — это известный художник-иллюстратор и преподаватель живописи из Канады. За 15 лет профессиональной деятельности Марко успел поработать с издательством Walt Disney Publishing Worldwide, производителями игрушек LEGO, Hasbro, Mattel Toys и Fisher-Price, разработчиком игр LucasArts, а также мультипликационными студиями Nelvana, GURU Studio, C.O.R.E. Digital Pictures и Yowza! Animation.

В качестве преподавателя Марко сотрудничал с Академией искусств Сан-Франциско, Колледжем Сентенниал в Торонто и другими учебными заведениями.

Переводы предыдущих уроков Марко Буччи:

7676
22 комментария

Спасибо. Ну и классика:

18
Ответить

Тут про другое... )
P.S. Лейндекер наоборот старался придавать своим героям утрированно стилизованные скульптурные формы-примитивы (в стиле Art Deco).

7
Ответить
1
Ответить
5
Ответить
3
Ответить
4
Ответить
3
Ответить