У Xbox огромные проблемы. Придумали, как ей выпутаться
Хроника падения с надеждой на хэппи-энд.
Каждый месяц появляются новые новости про Microsoft, и практически все они негативные для поклонников Xbox. Многих буквально прибило повышение цен на подписку Game Pass до 30 долларов в месяц. В лагере «зеленой» братии настали тяжелые времена — самое время осмыслить последние годы Xbox, и подумать, как можно все исправить. И можно ли вообще.
Выпуск сразу двух отличающихся устройств — Series X и S
Любой спад (или крах, называйте как хотите) не возникает сам собой — обычно ему предшествуют десятки решений, удачных и не очень.
Лет 10 назад Microsoft начала работать над будущей консолью. У текущей, Xbox One, был миллион и одна проблема, которые мешали стать лидером среди платформодержателей, каким много лет была Xbox 360.
Xbox One проигрывала PS4 в «железе», что показывали тесты практически всех игр. Многие новинки работали лишь в 900p, что явно не устраивало хардкорных геймеров. С играми тоже было неважно: почти все эксклюзивы получали низкие оценки журналистов, с чем были солидарны и игроки.
Впрочем, консоль успешно «убило» тогдашнее руководство Xbox. Высокая цена из-за наличия, увы, бесполезного Kinect, бесконечное «TV» на важнейшей презентации, жесткие ограничения DRM, включая невозможность запуска б/у игры, необходимость подключения к интернету — геймеры сразу смекнули, что новенький VHS-плеер делают скорее для сериаломанов и фанатов спортивных трансляций, чем, собственно, для них. Так глупейший маркетинг похоронил перспективное устройство с лояльной базой поклонников, которые уже купили Xbox 360 — почти 85 млн человек.
Ситуацию чуть выправил новый глава компании Фил Спенсер. В первые годы руководства он сделал две важные вещи: внедрил обратную совместимость с лучшими играми поколений Xbox и Xbox 360 и придумал Game Pass — первую массовую подписку в игровой индустрии.
Возможность сыграть в Mass Effect, Halo 3 и старенькую Black подкупила немало игроков, особенно учитывая отсутствие этой функции на PlayStation 4, где были лишь новинки, платные переиздания да редкие порты.
Но действительно системселлер-фичей стал Game Pass, появившийся в 2017 году. Сперва сервис предлагал около 100 игр и был похож на Netflix — выбирай понравившийся проект из каталога, качай и играй в удовольствие, пока действует подписка.
Позднее в него добавили Day One-релизы — Sea of Thieves появилась в каталоге в день своего запуска, то есть всем желающим сразу сыграть в кооперативную адвенчуру куда выгоднее было подписаться на сервис, чем покупать игру по полной стоимости.
Новые консоли, разумеется, поддерживали Game Pass — по плану руководства компании вокруг мощного «железа» и выгодной подписки люди бы объединились. И стали частью огромной экосистемы, где в игры можно играть на чем угодно. Но мы чересчур заглянули в будущее.
Фил Спенсер мечтал сделать самую убойную консоль поколения — и не пожалел средств. Причем продавал по низкой цене — ПК со схожей начинкой обходился куда дороже 500 долларов. Так что в Xbox Series X стоит отличный GPU с 12 терафлопс, правда вживую увидеть разницу в картинке с PlayStation 5 проблематично. Возможно, разработчики недостаточно стараются и просто делают одинаковые версии для двух устройств. Если причина в чем-то другом, прошу написать в комментариях!
Но компания подготовила и второе устройство, которое кардинально отличается, как комплектующими, так и размерами. Xbox Series S — миниатюрная белая красотка, которую не грех и на дачу взять, благо весит всего 2 килограмма. Она поддерживает все игры, которые выходят на Xbox, несмотря на гораздо более слабое «железо», а еще продавалась (увы, те времена давно позади) за смешные 300 долларов.
Фактически, это был дешевый вход в современный гейминг — с разрешением 1440p, быстрыми загрузками и приятной картинкой. Для огромного количества игроков в бедных странах и с низкими доходами Series S — единственный способ поиграть в новинки. Спасибо Xbox за это.
