PlayStation этого поколения — полный провал?

Даже Xbox и Nintendo выглядят увереннее.

PlayStation этого поколения — полный провал?

Sony может быть довольна, ведь PlayStation 5 расходится на ура даже спустя 5 лет после выхода. За эти годы корпорация отгрузила в магазины больше 83 миллионов консолей — и в разы опередила показатели Microsoft (правда, до цифр Nintendo ей далеко).

Тем не менее геймеры от победы PlayStation над Xbox ничего не выиграли, скорее наоборот. Я как обладатель обеих приставок (и поклонник обеих компаний) четко вижу минусы и плюсы каждой. К сожалению, у Sony Interactive Entertainment столько проблем, что такие продажи — настоящее чудо, и воспринимать их как должное не стоит.

Этот текст посвящен как раз «косякам» PlayStation — с провальной политикой сервисных игр, убитым графиком релизов и недостатком прорывных эксклюзивов.

Не пожал бы руку Джиму Райану

SIE ошиблась, сделав упор на сервисные игры

Для начала предлагаю вспомнить, за что любят игры Sony PlayStation. Компания начала выпускать консоли в 1994 году… Да шучу, настолько далеко сегодня заглядывать не будем.

PlayStation этого поколения — полный провал?

Эксклюзивы PlayStation всегда были мерилом качества. Они регулярно побеждали на игровых премиях: 6 побед на The Game Awards за 13 лет — просто вау; постоянно набирали феноменальные оценки как критиков, так и игроков. Геймеры покупали «Соньку» разных поколений ради таких игр, как God of War II, Heavy Rain и The Last of Us Part 2. Практически все эксклюзивы поколений PS3 и PS4 — это одиночные игры с кинематографичной картинкой, ориентированные на повествование.

А потом компания захотела больше денег.

Глядя на успехи Fortnite и Call of Duty, новый (на тот момент) глава SIE Джим Райан и его команда решили перепрофилировать компанию на создание сервисных игр с микротранзакциями. Этот путь Райан стал продвигать чуть ли не с самого назначения в 2019 году, но официально публика узнала только в начале 2022-го.

PlayStation этого поколения — полный провал?

Именно тогда Sony купила студию Bungie — легендарных разработчиков, которые некогда придумали серию шутеров Halo, а сейчас занимаются Destiny 2 и Marathon. После анонса SIE выступила перед инвесторами, рассказав о сдвиге в своей бизнес-модели. Bungie покупалась не только ради прибыли от их IP, но и ради бесценного опыта, которыми студия могла поделиться с другими внутренними командами PlayStation.

А работы у тех было навалом. По тогдашним планам корпорации она собиралась выпустить не менее 10 игр-сервисов до марта 2026-го, то есть за 4 года.

При этом аналитики и те, кто плотно следит за индустрией, не были шокированы новым вектором PlayStation. Полно звоночков было и раньше: покупка студий с разным портфолио плюс инвестиции в Epic Games и Discord. Корпорация явно хотела взять количеством: уж парочка-тройка из 10 сервисных игр обязана была выстрелить.

Предлагаю пройтись по проектам, которые по мнению SIE должны были стать их Call of Duty, ну или на худой конец Counter-Strike.

The Last of Us Online

PlayStation этого поколения — полный провал?

Уже несколько лет как Naughty Dog работала над онлайн-проектом во вселенной The Last of Us. Эти наработки фактически вырезали из сиквела 2020 года — ранее планировали сделать отдельный режим, который смахивал бы на Factions из оригинальной TLoU.

Увы, крупную дорогущую сервисную игру закрыли в конце 2023 года после консультаций с Bungie, которая сказала что-то вроде «она не будет приносить прибылей, да и вообще подобные проекты должны работать иначе».

Игра-сервис Bend Studio

Та же судьба ждала неанонсированный проект Bend Studio, которая сделала любимицу игроков — Days Gone. Джейсон Шрайер в январе 2025-го сообщил, что Sony отменила сервисный проект, но при этом не трогает студию. Правда через несколько месяцев компанию из Орегона всё же ждали сокращения.

