Doom 3 BFG Edition Ремастеры-ломастеры

DLC, add-on's, Expansion Set’s всё это служит одной цели — использовать популярность уже вышедшего или выходящего продукта, дабы с минимальными усилиями, используя уже готовые наборы моделей, движок и сам игровой мир, заработать денег. Попутно конечно можно рассказывать новые истории, внедрять новые механики и игровые элементы, но это скорее приятный бонус в том случае, если создатели того самого дополнительного контента имеют на всё то желания, амбиции и ресурсы. Правда есть и более отложенный способ заработать на уже готовой игре спустя годы после её выхода. И речь здесь идёт о ремастерах и переизданиях. Вот и в случае с Doom 3 новый владелец студии id, а именно Bethesda уже через несколько лет после приобретения разработчиков решила переиздать всю серию игр в одной обёртке. Тем более к тому времени былая слава идовцев уже померкла среди массы любителей игр, а их последнее творение Rage оказалось далеко не тем успехом как многие чаяли. Вот и настало время снова напомнить всем о прошлых достижениях. Так чем же в итоге обернулся Doom 3 BFG Edition для самого главного блюда в своей тарелке, ибо первые две игры остались почти, что не затронуты изменениями? Попробуем пройтись по плюсам и минусам.

Doom 3 BFG Edition Ремастеры-ломастеры

Pro

Так какие плюсы можно отыскать у того самого издания. Во-первых, то, что это именно три игры, собранные единым пакетом, при чём, даже с эксклюзивным контентом в виде отдельного дополнения к Doom II (No rest for Living) и Doom 3 (The Lost Mission).
Во-вторых, всё это запускается без всяких костылей и стабильно работает на современных системах (Если конечно речь не идёт о русификации).
В третьих игра была перенесена на последнюю версию движка третьего Дума, что позволило прикрутить к ней некоторые новые графические фишки и навороты. И собственно на этом список того что я могу назвать хоть какими-то плюсами издания заканчивается, ибо пришла пора немного побомбить на перенос игр в этот самый сборник.

Дурацкий новый интерфейс КПК
Дурацкий новый интерфейс КПК

Говорить я буду преимущественно о изменениях в Doom 3, ибо предыдущие игры как не крути, остались практически теми же самыми играми из 90-х, ну да кресты на аптечках заменили пилюльками, а из секретов удалили врагов из Wolfenstein 3D вместе с нацистской символикой. Но всё это мелочи, тем более сборник прекрасно поддерживает замену wadов на православные без еретических изменений. В случае же с Doom 3 и его аддоном Resurrection of Evil шаловливые ручки улучшателей влезли по самое горло. Так о чём же речь.

120 фепесов ну и ну
120 фепесов ну и ну

Et contra

Во-первых, игру сделали светлее: там, где раньше царила непроглядная тьма и мрак теперь царят осветлённые текстуры, а ведь на современных мониторах и оригинальные игры не настолько тёмные как планировалось создателями.
Во вторых фонарик сделали из отдельного оружия нательным сочетаемым с оружием в руках. Я всё понимаю и помню тысячи мемов на тему изоленты на Марсе и все эти жалобы игроков, вынужденных выбирать между стволом и фонариком. Но это был именно авторский выбор для игры, на котором мало того, что был построен игровой дизайн со всеми этими тёмными углами, неспешными врагами, но и сам игрой процесс сочетающий исследование с фонариком и бой с врагами.
Кроме того некоторые фрагменты игры с прикрученным фонариком тупо перестают работать, ибо зачем охранять учёного несущего свет в тёмном зале или спешить за светящейся колбой во тьме, если ты всегда можешь подсветить себе путь.
К тому же вкупе с общим осветлением игры наружу стал показываться тот самый графон из 2004 года, с его простецкими моделями и размазанными текстурами. Всё то, что раньше было скрыто во тьме и отдано на волю воображения игрока, теперь тебе видно воочию. Вон в том же аду ты должен был быть вообще без фонарика, но авторы переиздания просто положили на это болт.

Никогда ещё Марс-Сити не был столь светел и обмылен
Никогда ещё Марс-Сити не был столь светел и обмылен

И я видимо где-то проспал тот момент, когда третий Дум оказался необычайно хардкорной игрой не для всех, что его пришлось перебалансировать на ходу. Чёрт возьми, но даже оригинальная игра с аддоном всегда казалась мне довольно простой игрой, но авторы переиздания решили, что игру следует ещё сильнее упростить. И на благо игроку щедрой рукой рассыпали по картам ЕЩЁ больше патронов и оружия, пошли вырезать «лишних» врагов. В результате чего, мало того что исчезли некоторые из моих любимых моментов троллинга со стороны игры, когда тебя могут забросать целым рядом чертей из крохотной каморки, так и в целом игра потеряла хоть какой-то момент напряжения.
Особенно пострадал от урезания контента аддон откуда мало того что вырезали целые боевые арены с врагами, так ещё авторы полностью обесценили фрагмент с токсичными тоннелями в середине игры. Кто помнит, в оригинале там из-за шлема у тебя сильно ограничивалось зрение по краям экрана, к тому же постоянно кончался запас воздуха, который следовало пополнять из баллонов. Из-за чего всю игровую секцию следовало проходить быстро и резко, постоянно используя сердечный артефакт. В переиздании зрение свободное, а воздуха вообще не нужно, а в таком виде эта секция оказывается просто тремя с половиной скучными коридорами. И это я ещё не упоминал об изменении интерфейса местных КПК, который стал просто каким-то неудобным и контринтуитивным — зачем и для кого такое сделали вообще непонятно.