Но решение руководства сделать две консоли, одна из которых «тянет» индустрию назад, повлекло за собой проблемы. Во-первых, она действительно не дает разогнаться графике в играх, но, впрочем, тут поспособствовала и Sony, которая кучу лет поддерживала PS4, выпуская на нее новинки.
Во-вторых, Series S ограничивает появление многих игр на Xbox. Так Baldur’s Gate III несколько месяцев не выходила на платформе, поскольку разработчики не могли реализовать функцию сплит-скрина на XSS. В качестве исключения RPG даже вышла на XSS без режима разделенного экрана, а его добавили аж спустя полтора года!
Туда же отнесем задержавшийся релиз Black Myth: Wukong — на «иксбоксе» игра появилась лишь спустя год после выхода на PS5 и ПК. Это произошло как раз из-за проблем с оптимизацией, а не очередной покупки временной консольной эксклюзивности, чем славится Sony.
И чем больше времени проходит со старта поколения, тем чаще слышно недовольство разработчиков, которым приходится оптимизировать современные игры под устаревшее «железо» Series S.
Покупка Activision Blizzard и судебные разбирательства
В начале 2022 года грянуло мега событие — стало известно о покупке Microsoft крупнейшего игрового издательства Activision Blizzard. Под крылом ActiBlizz находятся такие крупные франшизы, как Call of Duty, World of Warcraft, Diablo, Candy Crush и многие другие. Корпорация отвалила почти 69 миллиардов долларов, что стало самой крупной покупкой в игровой индустрии с большим отрывом.
Многие восприняли новость со скепсисом. Xbox в то время выпускала игры слишком редко, а многие еще и проваливались — казалось, что корпорация не потянет большой каталог культовых проектов ActiBlizz и скорее сведет их в могилу, чем сделает что-то крутое.
Важный момент — как Xbox поступит со всеми грядущими играми ActiBlizz, в особенности, с Call of Duty, которая крайне популярна среди фанатов PlayStation. Те уже начали паниковать и думать о покупке Xbox или дорогого ПК, но к их счастью у Спенсера и его босса — главы Microsoft Сатьи Наделлы — были другие планы.
Поглощение крупной компании всегда находится под пристальным взором массы антимонопольных органов по всему миру. Слияние могла заблокировать каждая из них — поэтому судебные разбирательства продолжались больше года. На них выступали не только юристы Microsoft и Activision Blizzard, но даже главы различных корпораций, включая Сатью Наделлу и тогдашнего руководителя PlayStation Джима Райана.
Райан всячески пытался заблокировать сделку, чего совсем не скрывал. На процессе он рассказывал, как это слияние может укрепить позиции Xbox, и что Call of Duty будучи консольным эксклюзивом может разрушить бизнес Sony. Довольно циничные заявления, учитывая, что мы знаем из слива внутренних переписок. В них Джим писал, что не думает, что Call of Duty перестанет выходить на PlayStation, да и его компания все равно сможет адаптироваться к новым условиям даже без успешной франшизы.
Тем временем Microsoft сразу выбрала четкую позицию: компания знает масштаб популярности Call of Duty на PS и не собирается лишать поклонников любимой игры (а себя дополнительных прибылей). Microsoft сразу предлагала Sony подписать 10-летнее соглашение о выпуске Call of Duty на PS, но та приняла предложение только спустя долгие месяцы, когда все остальные компании, включая Nintendo и Nvidia, пошли на мировую.
Тогда же Сатья Наделла впервые дал понять, какой стратегии теперь будет придерживаться Xbox. Топ-менеджер подчеркнул, что ему не нравится формат эксклюзивов, и он стремится к тому, чтобы все игры были доступны на максимально широком числе консолей и устройств. Это вполне коррелировало с тогдашней политикой компании выпускать игры одновременно как на Xbox, так и ПК и куче других устройств, поддерживающих стриминг. Но мало кто думал, что речь может идти и о PlayStation с Nintendo.
Корпорация убедила регуляторов в искренности своих намерений, заодно предоставив доказательства того, что Xbox Series напрочь сливает гонку поколений, почти в 2 раза уступая показателям продаж PlayStation 5.
Когда в октябре 2023 года Activision Blizzard таки вошла в состав Xbox, это казалось огромным успехом и началом чего-то великого. Время же показало, что сделка принесла скорее лишь ворох проблем, от которых еще попробуй избавиться.
