Игры Андрей Лисяный
13 591

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Как знаменитой игре удалось освежить жанр.

В закладки

Киберпанк снова в моде. Истории про безрадостное технологическое будущее встречаются в поп-культуре всё чаще: на экранах совсем недавно отгремели «Призрак в доспехах», «Бегущий по лезвию 2049», «Немой» и несколько менее известных картин, из сериалов можно вспомнить хотя бы «Видоизменённый углерод», «Мир Дикого Запада» или «Чёрное зеркало». Ну а в мире видеоигр последние месяцы только и разговоров что про Cyberpunk 2077.

И тем обиднее наблюдать, как некогда передовое, контркультурное направление теряет свою злободневность: его пессимистичные прогнозы превратились в тропы и условности сеттинга, а мрачные тона, сформированные разочарованием в будущем, стали простой стилизацией. Ярким примером служит недавняя демонстрация Cyberpunk 2077 — о самой игре, конечно, говорить ещё рано, а вот трейлер показал практически все штампы, приходящие на ум при слове «киберпанк», хоть большинство из них потеряло свою актуальность.

Электроды, спадающие локонами с головы, киберпротезированые тела, лежащие на полу, «паучьи» импланты вместо глаз — все эти атрибуты сейчас нужны, в первую очередь, чтобы впечатлить игрока, а не создать правдоподобную картину следующих лет.

Можно сказать, что жанр остановился в развитии, повторяя одни и те же образы вновь и вновь, хотя многие из них уже устарели. Его герои остались в прошлой эпохе, а в ночном городе больше ничего не происходит. Подобная судьба постигла до этого космовестерн, атомпанк и другие старые направления — перестав отражать нашу действительность, они превратились в просто красивые сеттинги. Мы всё ещё любим эти истории, их романтику и настроение, но вряд ли воспринимаем их серьёзно.

Сейчас мы видим поучительную притчу или страшную сказку в том, что задумывалось как предсказание будущего. И всё же есть исключения. Современные части Deus Ex — один из самых ярких примеров. Deus Ex: Human Revolution отказалась играть по старым правилам. Вобрав в себя опыт предыдущих произведений, она переосмыслила особенности киберпанка и вновь сделала его современным. Разберёмся, как ей это удалось.

Общие корни

Начинать рассказ о чём-либо лучше с истоков, но в случае игр Deus Ex это всегда было непросто. Динамичная детективная история серии тесно переплеталась с интерпретациями древних мифов и городских легенд, а под ней скрывались довольно серьёзные вопросы о будущем человека и общества.

Не стала исключением и Human Revolution — сквозь неё красной нитью проходит миф об Икаре, древнегреческом герое, подлетевшем чересчур близко к Солнцу. Красивая аллегория предостерегает от неправильного использования технологий, однако речь идёт не просто об оружии или предприятиях, губящих наш мир. Под угрозой оказался человек как таковой, ведь центральная тема всей серии — трансгуманизм.

Это международное движение, целью которого является улучшение физических и умственных способностей человека, продление жизни, уменьшение страданий, предотвращение старения и, в конечном счёте, смерти — всё благодаря научным открытиям и использованию современных технологий. Сторонники концепции считают, что благодаря разуму люди смогут избавиться от ограничений, навязанных природой, и достичь новых высот.

Сейчас в мире действуют многочисленные трансгуманистические организации и сообщества

Человечество уже очень долго грезит трансгуманизмом. Идея искусственного улучшения человека старше не только Deus Ex, но и «Призрака в доспехах», «Нейроманта», да и самого киберпанка в целом. Её корни уходят глубоко в историю, но будет достаточно вспомнить начало XX века.

В то время люди тоже мечтали, не меньше чем мы, и причин для этого было предостаточно. Наступил переходный период между эпохами, и за короткое время люди совершили множество научных открытий: в обиход входило электричество, Чарльз Дарвин развенчал предыдущие представления о живом, а многие мыслители положили конец неоспоримому правлению религии.

Вера в Бога уступила главенствующие позиции, а вперёд вырвалась вера в Человека и в Прогресс. Фридрих Ницше предвещал приход сверхчеловека с принципиально иным мышлением. Джон Холдейн, основоположник генетики, предлагал улучшить человека, создавая следующие поколения искусственно. Пьер Тейяр де Шарден объединил религию и науку, утверждая, что Бог — финальный этап развития всего живого и разумного.

Широкое распространение получили также идеи Николая Фёдорова, основателя космизма. Философ верил в творчество и разум человека, считал, что главной задачей науки стала победа над смертью: «Смерть от старости — символ господства природы над человеком. Поэтому преодоление смерти приведёт к появлению нового человека, с изменённым мышлением, человека, полноценно верящего в свои силы по регуляции, разумному управлению природой». Из предтеч трансгуманизма в те времена можно вспомнить ещё Константина Циолковского, Фрэнсиса Вилларда и многих других.

К сожалению, «золотой век» продлился не долго. Нашлись люди, обратившие эти достижения против человечества, ввиду своей глупости, жестокости и собственных амбиций.

Бедный Ницше, в первую очередь, мечтал о духовном совершенствовании человека. Нацисты присвоили его идеи, вывернув наизнанку

Достижения в технике использовали, в первую очередь, в военном деле. По приблизительным оценкам, 92 миллиона человек стали жертвами Первой и Второй мировых войн, начатых во имя Справедливости, Прогресса и Порядка. Ещё больше остались искалеченными и обездоленными.

Мечты о сверхчеловеке привели к возникновению страшнейшего из тоталитарных режимов, а проводившиеся под предлогом улучшения человечества эксперименты были настолько жестоки, что до сих пор евгеника как наука под международным запретом.

Именно эти трагические события, разрушение надежд и разочарование в наступившем будущем вдохновили основателей киберпанка написать первые произведения. На смену надеждам и непоколебимой вере в человека пришли цинизм, недоверие ко всему и тревожные мысли о настоящем и будущем. Поэтому киберпанк имеет много общего с антиутопией, а человек в нём зачастую показан в негативном свете.

Однако есть и другая сторона медали. Спустя много лет, научные достижения всё же принесли пользу людям. На сегодняшний день генетические исследования помогают в предотвращении многих наследственных заболеваний; выводятся новые агрокультуры, способные выстоять в тяжёлых условиях; киберпротезирование ощутимо улучшило жизнь многих, получивших инвалидность по различным причинам.

Первая миоэлектрическая рука была создана в 1958 году в Советском Союзе

И речь идёт не только о протезировании конечностей — можно вспомнить, например, о водителях ритма, спасающих сердце, о кохлеарных имплантах, сохраняющих слух. То же можно сказать и о других технологиях: ядерная энергетика сейчас питает электричеством целые страны, сохраняя природные ресурсы и климат, современные достижения уже дали первые ростки в предотвращении голода и недостатке жилья, и это только начало.

Однако человечество заплатило за это высокую цену. Вопросы о том, были ли виновны сами идеи, или их извратила человеческая природа, и можно ли было этого избежать — сложные, и вряд ли мы в ближайшем будущем сможем найти ответы.

Может показаться странным начинать рассказ о Deus Ex с подобных тем, казалось бы, не имеющих отношения к игровой индустрии. Отчасти это верно, Human Revolution — видеоигра, созданная, в первую очередь, для развлечения. В то же время, она поднимает серьёзные вопросы, учитывая не только каноны жанра, но весь многовековой опыт человеческой истории.

В этом проявляется первое заметное отличие Human Revolution от классического киберпанка — вместо бездумного цитирования «Бегущего по Лезвию» или книг Гибсона разработчики из Eidos Montreal отходят от атмосферы 80-х и предсказывают будущее на основе мира, какой он есть сейчас.

Новые старые люди

Human Revolution начинается воодушевлённо. Забудьте об упадке и безысходности старых произведений, мир игры очень напоминает наш, точно так же в воздухе витает напряжение и беспокойство перед научными открытиями. Не без причины — события игры происходят в 2027 году, и уже больше двадцати лет в мире существуют аугментации.

Так называются биомеханические улучшения, а их носителей прозвали «Аугами». Импланты можно встретить повсеместно, будь то безобидный инфолинк для выхода в сеть, протез руки с ручной гравировкой или массивные улучшения военного образца.