Да и на раскопках как-то посветлело
Да и на раскопках как-то посветлело

Однако помимо основной игры и дополнения родом из тех не столь далёких времён в составе издания оказался и совершенно новый контент, а именно новое дополнение Doom 3 The Lost Mission и о нём-то мне хотелось бы поговорить чуток поподробнее.

Doom 3 The Lost Mission

За одного из этих обычных ребят мы и играем
За одного из этих обычных ребят мы и играем

Так что же представляет собой дополнение для старой игры, вышедшее спустя 8 лет после релиза оригинала. Стало ли оно в ряды лучших аддонов вместе с Half-Life Opposing Force или достойно пополнить ряды безымянных и забытых поделок вроде допмиссий к Spear of Destiny?

Обычное рабочее место
Обычное рабочее место

Про что же оно

Сюжетно игра является ответвлением сюжета оригинальной игры, и её действие происходит одновременно с приключениями безымянного морпеха, пытающегося остановить зловещие планы доктора Бетругера. Игрок берет на себя роль последнего выжившего члена команды Браво, которая попала в засаду демонов в третьем Думе. Выживший из команды Браво связывается с ученым, работающим над экспериментами по телепортации в Exis Labs, и помогает уничтожить экспериментальную матрицу телепортации, которая была захвачена демонами в Аду, дабы предотвратить вторжение демонических орд на Землю.

Обычный коридор
Обычный коридор

Как же оно выглядит

Само дополнение было создано на основе карт, которые вырезали из оригинальной игры, чтобы не затягивать и так уже затянутую игру. И это прямо видно. По большей части мы путешествуем по знакомым визуально декорациям, подвергшимся незначительным изменениям, чтоб совсем уж не ощущаться использованием уже имеющихся уровней. Не раз и не два при прохождении вы испытаете чувство deja vu, от очередного коридора или зала. Но с другой стороны это всё та же марсианская база, построенная по единому проекту из одних стройматериалов, так что откуда здесь будет большое разнообразие. К счастью, когда дело доходит до адских уровней то игра вновь расцветает, даря вам, пожалуй, самые впечатляющие визуально и по общему дизайну карты, снабжённые отсылками к первым играм из 90-х и здоровым уровнем сложности. Вот, ей богу, именно здесь можно увидеть самый впечатляющий Ад из всех третьих Думов. Так же здесь становится заметно отличие от уровней из оригинала и первого аддона в том, что местные уровни уже сразу разрабатывались под новое освещение и светлые текстуры, что позволило выдавать более цельную и продуманную картинку в плане визуала.

Просто телепортировался обычный монстр
Просто телепортировался обычный монстр

Как же оно играется

Кроме того после Resurrection of Evil, где КПК были банальным источником кодов для шкафов, к нам снова вернулись микроистории и атмосферные КПК, которых в такую короткую игру отсыпали от всех щедрот. Из-за чего мы снова ощущаем себя не участником адской гонки как в прошлом дополнении, а вдумчивым свидетелем и исследователем трагедии постигшей марсианский комплекс. При этом игра не идёт по стопам того же Half-Life Blue Shift и щедро снабжает нас всем арсеналом из оригинала, да ещё догоняет и вручает двустволку и гравихват из старого дополнения. Конечно, никаких душекубов и прочих сердечных артефактов нам не видать как своих ушей, но, если честно, их отсутствие как-то не резало душу. Так же и с количеством врагов, которых тебе предстоит встретить: их больше чем в оригинальной игре, но до мясных объёмов первого аддона всё же далековато. Из чего и следует местный геймплей, которому удаётся поймать тонкую грань между медитативным истреблением вражин в Doom 3 и мясоколбасной дробилкой Resurrection of Evil.

Обычная спасательная команда
Обычная спасательная команда

Пожалуй, единственное, что огорчает это отсутствие креативности в плане интересных загадок или игровых ситуаций. Как пример в начале игры вам предстоит завести генератор плазменным шаром, выхваченным гравихватом из потока плазмы. Казалось бы, берите пример с Халфы и раскрывайте потенциал на полную: чтобы в одном месте шары плазмы нужно было перекидывать от источника к источнику или в другом заряжать аккумулятор от шаров бросаемых импами и рыцарями ада. Но нет — всё останется в рамках самого обычного стандартного шутана, а ведь в игре был потенциал на большее. Правда здесь скорее сам же придумал себе будущие моменты и сам же расстроился, не встретив их.

