Революционный наследник Road Rash, о котором вы никогда не слышали

Адреналиновые гонки и отмороженные гонщики, мордобой на высоких скоростях и живописные локации, качёвый музон и дух байкерской культуры — всё это когда-то сделало серию Road Rash культовой. Но что, если перенести её... в Древний Рим?!

Революционный наследник Road Rash, о котором вы никогда не слышали
Революционный наследник Road Rash, о котором вы никогда не слышали

Название: Circus Maximus: Chariot Wars
Платформы: Xbox, PlayStation 2
Жанр: Гонки
Разработчик: Kodiak Interactive
Дата выхода: 26 февраля 2002 года

Аркадная гоночная игра, где вы участвуете в состязаниях на колесницах в Древнем Риме. Каждая колесница состоит из четырёх ключевых элементов: возничий (управляет повозкой), гладиатор (сражается с противниками), сама колесница и два скакуна. Помимо езды по извилистым трассам, придётся ещё и драться с другими участниками: ваш гладиатор может атаковать соперников прямо во время заезда, буквально превращая гонку в напряжённую смертельную битву.

Обложка и кадры из игры
Обложка и кадры из игры

Игра получила лишь средние оценки от игроков и быстро канула в забвение, так и не успев запомниться широкой публике. Даже немного жаль — ведь в ней были смелые и реально уникальные идеи для того времени, которые даже сейчас редко встретишь в гоночных играх.

Игра получила своё название от гоночной трассы под открытым небом Circus Maximus (Большой цирк), которая всё ещё располагается в Риме.

Интересный факт

Разработчиком выступила малоизвестная американская студия Kodiak Interactive, которая отличилась лишь парой игр про рестлеров, стратегией Stratosphere: Conquest of the Skies и PS2-версией игры по мультфильму «Корпорация монстров». После релиза обозреваемой мной игры студия прекратила своё существование.

Рекламный постер игры
Рекламный постер игры
Про режимы, команды, меню и настройки
Про режимы, команды, меню и настройки

Circus Maximus: Chariot Wars объединяет идеи и механики из Road Rash, Destruction Derby, пеплум-фильмов вроде «Бен-Гура» (который, к слову, позже ещё сыграет со мной злую шутку), а также немного Mario Kart.

Игровой процесс

Всего здесь четыре игровых режима:

  1. Circus. Одиночная гонка на одного игрока;
  2. Empire. Мультиплеер на 2–4 игрока. Можно играть каждый сам за себя (только один на один) или в командах: один управляет колесницей, а другой сражается как гладиатор (2 игрока против всех или 2 на 2). К сожалению, не смог его должным образом опробовать;
  3. Tournament. Режим карьеры. Побеждая в заездах, вы зарабатываете денарии. Накопив определённое их количество, вы открываете новые локации, смертельные поединки и персонажей. Вы начинаете на окраинах империи и постепенно добираетесь до её «сердца» — Рима;
  4. Academy. Обучающий режим, где вас учат азам и механикам игры. Очень напоминает автошколу из GTA: San Andreas — как по заданиям, так и по сложности.
Пример одного задания из обучения

Игра не блещет проработкой режима карьеры — полноценного сюжета здесь попросту нет. По сути, вы выступаете в роли жалких плебеев, которые должны пройти серию гонок, обойти такой же отчаянный сброд соперников и в итоге завоевать честь, славу и, конечно же, горы золота.

Перед началом гонок вы можете свободно собрать свою команду, выбрав лошадей, возничего, гладиатора и колесницу. Половина элементов влияет не только на внешний вид, но и на характеристики. Например, одна колесница может быть очень быстрой, но при этом хрупкой. Некоторые лошади энергичны, но не слишком проворны. Люди же в целом равны между собой.

Визуально персонажи получились довольно колоритными: обольстительные, но воинственные амазонки, храбрый аквилифер (легионер-знаменосец со львиной шкурой на голове), полуголые, но крепкие африканцы, озлобленный гунн, устрашающий минотавр и множество других героев, вдохновлённых древнегреческой мифологией, культурой и историей Римской империи.

А вот менюшки, однако, выглядят немного дёшево

В игре есть три уровня сложности, которые влияют на интенсивность боёв, управляемость в поворотах, общий баланс колесницы и доступ к новому контенту. На самом высоком уровне сложности открываются дополнительные персонажи, а если пройти всю академию, можно получить в команду своих инструкторов.