Игра заявляет, что старые, примитивные, гротескные протезы должны уйти в прошлое. Светодиодам вместо глаз и гигантским, грубо сваренным трубкам места больше нет. В Human Revolution аугментации — не просто утилитарное устройство для нуждающихся, их производят и продают как произведения искусства.

А вот так это выглядит в Cyberpunk 2077

Взгляните на рекламный ролик Sarif Industries, в нём вы не увидите и тени стыда, скованности или смущения. Быть обладателем аугментации престижно.

Дизайн протезов впечатляет не только своей изысканностью и утончённостью, он эргономичен и создан как естественное продолжение современных технологий.

Например, искусственные ступни не похожи на человеческие, но только потому, что более острая форма делает их удобнее. Разработчики подсмотрели её у ныне существующих моделей, известных тем, что их обладатели устают медленней и бегают быстрее обычных людей.

Есть и другой интересный случай: Дэну Мелвилу в рамках благотворительной акции собрали на 3D-принтере протез, основываясь на разработках игры. Аугменты в игре плотно связаны с реальными разработками.

Так, на сегодняшний день изобрели чувствительную киберкожу, колени на микропроцессорах, сверхпрочное углеволокно, электронную сетчатку, в разработке устройство, позволяющие вернуть зрение.

На гифке сверху Лес Бах демонстрирует свой новый протез. Мистер Бах потерял в молодости обе руки, и учёные университета имени Джона Хопкинса разработали для него устройство, непосредственно принимающие электрические импульсы мозга.

Другой интересный пример — проект Braingate. Пока он ещё на раннем этапе, но уже позволяет людям, утратившим способность самостоятельно двигаться, управлять манипуляторами удалённо, с помощью мысли.

Множество талантливых учёных работает сейчас в этой отрасли, и их достижения сильно отличаются от того, что было ещё лет 10 назад.

В будущем 2027 году, по версии Eidos Montreal, человек сможет иметь сверхъестественную силу, скорость и реакцию, его кожа, усиленная карбоновым волокном, будет твёрже стали, устойчивая к высоким температурам и электрическому напряжению, искусственная печень будет способна переработать большинство смертельных токсинов, не говоря уже о неограниченном количестве алкоголя, а лёгкие позволят задержать дыхание значительно дольше обычного.

Социальный адаптер сможет выпускать феромоны, позволяющие убедить собеседника в своей правоте, улучшения глаз позволят замечать детали, недоступные обычному человеку, а система Sentinel будет в реальном времени мониторить состояние здоровья носителя, автоматически корректируя опасные для жизни показатели. Сейчас это выдумки, но сколько из этого останется фантастикой лет через 20?

Эпоха Кибервозрождения

Несомненно, аугментации — основной элемент истории Deus Ex, но и помимо них в мире много интересного. Вечно мрачные, вечно грязные мегаполисы остались в восьмидесятых. Специально для игры дизайнеры Eidos придумали визуальное направление, получившее название «Киберренессанс».

Пыльный, апокалиптичный город — один из самых запоминающихся образов, но он слишком далёк от современных реалий, поэтому от него пришлось отказаться

Эпоха Возрождения выбрана не случайно, она ознаменовала поворотный момент в нашей истории. После десяти веков мрака тьма отступила, и начали заново развиваться различные науки, медицина, искусство. Деятели этого времени унаследовали достижения античности, но пересмотрели их, практически каждое направление было открыто заново. Разработчики увидели подобную преемственность и в XXI веке, когда научные достижения позволили узнать много нового о мире и человеке.

Как и во времена Ренессанса, мы сейчас изучаем с невиданной детальностью всё, от тайн космоса до человеческой психики. Кажется, что не существует вещей, которые нельзя изучить, объяснить, разобрать на составные детали.

Это первая игра, в которую я мог внести немного творческого безумия, мне дали карт-бланш. Нео-Ренессанс возник из центральной темы игры — трансгуманизма. На определённом этапе я изучал скетчи Леонардо да Винчи, и это стало связующим звеном, так как это было основой концепции человека как машины. Именно во время Ренессанса люди начали понимать, как работает тело. Трансгуманизм — это улучшения человеческой механики.

Джонатан Жак-Беллетет
ведущий художник

Пышность, размах Барокко, изящный сплав современного дизайна и классицизма — всё это сформировало стиль, ставший визитной карточкой нового Deus Ex. Виден он во всём: в архитектуре зданий (штаб-квартира Sarif Industries напоминает католический собор вместо привычных киберпанковских пирамид), в скульптуре и интерьерах, в дизайне одежды и афишах театральных представлений.

В театре собирает полный зал опера «Il Metamorfoso», чья афиша одновременно напоминает «Призрака оперы» и отсылает к Shodan из System Shock
Стиль особенно сильно отразился на одежде людей, и бывает сложно найти знакомый покрой, будь то строгий деловой костюм, вечернее платье или повседневные вещи

Кажется, художники сделали не так уж и много — просто разбавили современные тенденции образами старинного времени, но в итоге получился стиль, который воспринимается свежо и неповторимо.

По ту сторону закона

Всё это, конечно, характерно только для ярко освещённых улиц мегаполисов. Стоит свернуть не туда, посетить бедный, неблагополучный район, как сразу появляются знакомые образы. Грязные переулки, полузаброшенные дома, бездомные, гангстеры, чёрные рынки — Human Revolution хорошо помнит о своих корнях.

«Акира»

Особое место в игре уделено преступности. Киберпанк любит показывать криминальный мир с долей романтики. Главные герои оказываются то уличными самураями, то хакерами по найму, а банды байкеров из «Акиры» запомнились всем надолго. И ничего из этого здесь нет.

Преступность показана реалистично, похоже на нынешнюю. Причины остались те же, а вот методы изменились. И они пугают.

Представьте себе уличную банду «Сборщики». Когда-то они грабили прохожих, отбирая у них дорогостоящую электронику. Теперь они похищают местных жителей, рабочих по найму, случайных туристов, убивают их и разделывают, забирая механические части. Без личных мотивов, просто чёрный рынок вторичной продажи аугментаций — довольно прибыльный бизнес.

Тонг, да не тот

Случаются и более изощрённые преступления. За приемлемую плату некоторые соглашаются побыть «Прокси», перчаткой-инструментом для заказчика. Человек отдаёт контроль над своим телом и управляется удалённо другим, сидящим за ноутбуком в уютном кресле. Нужно ли говорить, что далеко не всегда подобные случаи заканчиваются для «куклы» благополучно.

О том, чем занимаются некоторые корпорации, и вспоминать не хочется. Их сияющие коридоры только усиливают контраст с их бесчеловечностью. Тщательно охраняют их секреты частные военные компании вроде Belltower.

Belltower подозрительно похожа на реально существующую Blackwater

В целом, криминальный мир в игре разнообразный. В основе всего лежит обычная человеческая жестокость, существовавшая всегда, только одни до сих пор играют по принятым правилам, а вторые во всю осваивают открывшиеся возможности.

Беспокойные будни Нео-Детройта

Криминал — не частный случай, в противопоставлении старого и нового вся Human Revolution.

Очень часто мы видим уже состоявшийся киберпанк, миры Blade Runner и Ghost in the Shell кажутся нам умиротворёнными, спокойными, происходящие ужасы стали там новой нормой. Они зачастую статичны, непротиворечивы.

Deus Ex же не боится показывать переходный этап, свойственные ему сомнения и турбулентность. Мир во время игры ощущается застывшим в движении, словно стоп-кадр спортсмена во время марафона.

Так, разное впечатление производят города, не даром их два. Детройт ещё пытается сохранить остатки своей индивидуальности: с современными небоскрёбами и клиниками соседствуют старые автомобильные заводы, полицейский участок, жилые дома из прошлого века.

А вот Шанхай, ныне именуемый «Хенгша», преобразился до неузнаваемости. Корпорация «Тай Юнг Медикал», избрав его своей штаб-квартирой, построила гигантскую мегаструктуру в центре города. С высоты птичьего полёта видно сияющие небоскрёбы, а вот старый город навечно погрузился во тьму.

Более яркий образ расслоения общества сложно и придумать

Любители классики почувствуют себя здесь как дома: тесные, шумные улицы, полные самых маргинальных представителей общества, зверские банды и безучастная полиция. Жители теснятся в отелях-капсулах или проводят свободное от работы время в ночных клубах, барах или борделях.