Необычная лодка на необычной реке
Необычная лодка на необычной реке

Итого

Так что же мы имеем в итоге. А имеем в итоге мы довольно крепкое дополнение, которое в рамках Doom 3 стоит где-то посередине между потенциальными Opposing Force и Blue Shift. С одной стороны у нас есть максимально быстрое и короткое дополнение, проводящее по всем тропам и путям оригинала подобно похождениям Барни. А с другой, лично мне это дополнение понравилось даже больше оригинала, ибо пусть в нём нет столь удушающей атмосферы одинокого ужаса как там или более адреналинового геймплея из первого аддона. Но этому дополнению удалось поймать меня на ту самую грань, где игра начинает действительно вкатывать. Однако вряд ли со мной многие согласятся, ибо обычно это дополнение рассматривается всеми как совершенно необязательный элемент, встроенный в переиздание, до которого мало у кого добираются руки, а у кого добрались не вызывает особых положительных эмоций. Но всё же если вам в своё время довелось сыграть в третий Дум и его первое дополнение и вам порой хочется вновь прикоснуться к этому миру, игре и стилистике, попробуйте в следующий раз сыграть именно в The Lost Mission. Кто знает, может вам оно и зайдёт.

Обычная отсылка
Обычная отсылка

P. S.: Локализация этого дополнения на сей раз пала на плечи любителей из ENPY Studio и справились они со своей работой довольно неплохо. По крайней мере, использованные голоса не режут слух после прохождения локализованной оригинальной игры с аддоном. Особых ошибок в тексте и речи тоже не углядел. Даже акценты постарались обыграть. Так что зачёт любителям.

3333
22 комментария

У меня какого то хера БФГ эдишн в стиме появилась, но я покупал лишь оригинальный Doom 3 и аддон к нему. Все таки лучше сам посмотрю так ли страшен черт как о нем говорят.

1
Ответить

Лично я впервые опробовала серию именно начиная с третьей части. И так как я понятия не имела, что это вообще за Дум такой и как он должен выглядеть - мне очень понравилось - этакий неплохой шутер с элементами хоррора. Для меня даже то самое решение с фонариком пошло в плюс, так как добавляло атмосферности.
А потом я увидела, что из себя представляют первые части. И сразу поняла, за что же не любят тройку. И даже вполне понимаю фанатов, что не мешает мне считать третий Дум хорошей игрой.

7
Ответить

Да и у меня самого БФГ эдишн появился в библиотеке малопонятным образом. Словно его когда то раздавали каким-то хитрым образом.

Ответить

Могу ошибаться, но BFG Edition делалась на основе консольного порта (а не оригинальной пекарной версии), и поэтому местами выглядела похуже (не так, как оригинальный Crysis и его порт за 360, но тоже кастрированно). Упрощение некоторых геймплейных элементов может расти оттуда же.
Статью было интересно почитать, но предварительная вычитка и более аккуратное форматирование сделали бы этот процесс гораздо лучше.

2
Ответить

Начал читать, увидел только горение безумного фаната бессмысленного хардкора. Танцы с освещением бесили и во время выхода игры, и во время недавней попытки перепрохождения. Приклеенный фонарик - максимально логичный шаг, уводящий игру от экспериментального недохоррора (медленные враги? мне правда лень превращать этот абзац в стену текста с анализом боёвки) в сторону богоугодного геймплея, в том числе улучшающий душные куски типа сопровождения учёного с фонариком. А уж RoE - квинтэссенция скуки, которую сложно сделать лучше или хуже путём осветления каких-то сраных текстур. Соглашусь что в некоторых местах можно было сделать лучше, но судя по всему BFG пилилась для консолей в очень ускоренном порядке, чтобы кто-то успел вдумчиво отрихтовать все углы.

Ответить

Безумный фанат бессмысленного хардкора. Смешно. Учитывая что Дум 3 никогда и не был какой-то особо сложной игрой. Да в игре полностью поломана система брони и главный герой мало того что довольно медленный, так ещё и цепляется за углы и проёмы, но фонарик в целом ощущается довольно рабочей механикой. Тем более по настоящему он не настолько сильно то и нужен игре за исключением буквально считанных уровней. Тот же фрагмент с сопровождением учёного длится не больше 5 минут и скорее вносит некоторое разнообразие в репитативный геймплей. А в RoE есть ряд своих проблем, в число которых скука уж точно не входила. В нём наоборот авторы постарались по максимуму разогнать геймплей, хотя и за счёт костыля в виде сердечного артефакта. Такое впечатление, что вы даже не особо вчитывались в мои выводы по оригинальной игре и аддону.

3
Ответить

дум3 хуйня

1
Ответить