Последние новости гласят, что отмене проекта за вероятные 250 миллионов долларов толком никто не удивился, ведь «за 3 года разработчики не сумели добиться серьезного прогресса». А еще благодаря вакансии креативного директора мы узнали о следующем проекте Bend — другой сервисной игре!

Онлайновая God of War

PlayStation этого поколения — полный провал?

Bluepoint Games несколько лет корпела над многопользовательской игрой в серии God of War. Судя по слитым скриншотам, игрокам предстояло сражаться в сеттинге Древней Греции. Около года назад проект отменили.

Сейчас команда трудится над неанонсированной игрой с боевкой от 3-го лица.

Concord

Многострадальный Concord хотели «забрать» себе еще в 2021 году — компания купила эксклюзивность мультиплеерного шутера, чтобы он не достался конкурентам. А спустя два года Sony выкупила и саму студию-разработчика. Аж два опрометчивых решения с подписью Райана, учитывая грядущий грандиозный провал шутера — 697 (!) игроков на пике в Steam — и его закрытие спустя лишь 2 (!!!) недели. Если вдруг не в курсе, стоит почитать хронику падения, там полно любопытного.

FAIRGAME$

PlayStation этого поколения — полный провал?

Проект пиарили лицом главы Haven Studios Джейд Реймонд, которая давным-давно приложила руку к Assassin's Creed и Watch Dogs, но последнее десятилетие бродит между компаниями, толком ничего не выпуская. Чуда не случилось: после неудачного тестирования Реймонд ушла, а вслед за ней и геймдиректор Даниэль Драпо.

Тем не менее Fairgames, скорее всего, выйдет. Пока в планах компании значится релиз весной 2026 года.

Секретный проект Insomniac Games

О нем объявили в 2021 году, но с тех пор компания не делилась подробностями. Из утечек стало известно, что это онлайн-игра во вселенной Человека-паука, после чего кто-то слил информацию, что проект отменили.

PlayStation этого поколения — полный провал?

И всё же этим летом Insomniac Games разместила вакансию дизайнера, который умеет создавать мультиплеерные задания. Надежда живет: это может быть игра про дружелюбного соседа, или новая Resistance, или даже тайтл про Людей-Икс.

Horizon Online

Для «Сони» Horizon имеет первостепенное значение, поэтому по франшизе постоянно выходят новые игры — и еще больше находится в разработке. Онлайн-игру делают уже много лет, причем Guerrilla постоянно ищет новых людей в команду.

Сейчас во главе разработки стоят Саймон Ларуш и Крис Проктор, которые были ответственны за такие мультиплеерные гиганты как Rainbow Six: Siege и Destiny 2 соответственно.

Marathon

Будущий флагман Bungie и PlayStation — ну это если успех игр можно было бы просчитать. Bungie пошла в эксперименты и создала мультиплеерный шутер с необычным художественным стилем. Ранние тестирования показали проблемы, и компания перенесла релиз. На днях стало известно про выход Marathon в марте 2026 года. Студия обещала, что услышала недовольных игроков, и устраняет недочеты.

Шутер от Deviation Games

Компания открылась в 2020 году и прожила 4 года, так и не анонсировав свою игру. По слухам, это был шутер в научно-фантастическом сеттинге. За него отвечали ветераны индустрии — Джейсон Бланделл и Дэйв Энтони, работавшие над серией Call of Duty: Black Ops.

Примечательно, что SIE не имеет отношения к отмене игры. Deviation Games — самостоятельная единица, которая просто не «вывезла» конкуренции и закрылась на фоне кризиса в индустрии. Тем не менее Sony пригласила Бланделла возглавить новую внутреннюю студию Dark Outlaw Games, которая только-только начала работать над дебютным проектом.

Кооперативный онлайн-экшен от PlayStation London Studio

PlayStation этого поколения — полный провал?

Последние годы компания занималась преимущественно VR-проектами, но явно хотела поработать над чем-то более амбициозным. В 2022-м мы узнали, что она создает кооперативный экшен в стилистике фэнтези — с магией, драконами и гоблинами, которые сражаются на улицах Лондона. Причем проект работал над собственном движке студии Soho Engine, который специально создали для использования всех преимуществ PlayStation 5. Движок называли «инновационным и позволяющим раздвинуть границы возможного».