Про игровой процесс и прочее
Про игровой процесс и прочее

В карьере есть два типа заданий:

  1. Обычная гонка. Просто прийти первым;
  2. Смертельный поединок. Побеждает тот, кто первым убьёт пять врагов на крошечной круговой трассе.
Старт гонки

Графику нельзя назвать выдающейся или высокодетализированной даже по меркам своего времени, но локации получились красочными и приятными глазу. В игре представлено 19 трасс, которые раскинулись по семи различным локациям, охватывающим разные уголки Римской империи: осенняя Британия, извилистые тропы Кипра, заснеженная Германия, беспощадный Цирк Нерона, пустынная Александрия, величественный Рим и главная арена — Большой цирк.

Хоть трасс и немало, но по сути большинство из них — это либо арены для смертельных поединков, либо одни и те же маршруты, только со сменой точки старта и в другое время суток. Сам путь, препятствия и ландшафт не меняются. Тем не менее, сами трассы довольно разнообразны: есть просторные участки с множеством шорткатов, развилками на две дороги, ловушками вроде падающих валунов и захлопывающихся ворот, а также более тесные арены.

Интерфейс во время гонки отображает полоски вашего здоровья и скорости, здоровье ближайшего соперника, выбранный вами режим езды, мини-карту, текущий бонус (а также бонус ближайшего противника), основную информацию о гонке (круг, позиция, заработанные деньги во время заезда), а тажке количество побеждённых вами врагов (только в смертельном поединке).

Смертельный поединок

В заездах участвуют четыре команды, в каждой по два человека. Гладиаторы вооружены щитом и оружием, соответствующим их типажу: у легионеров — гладиус, а у амазонок — хлыст и так далее. Гладиаторы способны совершать слабые, сильные, двойные и даже заряженные атаки, а также защищаться щитом.

Возничий же может резко маневрировать и пригибаться вместе с гладиатором, чтобы проскальзывать под препятствиями. При этом, если вы перевернётесь или погибнете в бою, гонка не заканчивается — персонаж просто возрождается в безопасной точке трассы с полным здоровьем (если смерть была от врага), и вы спокойно продолжаете заезд.

Боевая система в Circus Maximus поначалу кажется перегруженной — она напоминает beat ’em up или даже файтинг. Но уже после пару полноценных гонок всё встаёт на свои места — и начинаешь получать реальное удовольствие от одновременного контроля над колесницей и гладиатором.

Схема управления на PS2

Если сражений в гонках ещё можно избежать (хотя за каждого поверженного соперника дают дополнительные денарии), то вот управлять колесницей всё равно нужно аккуратно: плавно входить в повороты, осторожно подниматься и спускаться. Слишком резкий манёвр легко накренит повозку на одно колесо или вовсе перевернёт её. Колесницы также довольно уязвимы ещё в боях: если противники нанесут слишком много ударов, вы можете обнаружить, что ваша колесница тащится по земле без одного колеса.

Минус колесо
Джонатан Слейгер
Генеральный директор Kodiak Interactive

Мы вложили тысячи часов, чтобы сделать Circus Maximus: Chariot Wars революционной игрой, которая заложит основу нового жанра в индустрии развлекательного программного обеспечения.

Джонатан Слейгер для игрового портала GameSpot

Хочется, правда, похвалить разработчиков за такую проработку деталей в геймплее, пусть далеко и не идеальную.

Про недостатки и спорные решения
Про недостатки и спорные решения

Правда, есть и совершенно спорные моменты: валуны с кривым хитбоксом перекрывают почти всю дорогу, и кто-нибудь обязательно врежется в них (в хитбокс, а не в сам камень). А сам ландшафт местами ломаный — можно перевернуться на ровном месте. Но, что удивительно, это не столько раздражает, сколько веселит из-за забавной анимации падения.

Нарезка моих моментов с «кривостями» игры

Прямо во время заезда можно также включить ИИ-режим — тогда управление колесницей возьмёт на себя компьютер, а вы сможете сосредоточиться на сражениях. Однако я категорически не рекомендую использовать ИИ для управления, так как он сделан криво: у меня колесница просто не вписывалась во многие сложные повороты — особенно на ипподромах. Его можно на пару секунд включить, чтобы навернуть хавчик или хлебнуть пивка (для рывка), но лучше взять всё в свои руки и почувствовать полный контроль над колесницей.