69 миллиардов долларов — большие деньги даже для такой прибыльной корпорации как Microsoft. Эти средства надо отбивать, а вот с этим у Xbox пока что слабо клеится.
Масштабные сокращения на долгой дистанции
В полку прибыло — 17 тысяч новых сотрудников, масса студий, культовые франшизы. Но было ли все безоблачно? Разумеется, нет. Некоторые игры приносили малый доход (Tony Hawk’s Pro Skater 1 + 2), какие-то вызывали множество недовольства и аргументированной критики (Overwatch 2, Diablo Immortal, Crash Team Rumble).
А еще в Activision Blizzard не так давно процветала токсичная культура: домогательства на рабочем месте, харассмент и дискриминация женщин. Тогда компанию покинули около 40 сотрудников, многие из которых занимали ведущие должности. Но под шефством Microsoft сотрудникам ActiBlizz грозила куда большая опасность. Но не бывшему руководителю Бобби Котику, который, несмотря на скандалы, ушел с жирным выходным пособием (по слухам, около 400 миллионов долларов).
Во время пандемии корпорация наняла множество новых сотрудников, особенно в игровое подразделение. Тогда гейминг был на подъеме — люди безвылазно сидели дома, не знали чем себя занять, и охотно покупали игровые консоли и игры. Именно поэтому у Animal Crossing: New Horizons совершенно бешеные тиражи, а на рынке консолей вплоть до 2023 года был устойчивый дефицит — спрос превышал предложение.
Но уже к 2024 году все вернулось к прежним значениям. К сожалению, геймеров больше не стало, темпы продаж консолей снизились, и ушли те инвесторы, которые поддерживали игровой бум последние годы. Индустрия поняла, что дело пахнет керосином — и стала проводить массовые увольнения.
Справедливости ради, отличилась не одна Microsoft, но ее темпы избавления от сотрудников действительно впечатляют. Сперва уволили 1900 человек в подразделениях Xbox, Bethesda и Activision Blizzard. Заодно отменили неанонсированный проект под кодовым названием Odyssey, на которым Blizzard работала 6 лет.
Спустя несколько месяцев корпорация закрыла 4 студии, среди которых были не последние Tango Gameworks (дилогия The Evil Within) и Arkane Austin (Prey). Отрасль была взбудоражена тем, что даже релиз успешного проекта вроде Hi-Fi Rush не гарантирует безопасность студии. Оказалось, что гарантий больше нет, и вас могут закрыть в любой момент. Причем, по словам президента Xbox Мэтта Бути причина сокращений заключалась в «перераспределении инвестиций и фокусе Microsoft на более приоритетных направлениях». Обидно!
Еще через пару месяцев корпорация лишилась 650 сотрудников — уже в рядах Microsoft Gaming. И, наконец, в июле 2025 года под сокращения в Xbox попали около 4 тысяч человек. Компания объявила о масштабной реструктуризации, о которой мы писали здесь.
Если вкратце, то пострадали, в первую очередь, долгострои. Everwild создавали более 10 лет, Perfect Dark и неанонсированную MMORPG от Zenimax Online — около 7 лет. Проекты высосали из компании и так немало денег, и хоть Спенсер когда-то обещал, что они все же появятся, долгострои пали. Несколько студий закрыли, в нескольких сменили руководство, которое явно не понимало, как сделать хорошую игру (речь о Грегге Мейлсе, годами мурыжившему адвенчуру Everwild). Студия Turn 10 потеряла половину штата сотрудников после неудачного выпуска Forza Motorsport.
Спенсер признал, что это жесткие решения, но они направлены на будущий успех компании. И, кажется, он предостерег нынешних сотрудников, что отныне дисциплина играет более важную роль. То есть создавать игры по 7 лет теперь позволят только избранным, остальным придется затянуть пояса и работать быстрее.
Кто точно не заслуживал такой участи, так это Tango Gameworks, которая делала преимущественно классные игры. Здорово, что издатель Krafton выкупил права на бренд Hi-Fi Rush и воссоздал студию — эти ребята заслуживают хороших условий труда.
К остальным студиям и закрытым проектам масса вопросов, ключевой из которых — почему так долго? Почему проекты постоянно перезапускаются, почему выходящие игры вроде Forza Motorsport такие непримечательные, несмотря на долгую разработку? Ответы мы, как обычно, получим лишь спустя годы.