Увы, PlayStation London Studio попала под каток массовых сокращений в феврале 2024 года, когда Sony уволила около 900 сотрудников игрового подразделения (порядка 8% штата). Если Insomniac Games, Naughty Dog и Guerrilla лишились лишь части людей, то PlayStation London закрыли целиком.

Сервисная игра по франшизе Twisted Metal

В современной индустрии Twisted Metal преследуют одни неудачи. Следующая игра серии должна была стать сервисной, и ее поддерживали бы годами. Проектом занималась ливерпульская компания Firesprite (известная по Horizon Call of the Mountain), но после массовой реструктуризации в феврале 2024 года его отменили.

К тому же, судя по расследованию Eurogamer, в студии и так царил хаос: токсичное руководство и дискриминация разного рода заставляли сотрудников увольняться еще до массового сокращения. Видимо, следующую игру от Firesprite придется еще подождать.

Helldivers 2

Вот она, единственная на данный момент удачная сервисная игра, которая родилась из масштабной задумки боссов Sony. Кооперативный экшен за первые 12 недель продался феерическим тиражом в 12 миллионов копий. Веселая игра про уничтожение инопланетных жуков и иллюминатов стала одним из главных событий 2024 года.

PlayStation этого поколения — полный провал?

И всё же успех Helldivers 2 не должен оттенять серьезнейший провал руководства PlayStation. Оно приказало студиям, известным за создание таких любимых и знаковых «синглов», как Uncharted 4, Days Gone, Marvel's Spider-Man и Demon's Souls Remake, заниматься играми абсолютно другого типа. Это как если бы вашей любимой команде, допустим, футбольной, приказали перейти в баскетбол — ну а что, мяч то круглый, суть одна, бегать да забивать.

Немудрено, что студии посыпались. Авторы Days Gone года три чесали репу, думая, как бы им сделать хорошую мультиплеерную игру. Даже огромные вливания от SIE не помогли.

Грандиозная Insomniac Games — единственная из студий PlayStation, кто часто выпускает игры даже на PS5 — не может разрулить и придумать что-то клевое в обертке онлайн-игры.

PlayStation этого поколения — полный провал?

Наконец, флагман студий PlayStation, калифорнийская Naughty Dog, вынуждена была больше 3 лет создавать хардкорный мультиплеерный экшен, который взяли и отменили. Страшно подумать, сколько денег стоил этот проект, который никто никогда не увидит. А ведь у Sony таких кейсов чуть ли не десяток!

Разумеется, таких данных никто нам не даст, но кажется очевидной сумма больше двух, а то и трех миллиардов долларов. Sony вбухала кучу денег в хайповое направление отрасли в надежде получить свою «дойную корову», какие уже есть у Activision, EA, Valve и нескольких других крупных издателей. При этом корпорация напрочь забыла, что ее вообще-то любят за совсем другие игры, да и компетенции ее студиям откровенно не хватает.

Все эти проблемы стали очевидны уже в 2023 году, так что полетели головы. В конце концов, в сентябре об уходе объявил и сам Джим Райан, вероятно, главный архитектор «сервисного» направления. SIE поступила очень красиво: никого не обвиняла, обставила уход как «усталость от 30 лет работы в компании» и дала Джиму спокойно передать дела новому поколению управленцев. Весной 2024 года на «престол» взошли Хермен Хюльст и Хидэаки Нисино. Первый с тех пор главный в области игр, а второй — в области «железа».

PlayStation этого поколения — полный провал?

И надо признать, дела компании пошли в гору. Безусловно, работу Хюльста мы сможем оценить только спустя годы, когда выйдут будущие релизы. Тот же выход Concord в августе 2024-го не имел отношения к новому руководству: все процессы согласовывал еще Джим Райан, именно он и ответственен за скоропостижную кончину шутера.