Я управляю гладиатором, а ИИ — возничим.

Ещё на трассах раскиданы бонусы в виде заколдованных деревянных груш для битья: восстановление здоровья, метательное оружие с гарантированным уроном, кратковременное ускорение, неуязвимость и мощные удары. Они полезны, но немного выбиваются из общей стилистики игры.

Ускорение

На самом деле это звучит здорово и круто, что разработчики вложили столько усилий в разнообразие трасс. Главное же разочарование — это длительность гонки. В среднем на прохождение уходит 11–13 минут при трёх кругах (на ипподромах кругов больше, но они и короче). В одиночном заезде можно выбрать один круг, но в карьере количество кругов зафиксировано на трёх.

Здесь ещё посредственная музыка играет на фоне. К тому же её еле слышно ещё, а настроить уровни звука можно только в главном меню. Хотя в отдельных моментах, из-за композиций с женским вокалом, я ловил вайбы трека Sword of Destiny из третьего «Ведьмака».

Стандартная громкость игры

Вот сам трек:

♫┤Circus Maximus: Chariot Wars — Last Lap├♫

Выводы по игре в формате «вопрос — ответ»
Выводы по игре в формате «вопрос — ответ»

Эта игра — духовный наследник Road Rash?

Да, такое определение ей вполне подходит. Она развивает её идеи и предлагает свои, хоть и не совсем удачно. Да, в десятых годах появятся пара более «правильных» наследников, но это, скорее, просто повторение старого с более крутой графикой.

Что по итогу?

Circus Maximus: Chariot Wars, несмотря на кривую и не до конца проработанную реализацию геймплейных механик и локаций, не самый приятный интерфейс и спорные решения, принесла мне искреннюю радость от гонок и сражений — в них чувствовались уникальные и вполне сносные задумки и механики.

Это всё ещё средняя игра, но зайти в неё на пару часов, особенно с друзьями и под выпивку — я вам гарантирую: вы получите неизгладимое удовольствие от этих гонок.

Моя оценка: 7 банок пива Габедана из 10.

Прошёл игру за 6 часов.

Бам!

Хоть игра и средняя, но почему она всё же не взлетела и так быстро забылась?

Думаю, она не стала популярной по трём причинам (не считать качество самой игры):

  • Отсутствие харизмы и узнаваемости. У игры не было ни сильного бренда, ни запоминающихся персонажей, ни яркого визуального стиля;
  • Неуспешный сеттинг для игр. Данный сеттинг, как показало время, оказался неудачным для успешных продаж. В то время многие пытались сделать проект в древнегреческом или древнеримском антураже: Rygar: The Legendary Adventure, Gladiator: Sword of Vengeance, Alexander (2004), Gladius… Однако почти ни один из них не стал хитом. Разве что можно вспомнить God of War (2005) и Rome: Total War — они действительно стали хитярами, несмотря на свой сеттинг.
  • Плохое продвижение и низкие продажи. Рекламы было ну совсем мало — мне удалось найти лишь один трейлер и два рекламных постера. Она разошлась тиражом около 70 000 копий на Xbox (но эта информация может быть недостоверной).
Игры про гладиаторов (2003–2005 гг.)
Игры про гладиаторов (2003–2005 гг.)

А выходили ли ещё похожие гонки?

Изначально хотелось ответить — нет. Но, пока я искал дополнительную информацию о Circus Maximus, наткнулся на крайне похожий проект, который ещё меньше известен, но при этом сделанный заметно лучше и продуманнее. Он вышел ровно через год после релиза Circus Maximus и основан на одном старом культовом фильме. Поэтому я посвящу отдельный блок ему и другим схожим играм.

Про другие похожие проекты
Про другие похожие проекты

Знакомьтесь: Ben-Hur: Blood of Braves — видеоигровая адаптация одноимённого романа и фильма, основанная на знаменитом сегменте с гонками на колесницах. Разработана она была французской студией Microïds (известной по сериям Syberia, ObsCure и Still Life) в 2003 году эксклюзивно для PS2.

Обложка и кадры из игры
Обложка и кадры из игры

Она взяла очень многое у Circus Maximus, у которой были дешёвые менюшки, слабая проработка контента вне гонок и простоватая графика, то здесь над этим реально постарались. Гонки же решили проводить по старинке — один человек на колеснице, в отличие от Circus Maximus, где управляли дуэтом. Графика же для своего времени — хорошая: локации и персонажи отлично детализированы и приятно анимированы.