По слухам, сокращения не закончены, и в 2026 году Microsoft продолжит чистку в своих рядах. Что, безусловно, сильно влияет на моральный дух ее сотрудников, которые не чувствуют себя в безопасности.
Также важно отметить, что подразделение Xbox в структуре Microsoft занимает далеко не ведущие позиции. Практически всегда это был лишь четвертый по значимости бизнес корпорации, а в начале 2020-х ему на пятки стала наступать соцсеть LinkedIn.
Это значит, что Microsoft не так сильно зависит от игрового бизнеса, как Sony, Nintendo и тем более остальные профильные издательства вроде Take-Two и EA. Корпорация может рисковать, может выкидывать деньги впустую. Но рано или поздно лафа заканчивается.
Хаос в студиях Xbox (но игры радуют)
Продолжаем тему происходящего во внутренних студиях Xbox. После слияния с Activision Blizzard под крылом корпорации оказались 32 игровые студии — в разы больше, чем у любого другого издателя. В те дни считалось, что вот сейчас-то стартанет «золотое» время Xbox: куча первоклассных релизов каждый год и все в выгодной подписке Game Pass, наращивание преданной аудитории и постепенное восхождение на игровой олимп.
В реальности все сложилось несколько иначе, хотя с количеством релизов публика угадала (но понадобилось время). Первым делом Microsoft занялась оптимизацией своего расширенного состава, избавившись как минимум от почти 9 тысяч сотрудников. Параллельно в 32 студиях зрели новые игры, но происходило это крайне медленно.
Предлагаю пройтись по консольным эксклюзивам Xbox и срокам их создания. Про троицу из Everwild, Perfect Dark и MMORPG от Zenimax Online вы уже знаете. В пуле долгостроев Microsoft есть еще State of Decay 3 и перезапуск серии Fable — обе игры начали делать в 2018 году. Fable должна выйти в 2026-м, а вот триквел зомби-франшизы очутился в производственном аду.
Среди вышедших игр также хватает долгостроев. На Halo Infinite делали большую ставку — новая Halo создавалась 6 лет и должна быть стать системселлером, а в итоге, видимо, оказалась пшиком. Компания отчиталась о 20 миллионах игроков спустя месяц после запуска, о продажах — ни слова.
Молчание, в целом, характерно для этого поколения Xbox, и учитывая нацеленность компании на Game Pass, это логичная стратегия. Но также мы понимаем: вероятно, ни один релиз внутренних студий не оказался настолько успешным, что можно было похвалиться 10–20 или даже 30 миллионами проданных копий. Кажется, большинство поклонников Xbox предпочитает тратиться на подписку, не на игры.
Над Starfield работали 7 лет и, к сожалению, action-RPG не оправдала всех надежд. Игровое сообщество критиковало ее за старомодность и репетативность, якобы такие игры делать уже не с руки. Настроение хардкорной публики явно распространилось на широкие массы — проект не стал тем хитом, которого ожидали в Bethesda и Xbox. Вместо победы на The Game Awards игра получила лишь одну номинацию, что для авторов Skyrim и Fallout 4 стало безусловным провалом! Впрочем, многие игроки с удовольствием проводят в этой вселенной сотни часов.
Avowed довольно закономерно также не стала большим событием — убийца «Скайрима» не сдюжил. Недавняя action-RPG в кислотной стилистике получила неплохие баллы, но не справилась с весом ожиданий. Фанаты жанра хотели чего-то большего от тайтла, который создавался с 2018 года.
С Senua's Saga: Hellblade II схожая ситуация. Довольно неплохая игра быстро растворилась в инфополе, а ведь над ней работали 7 лет. Авторы использовали передовые технологии и бинауральный звук, так что проект фантастически выглядит и звучит — жаль, что его не оценили по достоинству.
Небольшие игры от сторонних студий получились очень разными. The Gunk, High on Life, The Last Case of Benedict Fox и Scorn скорее разочаровали игроков. А вот такие тайтлы, как Vampire Survivors, Rogue Legacy 2, Immortality и Pentiment заслуживают одних аплодисментов. Что касается АА-проектов, в этом поколении Xbox совсем не уступает PlayStation.