Хюльст как раз сделал многое, чтобы минимизировать затраты на вероятные провалы. Он закрыл несколько сессионных игр в разработке, которые не вызывали большого доверия, и предоставил Bungie карт-бланш на переносы и устранение недочетов в Marathon. Также он дал зеленый свет нескольким сервисам, которые в теории могут понравиться игрокам — например, проекту Джейсона Бланделла и крупнобюджетной Horizon Online, которую курируют Саймон Ларуш с Крисом Проктором, знающим толк в мультиплеере.

Финансовый директор Sony Лин Тао признает, что «переход на модель сервисных игр проходит не совсем гладко» — летом 2025 года выручка от игр-сервисов за последний год составила от 20 до 30 процентов, и это не те показатели, на которые рассчитывала корпорация. И всё же Лин Тао видит положительные перемены, поскольку еще 5 лет назад такие тайтлы практически отсутствовали в портфолио PlayStation Studios. Сейчас же даже Gran Turismo 7 перевели в формат игры с поддержкой.

PlayStation этого поколения — полный провал?

Главное — руководство Sony опять делает ставку на одиночные игры. Ключевые (и единственные) эксклюзивы PlayStation 5 в 2025 году — новые проекты Sucker Punch Productions и Kojima Productions. Хитами в обозримом будущем называют Saros и Intergalactic: The Heretic Prophet, и в обоих нет элементов мультиплеера.

Эксклюзивов PlayStation 5 слишком мало (и они не чета старым)

Поговорим об эксклюзивах — ключевой метрике для каждой консоли, хоть Xbox и пытается всячески съехать в сторону открытой экосистемы.

Вплоть до недавних времен, игры внутренних студий Xbox были консольными эксклюзивами, то есть не выходили на конкурирующих платформах Sony и Nintendo. Поколение Xbox Series стартовало ни шатко ни валко. Первые годы эксклюзивов было то мало, то они вообще не выходили (жуткий для компании 2022-й). Впоследствии ситуация выправилась: громадное количество студий поставило выпуск хитов и небольших игр на поток, так что геймерам с приставкой Microsoft всегда было во что поиграть — достаточно лишь подписаться на Game Pass, где все эти игры становились доступны в день релиза.

PlayStation этого поколения — полный провал?

Вот краткий список достойных эксклюзивов экосистемы Microsoft (Xbox Series + ПК):

  • 33 Immortals
  • Age of Empires IV
  • As Dusk Falls
  • Avowed
  • Forza Horizon 5
  • Forza Motorsport
  • Gears Tactics
  • Grounded
  • Grounded 2
  • Halo Infinite
  • Hi-Fi Rush
  • Immortality
  • Indiana Jones and the Great Circle
  • Keeper
  • Microsoft Flight Simulator
  • Pentiment
  • Rogue Legacy 2
  • Senua’s Saga: Hellblade II
  • South of Midnight
  • Stalker 2: Heart of Chornobyl
  • Starfield
  • Valheim
  • Vampire Survivors

Здесь есть игры, которые Microsoft или сторонние разработчики впоследствии портировали на другие платформы. Но временные эксклюзивы — это тоже эксклюзивы, у той же PlayStation на этом нынче даже строится бизнес.

И да, в список не попали чудесные Diablo 4, The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered, Ninja Gaiden 4, The Outer Worlds 2, Call of Duty: Black Ops 6 и еще парочка тайтлов, поскольку они изначально вышли как мультиплатформа (и никто не пиарил их как эксклюзив консолей Xbox).

PlayStation этого поколения — полный провал?

Вышла довольно внушительная подборка, хотя за 5 лет хотелось бы увидеть больше игр от целой толпы студий Xbox — напомню, в один момент корпорации принадлежали 32 студии!

Эксклюзивы Xbox берут разнообразием: каждый найдет для себя несколько интересных ему проектов. Тут тебе и огромные RPG, и шутеры, и первоклассные гонки, рогалики с высочайшими баллами. В портфолио Microsoft есть также адвенчуры, интерактивное кино, стратегии и кинематографические экшены от 3-го лица, которые словно делались для PS5.

Так, а как дела обстоят у Nintendo? Японская корпорация ориентируется на гейминг в кругу семьи и зарабатывает на этом большущие деньги. Жизненный цикл ее консолей отличается от привычного нам, впрочем Nintendo можно всё.