Нет спокойствия и на политической арене: тут идёт агрессивная борьба за полномочия между корпорациями с одной стороны и гражданскими организациями и правительством с другой. Мы привыкли, что в киберпанке компании имеют абсолютную власть. Human Revolution говорит, что добиться этого было не просто.

Но самое главное, игра убедительно показывает не только огромные организации, но и проблемы самых обычных людей, через разговоры, записки, заметки, квесты и случайно брошенные фразы.

Так, сотрудники Sarif Industries между собой спорят о правильности действий руководства. Не знают, что выбрать и обычные граждане: они могут получить улучшения, необходимые для конкуренции в работе, но для этого требуется лечь под нож.

Боятся за своё место в мире те, кто по тем или иным причинам отказались от улучшений. Не стали ли они бесполезным довеском человечеству, рвущемуся вперёд? Переживают обладатели и старых имплантов — не получили ли они модификации слишком рано, как быстро они устареют. Среди сторонников движения за чистоту, именуемого «Фронт Человека», также нет единого мнения: одни протестуют и требуют государственного управления, другие прибегают к более экстремальным методам.

Общее во всех случаях одно — настоящие людские переживания по пути из нашего мира в неизвестность.

Анатомия души

Игра оказалась щедра на детали, раскрывающие характеры людей, и особое внимание тут уделено главному герою. В его психологическом портрете разница между старым и новым киберпанком особенно заметна.

Классический герой жанра много взял у нуарных детективов 40-х

Жанр был основан в 80-е, и герой в нём соответствовал времени. Прожжённый жизнью одиночка, он больше ничему не удивлялся и думал, как прожить ещё один день, втайне мечтая о чём-то светлом. Рано или поздно ему подворачивалась удача, и он отправлялся в приключение, меняющее его взгляды на жизнь.

Главный герой игры Адам Дженсен — совсем другой.

Мы знакомимся с ним в переломный момент его жизни — работая начальником охраны корпорации, Дженсен получает смертельное ранение и проходит операцию по радикальному киберпротезированию. В отличие от многих, аугментирование застало его врасплох, он его не хотел. Это событие положило начало его истории и дало нам крылатую фразу «I’ve never asked for this».

Многое мы узнаём по ходу игры. В биографии героя есть белые пятна, но известно, что он служил в спецназе, потом в полиции. Во время работы случился инцидент, во время которого погиб человек, и Дженсен решил покинуть службу по этическим причинам. Это уже говорит о нём, как о человеке с установленными моральными принципами.

Интересно, что инверсию в жанре преподносит история: герой работает на корпорацию и противостоит СМИ, правительству и гражданским организациями — игра размывает привычные представления о хороших и плохих.

Более точное представление о личности Дженсена мы можем составить, осмотрев апартаменты.

Квартира в полумраке, видно, что Адам не любит яркие цвета. На столе можно найти современные журналы, мебель подобрана со вкусом, в квартире можно встретить произведения современного искусства — всё-таки мы играем не за простого рубаху-парня.

В ванной можно найти вдребезги разбитое зеркало и записку, говорящую, что новое прибудет скоро. По всей раскиданы квартире ящики с вещами из прошлой жизни Адама, рядом с ними журнал со статьёй о перспективах нейроимплантов и невербальной коммуникации, а в уголке лежат письма с пожеланиями скорейшего выздоровления. Дженсен пытается начать жить снова, но не может до конца принять то, кем он стал.

В свободное время Дженсен любит собирать различные механические изделия. Разработчики подтвердили популярную фанатскую теорию — это помогает ему разобраться в себе и своём искусственном теле.

А ещё он — одиночка. Адам старается не привязываться к людям, сохраняя со знакомыми дружеские отношения. Единственный раз, когда он позволил себе чувства — роман с Меган Рид. Герой так и не простил её смерть, и готов на всё, чтобы докопаться до правды. Но когда он проберётся в самую бездну — он окажется там один, и выбираться придётся, полагаясь только на собственные силы.

Адам не похож на типичного героя жанра, он другой, но его переживания близки многим из нас: застигнутый врасплох прогрессом, он оказался чужаком в этом мире. Он цепляется за прошлое, но именно его новые способности позволят пробить путь вперёд.

Только перед этим ещё предстоит выяснить, что же сейчас правильно.

Новое время, старые вопросы

Суть киберпанка не в неоне или кибепротезах, она в фундаментальных проблемах столкновения новейших технологий и человеческой природы. Human Revolution не скажет ничего нового, повторит вопросы, которые уже слышали, но сделает это так, что они прозвучат по-новому, близко и злободневно.

Сквозь всю игру ведётся спор о трансгуманизме: корпорации находятся в конфликте с властью, привилегированный класс и нищета всё больше ненавидят друг друга, всемогущие иллюминаты пытаются совладать со стихией прогресса. Казалось бы, стоило показать весь ужас и мрак от злостного использования технологий, обнажить самые тёмные уголки человеческой натуры, во сто крат усиленные технологиями — и тебя уже ничего не удивит, как под конец игра приносит ещё несколько доводов в уравнение.

Один из них показывает апокалиптический вариант. Человек, поверив обещаниям «золотого века» бездумно отдаёт за аугментации всё и, соответственно, теряет всё, даже контроль над собственным телом. Несчастные, недальновидные — заслужили ли люди такую участь?

Второй аргумент — в пользу трансгуманизма. Он представлен финальной локацией игры, комплексом Панхея, профинансированным филантропом. Гигантское сооружение посреди океана, построенное благодаря современным технологиям и работе сверхсильных, аугментированных людей.

Единствення цель проекта – достать с глубины метал и охладить океан, остановив глобальные изменения климата. Альтруистичная цель, символ того, что люди могут не только разрушать, но и строить, менять в лучшую сторону.

Проект основан на реально существующей концепции

Именно здесь окончательно формируются и отдаются на рассмотрение игрока позиции векового спора относительно аугментаций.

Одни считают, что жизнь человека изначально была борьбой, а его улучшение с помощью технологий — это благо. Однако, что ещё более важно — это неизбежность. С самого начала истории человек стал выше законов природы и создал технологии — огонь, колесо, интернет и всё остальное.

С их точки зрения, пришла пора логично завершить усовершенствование мира и изменить самих себя. Трансгуманисты считают, что природа накладывает слишком много ограничений на человека, мешает ему раскрыться, и если преодолеть препятствия — он сможет измениться к лучшему.

Они выступают за свободу исследований, мотивируя это тем, что чем раньше произойдут желанные открытия, тем большему количеству людей будут доступны блага аугментаций.

Другие — более скептичны, они за то, что прогресс необходимо жёстко контролировать, и заниматься этим должны правительство и международные организации. По их мнению, именно наши недостатки и несовершенство научили нас, указали нам на ошибки и сформировали моральный компас нашей цивилизации.

Наши слабости в итоге сплотили человечество, научили жить в мире и сообща, и мы многое потеряем, избавившись от этих вещей.

Есть и третье мнение. Некоторые вообще не питают надежд относительно человека. Для них он обладает патологической склонностью брать больше, чем может унести. Они придерживаются мнения, что технологий, в первую очередь, надо бояться и не вмешиваться в природу человека без крайней нужды.

Они считают, что человечество не раз показало себя избалованным ребёнком, и каждый раз игрушки становились всё разрушительнее. И сейчас любая ошибка может стать последней.

Игра даёт всем сторонам высказаться, но сама остаётся на позиции молчаливого наблюдателя. Финальная задача игрока — взвесив всё, определиться с собственным мнением и принять чью-то сторону.

Zeitgeist

В контексте игры выбор будет иметь значение только для главного героя. Как окажется позже, для мира мало что изменится. Раз выпустив джина из бутылки, назад его уже не вернуть. Скорее всего, безмятежным надеждам придёт конец, но история Deus Ex продолжится, следующая часть — Mankind Divided — заглянет в ещё более далёкое и тревожное будущее. Спустя много потрясений, настанет тот далёкий киберпанк, к которому мы все привыкли.

Картина 2027 года заставляет задумываться не столько о будущем игровой вселенной, сколько о нашем мире. И с каждым годом всё чаще, ведь в ней оказывается всё больше знакомых очертаний. Слушания в конгрессе о политике приватности, война СМИ и правительств, безудержная вера в гениев прогрессивных корпораций — слишком много нового появилось в мире в последние годы.