Это же касается и больших игр от внутренних студий. Текущее поколение консолей уже можно назвать провальным, учитывая мизерное число эксклюзивных игр, в особенности первоклассных хитов. Nintendo долгое время почти ничего не выпускала в ожидании релиза Switch 2 — теперь игры наконец посыпались, ждем новый Metroid. PlayStation хорошо, если выпускает парочку блокбастеров в год — раньше лидер консольного рынка радовал куда чаще.
У Xbox тоже не все гладко, но благодаря огромному пулу студий, со временем компания все же наладила бесперебойный поток игр. Если в 2022 году на консоли вышло всего 3 недорогих проекта от студий Xbox, самым громким из которых оказался Grounded, то в 2025-м таких игр будет аж 12. Среди них хорошо принятая South of Midnight, внушительные The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered и Doom: The Dark Ages, а также возможный хит The Outer Worlds 2 и безусловный хит Call of Duty: Black Ops 7.
Главные блокбастеры на Xbox Series от внутренних студий — лучшая гонка поколения Forza Horizon 5, чудесная адвенчура Indiana Jones and the Great Circle и, разумеется, мега франшиза Call of Duty. Со временем Xbox наконец догнала PlayStation по количеству и качеству релизов, в этом отношении у «зеленых» не должно быть претензий. Особенно если вспомнить времена Xbox One и ее слабенькие эксклюзивы.
Слабые продажи консолей Xbox
Мы уже упоминали, что Xbox Series проигрывала гонку поколений даже во времена судебных заседаний в 2022–2023 годах. С тех пор ситуация ухудшилась: аналитики VGChartz подсчитали, что последнее время темпы продаж уступают даже слабым показателям Xbox One.
Тут четко видно, как снижается интерес игроков к Xbox Series. В мае 2025 года продажи консолей по всему миру вообще упали до смешных 30–40 тысяч в неделю (снижение примерно в два раза) и с тех пор не растут. Это связано с кардинальным изменением политики Microsoft, которую мы затронем в следующем пункте. Пока что обозначим — продажи консолей постепенно падали.
На этом графике можно проследить, как неумолимо Xbox Series уступала PlayStation 5 по продажам почти каждый месяц. Особенно ощутимый разрыв наблюдается последние два года. На момент октября 2025 года Xbox Series продалась тиражом всего в 33,5 млн экземпляров. У PlayStation 5 — 79 млн устройств, Switch — 151 млн. Новехонькая Switch 2 продается как горячие пирожки, за 4 месяца ее купило более 8 млн людей.
Руководство Microsoft не первый год осознает серьезность ситуации и понимает, что даже выгодное предложение Game Pass не мотивирует игроков покупать их консоли. Компания признала, что никогда не получала прибыль от продажи своих устройств — у них слишком высокая себестоимость, а доход идет лишь от сервисов и продажи игр.
После введения Трампом тарифной политики и возникновения высокой инфляции цены на приставки поползли вверх. В августе Sony повысила цену на PlayStation 5 в США до $550, а PS5 Pro теперь стоит $750. Немногим ранее это же ждало европейских покупателей PlayStation 5, которые вынуждены были заплатить на 50 евро больше.
Microsoft пошла еще дальше — и дважды повысила стоимость своих устройств в США! Теперь Xbox Series X на крупнейшем рынке мира стоит аж $650, а Series S с 512 ГБ — $400. Получается, что всего за шесть месяцев Series X в США подорожала на $150, а Series S — на $100.
Решение корпорации мало кто понял, а крупные американские торговые сети жестко отреагировали. Costco и Sam's Club попросту начали избавляться от излишков консолей Xbox со складов, продавая их по заниженным ценам. Series S сейчас можно ухватить всего за 179 долларов, а Series X — за 279 долларов (при наличии карты клиента). Судя по всему, ритейлеры собираются полностью вывести Xbox из ассортимента — настолько низок интерес американцев к устройствам. А ведь США всегда была главным рынком для Microsoft!
Возможно, корпорация просто идет ва-банк. Понимая, что гонка уже проиграна, она хочет терять как можно меньше денег на каждом проданном устройстве. Тем более, что современный маркетинг Microsoft вкратце звучит, как «все — Xbox». Ей словно уже неинтересно продавать много консолей, а новое направление бизнеса будет все больше концентрироваться на экосистеме, где игры можно запускать на чем угодно (а есть ли у вас Xbox Series не особо важно).