В основной кампании есть немало сцен на движке, а также полноценный хаб, где в вашем распоряжении есть:

  • Вилла. Здесь можно выбрать детали для колесницы и экипировку (два вида оружия и щит), а также выбрать следующую гонку;
  • Храм. Там можно поклоняться различным богам, которые даруют и улучшают ваши заклинания: файрболы, лечилки, ускорение и многое другое из списка из 64 наименований. Боги же соответствуют той вере, которую исповедует выбранный вами герой (а выбрать можно из 15 персонажей);
  • Лавка купца. Здесь можно покупать новые детали для колесницы и экипировку.
Контент перед гонками в основной компании (у меня эмулятор криво отображал интерфейс игры, так что прошу меня простить)

Увы, но эта игра мне не зашла. Возможно, я уже был сыт предыдущей гоночной игрой, а может, она попросту оказалась скучной. Заезды далеко не такие драйвовые, а бои — долгие и муторные. Зато разработчики явно вложили силы во всё остальное. В этом плане игра неожиданно приятно удивляет.

Игровой процесс Ben-Hur: Blood of Braves

Кстати, композитором игры выступил Джек Уолл, который написал музыку для более 20 игр, включая франшизы Mass Effect, Call of Duty и Splinter Cell. Саундтрек в игре по «Бен-Гуру» вышел атмосферным, но немного однообразным: слишком много похожих треков, которые упорно пытаются подчеркнуть напряжение и опасность гонок.

Джек Уолл
Композитор Ben-Hur: Blood of Braves

♫┤Ben-Hur: Blood of Braves — Musgizeh├♫

♫┤Ben-Hur: Blood of Braves — Musagard├♫

♫┤Ben-Hur: Blood of Braves — Muspmpei├♫

В итоге получилась красивая, но скучная безделушка, которая не способна ни развлечь, ни предложить вызов, ни заставить продолжить в неё играть вас. Ben-Hur: Blood of Braves тоже получил лишь средние оценки и почти нигде не мелькал. Её редко можно встретить даже в списках игр своей студии.

Кадры из интро игры

Схожих проектов с гонками на колесницах могу вспомнить ещё:

  • Star Wars Episode I: Racer (1999). Проект, конечно, был в футуристической сеттинге, но получился хорошим. Однако он куда ближе по духу к сериям F-Zero и Wipeout.
  • Heracles Chariot Racing (2006). А эта игра уже ближе к Mario Kart, и по сути это просто рескин предыдущей игры Neko Entertainment — Cocoto Kart Racer: интерфейс, локации и персонажи заменили на образы из древнегреческих мифов, но сам геймплей и трассы остались почти без изменений.. Наверное, научились такому у Data Design Interactive (кто знает — тот поймёт).
Как говорится, найди десять отличий.
Как говорится, найди десять отличий.

А так, если не считать всякие мобильные и низкопробные подделки (туда входит и игра по «Бен-Гуру», но по фильму 2016 года), а также мини-игры с гонками на колесницах в других проектах (например, Asterix at the Olympic Games, Prince of Persia: The Two Thrones и Assassin’s Creed: Origins), то Circus Maximus: Chariot Wars оказалась уникальным и даже, не побоюсь этого слова, революционным продуктом.

Жаль, что эта революция ни к чему не привела. Данная игра быстро канула в Лету, прихватив с собой и собственную студию. И пусть всего понемногу, но её тихая и трагичная судьба всё же вызывает у меня сожаление — ведь она сумела меня приятно удивить и даже увлечь своими безбашенными гонками.

Конец!
Революционный наследник Road Rash, о котором вы никогда не слышали

Не так давно Cryptosamuraiii и Кардинал Кардиналыч выпустили замечательные материалы о малоизвестных, но занятных проектах — они частично повлияли и на мой. Если ещё не читали их, то рекомендую ознакомиться:

Также можете ознакомиться с моим прошлым материалом о малоизвестной гоночной игре по серии Mega Man:

А какие забытые, но крутые игры играли вы? Пишите в комментариях!

Всем хороших игр и отличных дней! До встречи в следующей катке!

54
14
5
2
1
1
1
36 комментариев