Возможно, нас действительно ждёт мрачное будущее, как в «Нейроманте» и Cyberpunk 2077. А возможно, Джин Родденбери был прав, и человечество сумеет совладать с собственными амбициями и стать лучшей версией себя.

Deus Ex: Human Revolution сделала киберпанк снова актуальным, но она не задала новых вопросов, не решила давние споры. Не давала она и предсказаний будущего, оставив это остальным. Вместо этого — рассказала иную историю: о людях, заставших время между эпохами. Рассказала о вещах, о которых они мечтают, и о вещах, которые не дают им покоя. Рассказала о том, как они примут новшества, как это изменит их привычный образ жизни.

История Deus Ex: Human Revolution — о нас, людях, вынужденных жить во время перемен.

#deusex #мнения

{ "author_name": "Андрей Лисяный", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","deusex"], "comments": 165, "likes": 434, "favorites": 351, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 26669, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 10 Sep 2018 16:00:58 +0300" }
{ "id": 26669, "author_id": 31347, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/26669\/get","add":"\/comments\/26669\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/26669"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953 }

165 комментариев 165 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
85

Статья отличная.

Про Deus Ex - очень надеюсь, что франшизу, все-таки, возродят и дадут ей больше внимания, а не обрежут, как Mankind Divided. А если еще и в новой обертке выпустят старые части - будет вообще великолепно.

Ответить
9

Игроки сказали свое слово своими кошельками, что поделать.

Ответить
13

Ну, я преордерил МД. А сейчас почти бесплатно отдают, обидно (

Ответить
0

А как надо было, сразу почти бесплатно продавать? :)

Ответить
14

Ты не так меня понял, а уже в сарказм. Мне за игру обидно, я ни копейки не жалею.

Ответить
6

Игроки сказали свое слово кошельками в первую очередь из за действий разработчика и издателя которым пришла в голову замечательная идея запихать полноценную одиночную игру лутбокс, донат и систему эпизодов.

За то потом кто то оправдывался что игра не дотянула потому что мы устали от этой вселенной и сеттинга.

Просто смешно.

Ответить
0

Какая система эпизодов?

Ответить
0

Погуглите. в кратце игру изначально хотели распространять как хитмен или "игры" тайтлгеймз. Вот и обосрались выкатив игру огрызок после Хуман ревалюшен.

Грубо говоря тот же последний метал гир где хозима сан выпустил 3/4 игры на 60(даже 80 со 100 прохождением на отлично, а если с мултиплеером то и на все сто часов) часов контента а то и больше, то майнкайнд был 1/3 полноценной истории и в лучшем случае 15 часов (это нужно супер растягивать и медленно проходить)

И это после хуман ревалюшен на 40-60 часов игры и завершенного сюжета.

Ответить
7

Исследование уровней, общение, поиск нычек + два дополнения. Великолепная игра.

Ответить
0

То же самое но на релизе прошел за 20 часов. Без дополнений на 100 процентов. Сюжет был обрублен на тот момент не знаю как сейчас. Единственное ещё что я никогда не прохожу игры разными вариантами развития сюжета, только свой выбор только хардкор.

Ответить
2

Не верю, что MD можно со всеми сайдами и обшариванием всего вокруг пройти всего за 15 часов. У меня около 50 ушло только на основную игру, без дополнений, а это больше чем затрачивалось на HR и даже на самый первый DE. Странно вы как-то играете.

Ответить
0

ну хз. я ее за сутки прошел залпом. Мб потому что не стелзил?

Ответить
0

Ну это многое объясняет (наверное). HR, думаю, тоже таким нахрапом можно пройти.

Ответить
0

ну вот в том то и дело что нет, я же писал выше как ХР проходил. (потом еще правда перепрошел по стелзу, но это время не всчет)

Ответить
2

Тогда черт его знает что. Я из Праги-то в Утулек отправился только через 15 часов игры. При этом естественно максимально внимательно все вокруг исследовал и обшаривал, все сайды проходил. И MD при меньшем количестве хабов по сравнению с HR (Прага-Утулек-Прага-Швейцария-Прага-Лондон) показалась куда более длительной и проработанной, наполненной контентом (обрубленный мейн квест не в счет конечно же), у всех игравших друзей аналогичное мнение.

Ответить
1

и с этим я согласен, хабов меньше, но они(и не только они) как то, насыщениее чтоли?

Но блин после ХР как то коротко все было.

Мбы дам на зимней практике (читай каникулы) игре шанс со всеми длк и на стелзе.

Ответить
0

Не слышал об этом.

Ответить
0

Просто проиграй и пройди игру до конца

Ответить
2

Ну, разработчики перед этим сказали своё слово сырым продуктом.

Ответить
1

Ну это проблема игры, что её оптимизация на уровне грунта, но всё остальное там хорошее.

Ответить
9

Скорее Скваеры будут клепать Лару, чем такой годный контент. О чем они, собственно, и заявили. Обидно

Ответить
2

Сквары говорили, что не утопили серию, мол, это все фарс и домыслы. Уж надеюсь, что это так.

Ответить
2

У диус екза есть шансы благодаря полякам... И жадности сква еникс

Ответить
2

Ну, если судить по оценкам и критику новая лара не айс и есть все шансы, что продастся она так себе, а Эйдос Монреаль пустят во все тяжкие, после 3х фейлов в лице: Вора, Деуса МД и конечно же Ларки.

Ответить
35

Хорошая статья, но два момента я не особо принимаю.

Первое — сравнение Deus Ex с Cyberpunk 2077 с ехидством в сторону последнего. Ехидство совершенно неуместное. Это произведения совершенно разного типа и сравнивать их, ввиду разных целей, бессмысленно. Во-первых, Cyberpunk ироничен. Во-вторых, будучи созданным по мотивам старой настольной игры, Cyberpunk абсолютно намеренно косит в сторону ретро и создается для тех, кто скучает именно по такому сеттингу и такой атмосфере. В-третьих, нам пока что показывали только low-life; очень вероятно, что "верхний мир" отличается всем тем же гламуром и изящностью — просто Cyberpunk не фокусируется на этом. Безусловно, Deus Ex куда реалистичнее, только Cyberpunk реалистичным быть и не пытается.

Второе — утверждение о том, что Адам Дженсен, дескать, не типичный герой. Он _максимально_ типичный герой, как для нуара, так и для киберпанка. Холостях со вкусом, любитель выпить виски и выкурить сигарету в кресле, старомодный мужик, который "чужой в этом мире"; одиночка с романтической драмой — абсолютное сборище стандартных нуарных тропов. Он почти копия той же Мотоко Кусанаги. Естественно, типажей в киберпанке есть несколько — в частности, протагонисты часто бывают представителями low life (как в Cyberpunk 2077), а бывают профессионалами (как в Deus Ex, GitS). Дженсен — представитель популярного типажа, просто таких типажей больше одного :)

Ответить
11

сравнивать вышедшую и невышедшую игру вообще как-то стрёмно.

Ответить
0

Абсолютно согласен с вами. Ну это, по ощущениям, игра в некую элитарность, как и с фильмами не для всех, когда откровенную банальщину выставляют как нечто из ряда вон. Вот, мол, и HR у нас вcя такая злободневно-реалистичная, а будущий CP не такой. И герой у нас особенный, весь из себя. А на деле же штамп на штампе.
Причём, в то время когда вышел HR у многих фанатов оригинальной Deus Ex такие же замашки были. Но их хотя бы отчасти можно понять: игра была прорывная, во всех смыслах культовая и вообще шедевр. Чего не скажешь ни о HR, ни о уж тем более MD.

Ответить
20

HR хорошая штука, но вот первый DX, несмотря на весь тот китч, теории заговора и прочие шутки, поднимал не меньше тем (разве что про протезирование и социальное неравенство, с этим связанное, упоминал вскользь), а иногда даже умудрялся предвидеть некоторые процессы и явления, как бы в шутку угадывая их

Ответить
9

Обидно, кстати, что первая часть остается в тени тройки.

Ответить
9

просто новые игроки не играли и уже не сыграют в первую, а ведь могли бы. она очень хороша, хотя у неё есть два недостатка:
1. менее броский дизайн
2. слишком РПГшная боевая система, сейчас такое не любят (да и тогда многие предпочли бы шутерную механику)

Ответить
0

слишком РПГшная боевая система

это как?