И да, по слухам около 75% проданных Xbox — это дешевые Series S, которые раньше стоили по 300 долларов. Microsoft точно осталась в жирном минусе.
Выход игр Xbox на конкурирующих платформах
Все эти факторы повлияли на кардинальную смену стратегии Microsoft. Компания понимала, что обладает потенциалом крупнейшего издателя в индустрии, но рискует все профукать, поскольку на консольном рынке заперта на откровенно провальном устройстве.
Как мы помним, глава корпорации Сатья Наделла еще за год до этого высказывался о неприязни к эксклюзивам. Microsoft начала действовать: в начале 2024-го стало известно о скором выходе Pentiment, Hi-Fi Rush, Sea of Thieves и Grounded на куда более популярных PlayStation 5 и Nintendo Switch. Наверняка рассудили, что 70% прибыли лучше, чем ничего (30% всегда забирает платформа).
Эксперимент признали удачным после миллиона проданных копий Sea of Thieves. Следом последовали несколько небольших игр, а в апреле 2025 года Xbox нагрянула на PlayStation 5 с целой охапкой хитов. За один месяц там вышли «Индиана Джонс», ремастер The Elder Scrolls IV: Oblivion, великолепная Forza Horizon 5, Age of Empires II: Definitive Edition, а на десерт — новая Doom.
Следом Ninja Theory портировала дилогию Hellblade. The Coalition же выпустила на консоли японской компании ремастер первой игры в культовой серии — Gears of War: Reloaded — некогда гордости всех фанатов Xbox.
Не преувеличением будет сказать, что сейчас Xbox победоносно чувствует себя на платформе главного конкурента. Вы наверняка видели скриншот статистики, где целых 6 позиций в топ-10 по продажам на PlayStation за квартал принадлежат играм от Microsoft!
В период с апреля по июнь Xbox валом релизов и правда гребла деньги словно вторая Nintendo. И хотя это позитивные новости для самой компании, они не сулят ничего хорошего ни устройствам Xbox, ни ее подписочному сервису.
Этот шаг как раз привел к тому, что Xbox Series в умах потенциальных покупателей практически перестала быть интересным предложением. На PlayStation теперь выходят не только дорогие блокбастеры и масса «японщины», но и разнообразные игры от студий Xbox. Да и новенькая Switch 2 куда дешевле, а ведь там уже есть классные эксклюзивы — Mario Kart World и Donkey Kong Bananza, остальные на подходе.
Консоли Xbox оказались в незавидном положении. В некогда эксклюзивные игры и даже системселлеры вроде Gears of War и Forza Horizon теперь можно поиграть не только на ПК, но и на разных консолях. Консоли самой Microsoft в такой ситуации интересны только единицам энтузиастов.
Ну а серьезное повышение цен на них усугубило положение Microsoft на рынке консолей — ну кто из обывателей в здравом уме возьмет себе Series X за $650, если PS5 с большим пулом игр стоит $550. Цены отличаются даже в России.
Существенное повышение цен на подписку Game Pass
У Xbox остается ровно одна фишка, которая стоит потраченных денег на консоль, — Game Pass. Вы покупаете консоль (даже дорогую — она все равно дешевле ПК со схожим «железом»), оформляете годовую подписку у перекупов за меньшие деньги — и наслаждаетесь топовыми играми целый год.
Серьезно, коллекция настолько обширная, что можно даже другие игры не покупать, и обходиться только каталогом. Благо в 2025 году помимо игр от внутренних студий в него попали такие прекрасные вещи как Clair Obscur: Expedition 33, Metaphor: ReFantazio, Balatro и Blue Prince.
Ладно, стоит взять в довесок пару хитяр вроде Battlefield 6 и GTA 6 грядущей весной — и забыть вообще о недостатке игр.
Но Microsoft явно норовит испортить себе всю репутацию за короткий период. Корпорация повысила цены на Game Pass Ultimate в полтора раза: с 20 до 30 долларов в месяц. И объяснила это добавлением каких-то совершенно несуразных плюшек, мало кому интересных. Теперь, если покупать подписку официально, то за год можно отдать 360 долларов — эквивалент примерно 5 ААА-игр за 70 баксов и инди на мелочь.