Ответить
5

Если не знаком - способность ГГ целиться напрямую зависит от навыка владения оружием. Т.е. если навык низкий, герою после доставания какого-нибудь пистолета потребуется ещё секунд 10, чтоб стабилизировать прицел и пули не летели куда попало.

Ответить
0

Знаком, просто за рпг-шной боевой системой подумалось что-то borderlands, поэтому и удивился.
Занятно, я ещё не встречал человека, которому подход дэус экса к боевике не понравился

Ответить
0

Вот кстати да. Она необычная, но назвать её плохой - язык не поворачивается.

Ответить
0

Александр Оськин всё верно сказал, от себя лишь добавлю что в ней отсутствую красивые плавные анимации, всё завязано на точный расчёт урона и проверки, навыки самого игрока в бою играют второстепенную роль.

Ответить
0

Вот да, я тоже не осилил РПГшностсь первого Деуса

Ответить
1

может озвучу непопулярную точку зрения, но мне такая система нравится. я не говорю что в HR плохо, там тоже нравится, но и классика весьма хороша

Ответить
0

Как раз наоборот, за рпг-шность первую часть и любили... Хотя полностью она раскрыта в моде gmdx - там и переделанные умения и импланты, и исправленные ошибки подсчётов стартов оружия, и ребаланс, и новые возможности, и работающая физика.

Ответить
0

в GMDX не играл, но играл в Revision и мне понравилось. особенно новые расширенные локации, позволяют взглянуть на игру по новому

Ответить
0

Вот да, Revision классная. Проходил её где-то год назад, с ненавязчивым графическим модом. Но Гонконг доработан так себе, как по мне. В нем есть доп. пространства, но все они пустые.

Ответить
0

На самом деле она слишком уже устарела, я после выхода hr пытался играть в правую часть и дальше обучения не заходил, хотя на графон не обращаю внимание особо, просто она уже морально устаревшая, не знаю даже в чем конкретно это проявляется, может нынешние школьники ее ещё оценят.

Ответить
1

это, наверное, одна из немногих игр что я переигрывал больше 2х раз. последний раз был с модом Revision и это было замечательно. прямо тяжело оторваться =)

Ответить
0

А вы ее первый раз прошли в своё время или нет?

Ответить
0

наверное году в 2005. в начале 00х особо богатого выбора дисков не было

Ответить
–1

Лично я хотел поиграть в HR году в 2013. Но узнал, что есть первая часть, и решил пройти её, потому что люблю проходить все с самой первой части (никогда не играл в Skyrim, все ищу время, на диске уже давно лежит Arena, лол). И это было здорово, я был студентом и прошёл на одном дыхании. Потом ещё несколько раз начинал проходить, чтобы убить время, а год назад снова перепрошел все части перед тем, как сесть за Mankind Divided (но на тогдашней видеокарте он шёл не в силкисмузи 60 фпс, да и выявились проблемы с поддержкой стим контроллера, и дальше первой локации я не ушел). Первую часть перепрошел с Revision, кстати. Сейчас вот готовлюсь начать MD заново. Может, и вторую часть пройду заодно, я её бросил в первом городе, потому что I never asked for this.

Ответить
0

Ну лично я начинал знакомство с серией именно с HR. А уже потом, под впечатлением от игры, познакомился с 1 и 2 частями.

Ответить
0

ну и как?

Ответить
0

понравились больше они

Ответить
2

при том вторая часть очень камерная и урезанная тоже ведь довольно мила, не находишь?

Ответить
6

Еее, хоть кому-то вторая часть пришлась по душе

Ответить
0

возможно это удивительно, но среди моих знакомых, кто играл во вторую часть, все отзываются положительно, пусть и не восторженно

Ответить
0

Ааааа, я три раза начинал, и каждый раз коридоры душили.

Ответить
0

есть такое, да

Ответить
0

Геймплей может и вызывает противоречия, но вот сюжет получился хорошим. Есть конечно пара косяков, но он мне очень даже понравился.

Ответить
1

особенно радует что туда ввели новые интересные фракции (включая механистские)

Ответить
3

Мне понравилось еще и то, что сюжет стал нелинейным. По факту, это единственный деус, где присутствует такая вариативность.

Ответить
0

Я, к сожалению, так и не осилил 2 часть. Слишком скучной и тесной она оказалась.

Ответить
0

Такая же фигня была, но после первого города, сюжет стал развиваться и бросить игру, я уже просто не мог.

Ответить
0

Хм, я дропнул ещё на первом городе. Наверное, надо попробовать пересилить себя. Вернусь к игре где-нибудь через год-другой.

Ответить
0

С 1 пунктом согласен, а вот второй, на мой взгляд – наоборот, плюс. Обидно было, что в HR оказалась система попроще.

Ответить
0

разработчики делают то, что будет лучше продаваться. а подобная система не очень популярна

Ответить
8

Да в какой тени, ты о чём. Первый Деус как был так и есть прорывным проектом, который предвосхитил появление многих фич в современных играх, в то время как Хуман Революшн всего лишь неплохой стелс-экшон с лайтовыми элементами РПГ. Тут даже сравнивать глупо.

Ответить
0

Это я о том, что о тройке разговаривают и вспоминают куда чаще, чем об оригинале.

Ответить
2

Ну игра поновее, нынешнее поколение игроков просто не играло в оригинал. Но лет через двадцать первый Деус как считался первопроходцем и новаторской игрой так и будет считаться, а вот вспомнят ли про Хуман Революшн... вряд ли.

Ответить
0

И МД вспоминать будут, и оплакивать.

Ответить
0

Постоянно об оригинале вспоминают.

Ответить
3

Про неравенство там было: либо ты богатый и покупаешь вакцину от серой чумы, либо ты умираешь. Собственно, это причина массовости террористической группировки в США.

Ответить
0

а я же не сказал что не было, просто это не было основной темой, лишь одной из множества

Ответить
2

Мне оригинальная игра больше нравится именно из-за множества тем и всепоглощающей теории заговора. Жаль, что в перезапуске это пропало.

Ответить
0

а иногда даже умудрялся предвидеть некоторые процессы и явления

Путём пересказа книг, которые были писаны в 80-х?

Ответить
1

Он наверняка про башни-близнецов. Вряд ли про них было в книгах в 80-х.

Ответить
5

нет, не только. они начали говорить про работу СМИ, гонку мемов в интернете, про усиление влияния ВТО и т.д.

Ответить
0

почему же только из книг? не только. авторы явно не боялись фантазировать и брать из тогдашнего дискурса наиболее интересны им опасения и надежды

Ответить
0

разве что про протезирование и социальное неравенство, с этим связанное, упоминал вскользь

Разве? JC и Paul - двое уникальных на всей планете. Им об этом каждый второй напоминает, в том числе и аугментированные старого образца (по типу Адама Дженсена).
ГГ - собственность корпорации в намного большей степени, чем Адам, так как даже не может извлечь импланты.
И так далее.

Ответить
0

ну конечно, возможно таково моё восприятие, но я считаю что это лишь одна из многих тем, и большЕго акцента на неё не делается

Ответить
19

Кажется, художники сделали не так уж и много — просто разбавили современные тенденции образами старинного времени

Смелое заявление. Сделать это так, чтобы это не было китчево до ужаса и связать таким арт-дирекшном все визуальные составляющие игры -- не представляю, насколько сложной была такая задача.

Серьезно, меня лично очень впечатляет стилистика Human Revolution, как конечный результат, так и предполагаемый процесс ее изобретения -- ничего такого толком не было ни до, ни после. Жалко только, результат в движке выглядит... не идеально, но все же.

Ответить
12

Я кайфую немного с другого. HR - яркий пример того, как слабую графику можно нивелировать отличным дизайном и грамотной цветовой гаммой локаций.

Ответить
2

Не смог играть именно из-за ужасной стилизации и тошнотворной цветовой гаммы, лишь первую миссию вытерпел...

Ответить
1

По первой миссии можно сложить крайне поверхностное представление о том, что игра из себя представляет. Попробуй вернуться. Должно того стоить. Особенно ближе к середине.