Резкое повышение цен взбаламутило индустрию. Жестко высказались как ведущие игровые журналисты Том Хендерсон и Джез Корден, так и блогеры MrMattyPlays и Mightykeef — многие демонстративно отписались от сервиса. Сайт с управлением услугой просто упал от наплыва желающих — кажется, реакция публики куда серьезнее, чем рассчитывала Microsoft.
Высказалась и бывшая глава Федеральной торговой комиссии США Лина Хан — под ее руководством организация как раз подавала на Microsoft в суд. Хан говорит, что предупреждала о подобном развитии событий и еще раз напомнила, что пару лет назад представители корпорации обещали, что в результате слияния с ActiBlizz цены на Game Pass не вырастут. Что ж, получается, корпораты врут.
Характерна и эта картинка, на которой сравнивается динамика стоимости месячных подписок Game Pass Ultimate и Netflix Premium. Оба сервиса довольно похожи друг на друга: в обоих огромная библиотека релизов на любой вкус и каждый является лидером в своей индустрии.
Однако Netflix повышает цены довольно равномерно, и подписчики понимают, чего ожидать. Microsoft же абсолютно непредсказуема: больше 4 лет держалась очень приятная и заслуженная цена, а потом за 14 месяцев следует два повышения. Сперва на 17%, а потом на все 50%!
Такие резкие скачки никому не по нраву. Жаль, что в корпорации не нашлось человека, который наложил бы вето на это решение.
Но почему его вообще приняли? Свежие инсайды утверждают, что компания якобы потеряла 300 миллионов долларов из-за выпуска Call of Duty: Black Ops 6 в Game Pass. Многие геймеры подписывались лишь на месяц-другой, а после отменяли подписку, из-за чего компания получила меньше денег, чем при прямой продаже за 70 долларов. Вот только кто гарантировал Xbox именно те прибыли, на которые они рассчитывали? Игровая отрасль крайне непредсказуема, порой проваливаются даже FC (бывшая FIFA) и проекты бывших продюсеров GTA 5, и Call of Duty — не исключение.
Важным моментом стал и малый рост числа подписчиков. В начале 2022 года Microsoft отчитывалась о 25 млн «пассеров» на борту. Спустя два года цифра выросла до 34 млн, а выход Call of Duty в подписке по мнению компании должен был привлечь новую кровь. План явно провалился, что и привело к кардинальному повышению цены.
Но что делать геймерам, которые привыкли пользоваться удобствами и обширным каталогом Game Pass? Если вы химичили и брали подписку у перекупов, то можно продолжать делать это и в 2025–2026 годах, время сейчас неспокойное. Цены выросли, но далеко не на 50%. Остальным лучше брать не годовую подписку, а залетать в сервис под интересную вам игру или, допустим, в отпуске. Альтернативный вариант — оформить Game Pass Premium без релизов первого дня за куда меньшие деньги и проходить бэклог, там полно бриллиантов. Новинки же приземлятся в течение года.
Так что делать Xbox?
Ставить себя на место руководителя влиятельнейшей корпорации довольно странно, но мы сделаем это с позиции геймера, то бишь полного профана в бизнес-вопросах.
Шаг 1. Уволить Фила Спенсера и нанять нормального жесткого управленца
Фил — наш человек, такой широкий и приятный парень-рубаха. Но он явно засиделся на такой важной должности. Спасибо Спенсеру за аналог Netflix, который с годами развился в нечто большее, чем ожидалось при запуске. Спасибо ему за функцию обратной совместимости, с ней мы всегда можем запустить классический проект из детства и поностальгировать в свое удовольствие.
Однако как к управленцу к Спенсеру всегда было множество вопросов. Слишком много игр варились в производственном аду, слишком нерегулярными были релизы — вспоминается провальный 2022 год без единого блокбастера. Спенсер явно не умеет давить на подчиненных и требовать соблюдений сроков. Раз за разом возникало ощущение, что в студиях Xbox царит полная творческая свобода, что с одной стороны хорошо, а с другой — геймеры сидят без игр.