Ответить
–2

Вернулся бы, если б не обоссанно-желтушная картинка. Пробовал директорс кат, но там всего лишь отключили один из источников желтого света - желтушности особо не убавилось, зато освещение заметно пострадало. При моей-то нетребовательности к графике умудрится сделать нечто настолько для меня отвратным - это нужно было особо постараться :)

Ответить
0

К слову, разработчики Киберпанка занимаются именно тем же, потому что поздние Деус Эксы для них эталон, во-первых, а во-вторых на консолях текущего поколения они и не смогут сделать технологичную картинку и тот уровень детализации, что продемонстрировали в трейлерах.

Ответить
11

Все маркеры того, кто нихера не понял, что же такое киберпанк.

1. 3 раза в качестве примера киберпанка упоминается Bladerunner. Блейд это постапок.
2.
Суть киберпанка не в неоне или кибепротезах, она в фундаментальных проблемах столкновения новейших технологий и человеческой природы.

Суть киберпанка в том, что оно, будущее уже наступило, устоялось и функционирует по вполне понятным законам. Именно тогда и может появится "панк", иначе у нас будет героический эпос как в Deus Ex.

При этом тут же идёт дрочево на красивенькие и функциональные киберпротезы от "Шариф". В мире киберпанка они, естественно тоже присутствуют, как примерно сейчас присутствуют новенькие айфоны, но подавляющее количество устройств - это китайские андроиды, зачастую сомнительного качества.

Именно когда идёт повествование не от гончего пса на содержании корпорации (которой по сути дела и является Джейсен), с новенькими блестящими имплантами, а от представителя простого парня из низов, который уже вырос в мире, где человеческая жизнь стоит дешевле чем оборудование в теле и наступает ПАНК.

Не бессмысленное морализаторство, а раскрытие поднаготной киберпанковского общества. Не этот душный вопрос "куда же нас заведут технологии", а "смотрите как простой человек будет жить при этих технологиях".

Не рыцарь в сияющих доспехах на тропе великих подвигов, а умело выживающий в опасных для жизни условиях наёмник.

Deus Ex это по сути дела неолуддитизм, он боится и ссытся от технологий, неприемлет их, он вечный I Never Asked For This. А вовсе не киберпанк, который принимает уже наступившее технократическое будущее за данность.

Ответить
5

"Суть киберпанка не в неоне или кибепротезах, она в фундаментальных проблемах столкновения новейших технологий и человеческой природы."
- это перефразирование слов Гибсона и Стерлинга. Так что в данном примере автор прав, а вы нет правы.

"когда идёт повествование не от гончего пса на содержании корпорации (которой по сути дела и является Джейсен), с новенькими блестящими имплантами, а от представителя простого парня из низов, который уже вырос в мире, где человеческая жизнь стоит дешевле чем оборудование в теле и наступает ПАНК."
- ну да, дипломат, прошедший спец.курсы в самой колоссальной корпорации человечества, ставший политическим диссидентом - это простой парень из низов. Легендарный ученый, работавший над созданием свободы воли роботов - это простой парень из низов. Схизматрица и Софтвейр - не киберпанк. Ага.

Ответить
0

Если я не ошибаюсь, то в конце 80-х Стерлинг или Гибсон сказал, что "киберпанк" - это маркетинговый ход. Я немножко почекал Википедию, и нашел, что у Стерлинга такое же определение всех этих "жанров", "-панков" как и у меня - выпячивание антуража и фетишизм.

Ответить
3

Всё верно. Вообще, слово меняло смысл в таком порядке:
0) Битке написал рассказ "Киберпанк";
1) журналист почитал Гибсона и назвал это киберпанком;
2) Стерлинг и Гибсон использовали слово для названия того, что они и их товарищи (в основном по издательству Стерлинга) делают (с концепцией новой серьезной интересной научной фантастики, поднимающей тему изменения общества в связи с техническим развитием), они сделали это своим знаменем на несколько лет (середина 80-ых);
3) киберпанком стали называть всё, что внешне похоже на Нейроманта (протезы, киберспейс, корпорации, наемники), Гибсон и Стерлинг заявляют, что киберпанк мертв, киберпанк - это только то, что они и их товарищи (Рюкер, Ширли) писали в 80-ых, суть была именно в идеях, которые ими двигали (вдохнуть новую жизнь в серьезную НФ, смотри выше), а декорации не имеют значения. Гибсон, кстати, крайне не любит Шэдоран Ретёрнз (понятно почему).

Сейчас (ну как сейчас - уже лет 30) обычно киберпанком называют "кибер-протезы, ИИ, могущественные корпорации, низкое качество жизни, наемники, преступность" с внешностью Бегущего по лезвию, но с точки зрения собственно авторов-создателей, киберпанк - это такая короткая волна в НФ, как "новая волна НФ", пришедшая на смену "Золотой эре НФ".

Хочу написать большой текст про киберпанк, но не смею, не прочтя всю литературу.

Ответить
0

Гибсон, кстати, крайне не любит Шэдоран Ретёрнз (понятно почему).

А можно поподробнее (для тупых)?

Ответить
0

и не экранизируют, вместо этого сняли Expanse - близкородственные сеттинги произведений, но expanse новее.

Ответить
0

- это перефразирование слов Гибсона и Стерлинга. Так что в данном примере автор прав, а вы нет правы.

Вопрос как показывается - то ли через вечное нытьё "как всё стало плохо, раньше было много лучше до всего этого киберпанка", это то, как нам показывает Deus Ex. То ли через персонажей, которые не выглядят аляповатыми копиями детективов-моралистов из фильмов 90-х, а попросту живут в мире киберпанка.

И да, в схизматрице он таки выбивается снова из самых низов.

Ответить
0

странно и несколько удручающе что Схизматрицу до сих пор не экранизировали, и даже не стали заимствовать из неё идеи

Ответить
0

По моему экранизация Схизматрицы - это как экранизация второй трилогии Дюны.

Ответить
0

Я в последнюю часть до сих пор не играл, но в 1 и HR не припоминаю "было лучше да этих ваших протезов" (тамплиеров в IW были именно за технический откат в прошлое, если не ошибаюсь), хотя сомнения в правильности направления развития в HR имеются.

Да, выбивается. Но он не уличная шпана, он человек из обеспеченной семьи, из благополучного государства, с отличным образованием. И после прибытия ящериц он долгое время является частью шейперов, а шейперы - это одна гигантская корпорация.

Ответить
1

Постапок - это "матрица", а "бегущий" - типичный киберпанк.

Ответить
1

Даже википедия говорит что это сраный нуар:
Blade Runner is a 1982 neo-noir science fiction film

С тем же успехом "киберпанком" можно назвать судью дредда или "Я, робот"

Ответить
0

Главное, что не постапокалипсис.
"Судья Дредд" - ни разу не киберпанк, а "Я, робот"... Скорее посткиберпанк(впрочем до внезапного поворота он выглядит как обычный киберпанк.)

Ответить
1

Ну т.е. ты как раз из тех, кто ни "Джонни Мнемоник" ни "Схизматрица" не читал, а составил своё мнение о киберпанке по каментам на ютубике, я правильно понимаю?

И да - судья дредд имеет больше черт киберпанка чем тот же блейдраннер. А "Я, робот" это чистый НФ детектив.

Ответить
1

Луддиты выступают против технологий под давлением страха, предрассудков и шкурного интереса. Дженсен не топит против прогресса - они лишь говорит, что встал на его острие не по своей воле.

Ответить
0

Я говорю про игру Deus Ex, а не про Дженсена. Он как раз проводник текущей морали, со стороны которого показывается, как же боже-боже-боже мой технологии ужасны в человеческих руках.

Ответить
7

Отчасти соглашусь с вами, но только отчасти: мне всегда тема противопоставления была неинтересна (потому что я за Шарифа, гм, и его здравый по сравнению с тем, что творится в МД на рынке подход), но МД умудрилась мне показать этот вопрос так, что я действительно сочувствовала и жителям Утулека (хотя, опять же, скобки, но такие угнетенные в играх как раз меня обычно не особо беспокоят), и даже понимала местных радикалов, хоть и не была с ними согласна. И это при том, что сама идея того, что все мои попытки наладить мир между фракциями в ХР пошли прахом!
Проблемы игры в том, что она обрывается просто посередине (или, ладно-ладно, на 3\4). К тому же, я понимаю, это имхо, но перенять систему "или-или" из Directors Cut было ошибкой - игра и так не такая уж и длинная, как хотелось бы, так еще и искусственно удлиннить же ее не захотели, позволив выполнить все квесты, а не или банк, или секту. Да, ХР была свежее, но это не беда МД, на мой взгляд. У нее была прекрасная технологическая часть, графически которую и сейчас немногие повторяют, дизайн, стеллс, даже сюжет неплох и пестрит деталями... но всего этого было просто мало.(

Ответить
4

перенять систему "или-или" из Directors Cut было ошибкой

если имеется в виду развилка в missing link, то там есть третий путь закончить обе ветки

Ответить
0

Пардон за оперативность, но что за третий вариант?.. Может, у меня память шалит.0о

Ответить
0

в моменте, где надо решить кому умереть из двух предложенных вариантов, есть вариант спасти всех

Ответить
0

Про это знаю, да, в принципе, в МД в финале его (вариант) тоже можно провернуть, но я в принципе такие штуки не уважаю в играх - т.е. не "выбрал решение А, последствия Б отсутствуют, причины выбора обоснованы и весомы", а "выбери событие А или Б, последствия минимальны, причина - потомучто(с)" де факто, даже если в игре много квестов иного толку. Субъективное дело, конечно же.

Ответить
7

Из-за таких вот текстов у меня вкладка отложенных ссылок напоминает мечту прокрастинатора - туда даже заходить страшно!

Но обзор отменный, автору спасибо.

Ответить
6

Киберпанк снова в моде.

И это хорошо.

Ответить
5

Помню, в начале 20ХХ у нас был свой "отечественный киберпанк" в серии игр Виталия Шутова - "Код Доступа: Рай" и "Власть Закона". Там, кстати, тоже было разделение на нижний город, для нищебродов и бандюков (граждане класса D) - там была "вечная ночь", т.к. над этим Нижним Городом - нависал Верхний Город - где всё красиво и цивильно, эдакий Питер - а еще выше был Небесный Город, где жила элита и власти.

Ответить
4

Вот только Хэнгша это не совсем Шанхай, а островок у его побережья - Хэнгшадао. Его отдали Тай-Юн на облагораживание и то, что из этого вышло, мы видим в HR.

Цитаты из комментариев разработчиков:

"Первоначально весь этот город должен был быть Шанхаем. Мы прибывали в нижнюю часть города, но потом мы посмотрели этот документальный фильм о строительстве второго яруса над Гонконгом, и мы сказали: «Вообще-то, было бы круто создать такую карту». Но для второго яруса в Гонконге существует реальная причина: городу некуда больше расти. Он расположился между океаном и высокими горами, которые со всех сторон блокируют его рост. Эта логика не будет работать с Шанхаем. Поэтому мы решили создать такие условия! Нам нужно было что-то, чему подходит такая логика! Так что мы начали поиски на Google Earth и нашли маленькие острова, один из них назывался Хэнша."

Ответить
3

"Скорее всего, безмятежным надеждам придёт конец, но история Deus Ex продолжится, следующая часть — Mankind Divided — заглянет в ещё более далёкое и тревожное будущее"

Почему "скорее всего"? Статья писалась ещё до выхода MD что ли?

Ответить
2

Возможно, таким образом автор решил подвести нас к следующему материалу. В любом случае, хочется верить, потому что написано хорошо.

Ответить
2

Статья замечательная, спасибо.
От киберпанка и постапокалипсиса уже начинает подташнивать, к сожалению. Мне гораздо лучше было, когда эти сеттинги были не в тренде и приходилось ждать каждую новую игру с большим нетерпением. Сейчас же это просто жвачки. Грустно.
PS: Правда, Cyberpunk 2077 это ждать не мешает.

Ответить
1

Ради справедливости - в Хуман Революшон такой сеттинг, что обзови его как угодно, хоть на ваховскую Некромунду действие перенеси - ничего не изменится (лол, там и образы типично ваховские, если не брать во внимание, что ваха пиздила все вообще).

Ответить
2

Это, того...
Если вы хотите чего-то в стиле Деус Экса Спектора, если вам нравится его геймплей и нуаровый антураж, то играйте в Вампир Блодлинес. Это реально крутая игра, где каждый квест можно решить несколькими способами - мочиловом, хитростью или болтовней. У меня мало времени на игры, поэтому я играю с читами. Если с читами не нравится - удаляю. Блодлинес с читами мне понравились. А еще там есть эти ваши панки, революционеры, извращенцы, дяди в очечечках, которые хотят наебать всех, короче если убрать из игры вампиризм, то это будет типичная киберпанковская игра про братков и корпорации (лол, там еще компы взламывать можно).

Ответить
0

"У меня мало времени на игры, поэтому я играю с читами. Если с читами не нравится - удаляю."
Какой интересный подход. Но я не могу понять в чем смысл? Ведь если с читами понравилось, то без них играть по идее будет скучнее? Игру установлю сейчас, заинтриговали

Ответить
1

С читами играть быстрей, только и всего. Читы не ломают механику хорошей игры, они только укорачивают время. Мантра "читы - зло" появилась у нас во времена игр с одноклеточными механиками, в них действительно читы уничтожали всякий интерес.

Ответить
0

Да, что-то в этом есть)

Ответить
2

Именно эти трагические события, разрушение надежд и разочарование в наступившем будущем вдохновили основателей киберпанка написать первые произведения. На смену надеждам и непоколебимой вере в человека пришли цинизм, недоверие ко всему и тревожные мысли о настоящем и будущем. Поэтому киберпанк имеет много общего с антиутопией, а человек в нём зачастую показан в негативном свете.

Вообще-то это этап всей культуры. Переход от модернизма, с его искренностью, к постмодернизму, где царит цинизм, нигилизм и деконструкция. Киберпанк тут ни при чем, он появился не с начала постмодерна, и как раз-таки стал продуктом постмодернистской эпохи.

Ответить
2

В чём претензия к "штампам" и всевозможным странным девайсам в Киберпанке 2077 ? У него есть первоисточник и они следуют ему. Все претензии к авторам ролёвок.

Ответить
2

Так много слов, но ни строки про Азимова (привет, "Вестворлд"), Дика или Берроуза.
Это не серьезно, очень очень грубый просчет.
Я далеко не фанат киберпанка, но даже я знаю о своеобразном различии между киберпанками и Берроузом (если применять термины фетишисткой фантастики, то это биопанк).
Еще было бы полезно упомянуть, что "Бегущий по лезвию" (который фильм) вышел ЗА ГОД до рассказа "Киберпанк" и ЗА ДВА ГОДА до "Нейроманта". Я уже не говорю о таком незначительном пустяке, как "Shockwave Rider" 1975 года.

Ответить
2

Суть киберпанка не в неоне или кибепротезах, она в фундаментальных проблемах столкновения новейших технологий и человеческой природы.

Ответить
2

Вот эта особь поспорила бы с вами и без всякого трансгуманизма, что такое "киберпанк".

Ответить
2

Придерживаюсь мнения что Mankind Divided - отличная игра, особенно с дополнениями, все, за что любили серию присутствует, та же любовь к деталям никуда не делась, на мой взгляд. Вариативность в прохождении также присутствует. Она не показалась мне очень короткой (я её проходил довольно долго). Единственно, конечно чувствовались искусственные ограничения, не связанные с миром игры, и потому несколько ломавшие погружение. А с точки зрения сюжета и поднимаемых тем, не знаю чего ждали фанаты, но я получил то, что хотел и даже интереснее.

Ответить
–1

Парадоксальная ситуация, когда более глубокий и продуманный первый Деус несёт в себе гораздо больший заряд юмора и самоиронии, в то время как Хуман Революшн, затрагивая довольно бредовые и малоотносящиеся к реальности темы, корчит из себя серьёзную драму на суровых щщах.

Ответить
1

Малоотносящиеся? С таким-то уровнем развития технологий, что даже спортсмены в специальных протезах на соревнованиях выступают. Или поглощением всего и вся Китаем. Или военизированных отрядов наемников, которые с течением времени обязательно подстроятся под нужны своих работодателей. Еще не близко, но и не так далеко и фантастично, как когда-то.

Ответить
0

Апартеид аугментированных? Извините, я считаю это фарсом.
Тема о поглощении Китаем там совсем нераскрыта.
Военизированные корпорации это галочка в чеклисте для любого киберпанка, было бы странно если бы там не было этой избитой темы.