Microsoft точно нужно нанять жесткого человека, который умеет добиваться своего и лучше организует работу множества студий. Таких, кстати, полным-полно, особенно среди японцев. В большинстве восточных студий четкая организация рабочего процесса, благодаря которой игры задерживаются редко, и обычно они высокого качества. С таким руководителем сотрудники 30 студий Xbox начнут работать продуктивнее, а не попивать лавандовый раф, или чем они там занимаются годами.
Шаг 2. Снизить стоимость Game Pass до $25
Все люди ошибаются. Ошибку стоит признать и руководству Microsoft. Этот ход немного повысит популярность компании и вернет почти всех старых подписчиков, которые на днях отписались. 25 баксов же — вполне справедливая цена за обилие контента.
А повысить цену всегда успеется, тем более, что нас ждет впереди никто не знает.
Альтернативный шаг 2. Убрать из Game Pass релизы первого дня
Если верить инсайдам, сотрудники Microsoft считают, что Day One-релизы обходятся им слишком дорого и подписку следовало запустить без них.
Это легко достижимая цель. У игр 2026 года нет точной даты релиза, вот и нечего добавлять их сразу в подписку. «Премиум» аннулировать, вместо него поставить «ультимейт» с 400 играми (геймеры их будут проходить годами), а спустя месяцы потихоньку добавлять новинки вроде Fable и Forza Horizon 6. Цену, разумеется, снизить до 20–25 долларов, а лучше поставить, как у PlayStation Plus Premium.
Да, хардкорные геймеры обидятся, поноют, кто-то точно отпишется. Но большая часть примет это решение, тем более, что оно максимально схоже с аналогом от PlayStation.
Плюсы для компании? Она наконец-то перестанет находиться в перманентном минусе, ведь добавлять новинки в день релиза — это значит отказываться от классических прибылей. Глядишь, может спустя годы игры опять начнут приносить Xbox доход.
Шаг 3. Убедить руководство PlayStation портировать свои эксклюзивы на Xbox
Звучит сумасшедше, но попытаться стоит. Xbox уже много лет демонстрирует максимальную открытость и приверженность идее экосистемы. В 2025 году в игры компании можно играть на чем угодно: Xbox, PlayStation, Nintendo, ПК и в облаке.
Самое время попытаться переманить так называемых «врагов» на свою сторону. Не будем затрагивать Nintendo, это отдельный бизнес, существующий словно в вакууме. Но PlayStation — это же самые настоящие братья, только синего цвета. Две армии не должны воевать друг с другом, они вполне могут уживаться и даже делиться плюшками.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В ответ на Gears of War, Forza Horizon 5 и «Индиану Джонса» японская корпорация выпустила на Xbox свою хитовую сервисную игру — Helldivers 2!
В августе 2025 года случилось знаменательное событие — две некогда непримиримые компании обменялись важными играми. Возможно, положили начало прекрасной традиции. И да, есть немалая вероятность, что PlayStation захочет увеличить прибыли выпуском старых блокбастеров на другой платформе. Как когда-то было с портами для ПК.
Шаг 4. Выпустить классную консоль раньше «синих»
Сейчас ходят слухи, что Microsoft может прикрыть создание консоли следующего поколения из-за неуверенности в ее целесообразности. Отставить панику!
Топ-менеджменту корпорации стоит вздохнуть поглубже и вспомнить времена Xbox 360. Тогда для победы (окей, лидирования на протяжении почти всего поколения) Microsoft сделала всего несколько важных вещей. Выпустила консоль раньше конкурента, предлагая графику нового поколения. Поставила низкую цену. Упростила жизнь разработчикам, сделав знакомую архитектуру. Выпустила мощную стартовую линейку игр.
Тогда Xbox 360 не похоронили даже пресловутые красные огни смерти, которые испортили настроение огромному числу игроков, а корпорация была вынуждена вложить миллиард долларов, чтобы искупить все грехи.
Кажется, это неплохой пример, с чего можно начать камбэк в следующем поколении. Если новенькая сверхмощная Xbox за адекватные деньги выйдет за год до PlayStation 6, то у нее есть шансы нарастить аудиторию энтузиастов, подсадить на Game Pass новых людей и показать некстген на примере хотя бы нескольких блокбастеров. А будет ли это Halo, Gears of War: E-Day или The Elder Scrolls VI — это уже не так важно, ведь с играми у Xbox все отлично.