Ответить
0

Апартеид аугов - это же уже МД.

Ответить
1

Плевать, киберпанковая игра или нет, она отличная для своего времени. Помню, что начинал играть в неё как в первую РПГ по сути, я тогда ещё удивлялся что в диалогах я мог влиять на ответ.

Запомнился больше всего образ ГГ и озвучка.

Ответить
1

Статья отличная.
И конечно же:

"Искусственная печень..."

Ответить
1

Много интересных слов, но к сожалению тот случай когда попытка чего-то там заложить в содержание не вяжется с примитивным геймплеем про ползанье по вентиляциям.

Ответить
1

Отличная статья, читалась на одном дыхании.

Комментаторов выше поддерживаю. Если не новые части, то ремейки старых бы точно не повредили. В образовательных целях, так сказать)

Ответить
0

Замечательная статья, спасибо) Настолько замечательная, что даже захотелось перепройти HR и пройти, наконец, MD.

Мне нравится тренд последних лет на возвращение писателей, режиссеров, девелоперов к тематике киберпанка, ее возрождению и переосмыслению. Кто-то говорит о том, что это размывает границы жанра, но, как по мне, мы просто видим, как происходит выход жанра из ниши. Ведь есть запрос и со стороны общества, и со стороны авторов осмыслить происходящее - и киберпанк становится отличным проводником для подобных размышлений. HR в некоторой степени заложил к этому базис. Интересно, куда понесет воображение нынешних творцов, включая CD Project. Очень хочется верить, что последние тоже продвинут тему осмысления современности, ведь это им вполне под силу.

Ответить
1

и пройти, наконец, MD.

Пройди уже. Я вот тоже ее долго откладывал, смущали неоднозначные отзывы, но вот буквально недавно прошел с большим удовольствием. Да, сквары конечно обосрались с выпуском этой части, но в целом здесь почти все, за что полюбили HR.

Ответить
0

Mankind Divided (отличная игра, мне понравилась) стал заложником своей же тематики. Противостояние аугментированных и "обычных" людей быстро надоедает. Скучно и слишком .. банально что ли.
Больше же игроку мир Deus Ex MD уже ничего не предлагает. Да и Human Revolution честно говоря тоже, но там тема была ярче, свежее, почти в новинку.
Поэтому по ходу игры окружающий мир начинает все больше утомлять, чем интриговать.

Ответить
0

Отличная статья. С удовольствием почитал. Автору спасибо.)

Ответить
0

Прекрасный материал!
Надеюсь, продолжение Mankind Divided оправдает все ожидания.

Ответить
0

Я никогда не понимал, почему в Deus Ex большинство бедных и нищих людей представлены с двумя, тремя и даже четырьмя аугментациями конечностей (не считая аугментаций тела и головы). Я не верю, что есть инциденты, которые, к тому же, происходят столь часто, что большинство людей, попадая в них лишается рук и ног подчистую и просто не понимаю, если человек добровольно отрезал себе органические части тела в угоду кибернетическим - зачем, если органика превосходно функционирует, а сложно устроенная железяка может засбоить так, что даже нельзя будет подтереться или того хуже (инцидент тому доказательство). Если нас ждет подобное будущее, то это печально, поскольку невозможно будет отделить человека первородного от человека технократического - подобная грань сотрется навсегда, но самый главный вопрос так и останется: прогрессом едины или регрессом давимы?

Ответить
0

органика превосходно функционирует

Увы, это не так. Внезапный инсульт, и "превосходно функционирующая" органика перестаёт работать.
Не говоря уже о бесконечном списке любых других заболеваний/отклонений/травм, которые преследуют людей. Всех. Здоровых не существует, есть недообследованные.
Слышал фразу "я знаю токарное дело как свои три пальца"? Так вот таких профессий дофига и больше. Их автоматизируют как могут, но до конца это сделать очень сложно. И вот тут-то можно вместо трёх оставшихся "своих" сделать сколько и каких нужно искусственных. И работать они будут гораздо лучше, чем "родные".
сложно устроенная железяка может засбоить так, что даже нельзя будет подтереться

Как человек, который так и не смог "починить" врождённую руку и при этом инженер по профессии я тебе сразу скажу, что эксплуатационно искусственные конструкты проще, понятнее и в конце концов дешевле, чем естественные.

Ответить
0

Невозможность согласия и возможности всем силам нарушать любые договоренности уничтожает в конфликтах как самых беззащитных, так и тех, кто не нашел с кем объединиться. В Deus Ex показаны лица корпораций и идей и это отлично, когда никто не прикрывает идеи общечеловеческими смыслами. В последней главе герой может уничтожить всех главных лиц, но это совершенно не поможет ни их жертвам, ни будущему, на которое снявшие маски уже не могут повлиять.
Забавно, но нам показывают насколько эффективно можно манипулировать обществом тайно и как сразу же все ломается при любой гласности непопулярных решений.

Ответить
0

Про музыку ни слова :с

Ответить
0

На одном дыхании просто, статья - огонь!

Ответить
0

Хорошая статья, спасибо!
Deus Ex - отличная серия (даже коридорный волей случая шутан Invisible War), очень хочется продолжения.
Но вместо переиздания первой части очень хочется ремейк Anachronox. Не C2077 единым, но мечты...

Ответить
0

Ребята,стоит покупать Deus EX?

Ответить
0

Да. Не важно, какую часть, всё равно покупай

Ответить
0

Спасибо.Она очень сложная?

Ответить
0

Упс. Пропустил уведомление:)
Я пока только по первой части(2001) могу сказать. Я играю на максимальной сложности. Проблем не вызывает, т.к. я играю по стелсу

Ответить
0

Всё это, конечно, характерно только для ярко освещённых улиц мегаполисов. Стоит свернуть не туда, посетить бедный, неблагополучный район, как сразу появляются знакомые образы. Грязные переулки, полузаброшенные дома, бездомные, гангстеры, чёрные рынки — Human Revolution хорошо помнит о своих корнях.

Тут дело не в корнях, а в точке зрения. Обычно рассказ в киберпанке (и это же будет происходить в Cyberpunk 2077) ведётся со стороны нелегалов и отщепенцев, находящихся на дне жизни. Богатые светлые верхние этажи мегаполисов не для них. В свою очередь проявления красивой жизни существуют, их масса, богатые развлекаются не на шутку. И то же самое мы видим в Cyberpunk 2077. В частности, вытаскиваем богатую девушку из ванной и смотрим на трансформацию местной модели (сначала она без лица, а потом с полностью серебряной кожей).

Ответить
0

Почему-то все забывают, что киберпанк - это не потому, что слово "панк" обозначает "место действия". Это потому, что high tech, low life. Киберпанк был актуальным и интересным в начале 80-х. И там же себя исчерпал. Все его важные темы давно подняты и "обсосаны". Беда в том, что большинство не читает книги... А вот тот же Гибсон вполне определенно высказался о том же Киберпанк 2077 - пресно, вторично, не интересно. А все потому, что из "предсказания и приглашения к дискурсу" киберпанк давно уже перешел в разряд "дешевая внешняя обочка без актуальных смыслов".

Ответить
0

Очень хорошая статья.

Ответить
0

Целостность атмосферы, истории и философии - то, чего не хватает в Mankind Divided. Она пустая практически полностью.

Ответить
0

Великолепная статья. *Аплодисменты*. Будем ждать развития в Сайберпанк.

Ответить
0

Belltower подозрительно похожа на реально существующую Blackwater

Ну хоть бы погуглил чуть-чуть, прежде чем так картиночки подписывать.

Ответить
0

У Вас, молодой человек, гугл не такой как у нас?

Ответить
0

но ведь хюман революшен как раз и есть киберпанк с полным набором штампов

ну и да, что это за хрень я прочитал:
92 миллиона человек стали жертвами Первой и Второй мировых войн, начатых во имя Справедливости, Прогресса и Порядка

Ответить
0

ну и да, что это за хрень я прочитал:

92 миллиона человек стали жертвами Первой и Второй мировых войн, начатых во имя Справедливости, Прогресса и Порядка

А что не так? Все войны начинают во имя идеалов, вот только они у всех разные.
Ни в одном государстве нет министерства войны -- только "обороны".

Ответить