PlayStation этого поколения — полный провал?

Вот список классных эксклюзивов Nintendo Switch и Switch 2, вышедших за последние 5 лет:

  • Bayonetta 3
  • Donkey Kong Bananza
  • Kirby and the Forgotten Land
  • The Legend of Zelda: Echoes of Wisdom
  • The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom
  • Mario Kart World
  • Mario Party Superstars
  • Mario + Rabbids Sparks of Hope
  • Metroid Dread
  • Metroid Prime 4: Beyond
  • Monster Hunter Rise
  • Paper Mario: The Thousand-Year Door
  • Pikmin 4
  • Pokémon Legends: Arceus
  • Splatoon 3
  • Super Mario Bros. Wonder
  • Super Mario RPG
  • Xenoblade Chronicles 3

Японская корпорация чудесно знает свою аудиторию и регулярно радует ее мощными эксклюзивами. Именно поэтому консоли компании разлетаются на ура и приносят «Нинтендо» стабильный доход от продаж самого «железа» — такого успеха конкуренты пока не добились.

Игры на Switch есть на любой вкус, как и на Xbox. Особенно отмечу феноменальную The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom — одну из лучших игр пятилетки. Если вам нравится онлайн-зарубы, то добро пожаловать в Splatoon 3 или же Mario Kart World. Любите классные ролевые игры — опробуйте Xenoblade Chronicles 3.

PlayStation этого поколения — полный провал?

Семейных зрелищ вообще очень много, из недавних релизов особенно выделяется Donkey Kong Bananza. Она вполне могла бы обставить Astro Bot и взять GOTY 2024, стоило лишь выйти на полгода раньше.

А вот у Sony дела обстоят заметно хуже. Спорная политика с упором на сервисные онлайн-проекты заметно повлияла на «синглы». Те студии, которые должны были выпускать классические блокбастеры для PS5 — Naughty Dog, Insomniac Games, Bend Studio и другие — впустую потратили годы на то, в чем не имеют экспертизы.

В итоге, первые годы жизни PlayStation 5 были довольно неплохими, и проблема не казалась столь явной. Геймеры пребывали в восторге от ремейка Demon's Souls, проводили добрую сотню часов в Horizon Forbidden West и с кайфом сражались с богами в сиквеле God of War. А вот после наступило затишье.

PlayStation этого поколения — полный провал?

Особенно явно это можно было понять по мероприятию PlayStation Showcase — презентации новинок и будущих хитов, которые выйдут на консолях Sony. В 2020-х годах Showcase заменила собой классические ивенты E3, которые обожали геймеры по всему миру. И если Microsoft каждый год, обычно в дни проведения Summer Game Fest, представляет кучу новинок и трейлеры самых ожидаемых игр (в том числе клевого инди), то Sony давно прекратила их делать.

И это очень больно. Каждая Xbox Games Showcase — настоящий праздник, вы собираетесь с друзьями и единомышленниками в надежде увидеть продолжение обожаемой вами игры. Те же чувства были и при просмотре PlayStation Showcase. Сейчас же компания ограничивается скудным форматом State of Play, которая проводится несколько раз в год и даже близко не становится событием масштаба Showcase.

Последняя большая игровая презентация Sony датируется маем 2023 года. Тогда она разочаровала поклонников. Блокбастеров было мало, а мероприятие скорее смахивало на Indie Showcase. Большая часть новостей — про игры-сервисы и перенос эксклюзивов на ПК, что понравилось лишь адептам «клавомыши».

PlayStation этого поколения — полный провал?

Компании банально нечего показывать. И такая ситуация держится годами. Sony игнорирует летние выставки, отделываясь слабенькой весенней State of Play с максимум парой анонсов.

А теперь давайте вспомним, какие эксклюзивы последних лет стоили покупки устройства за 500 долларов? В 2023 году вышли Marvel’s Spider-Man 2 и, усилиями издателя Square Enix, Final Fantasy XVI — негусто, но окей.

В 2024-м была «золотая тройка» из Final Fantasy VII Rebirth, Helldivers 2 и проекта от внутренней студии — Astro Bot. Последняя удостоилась звания «Игры года», и в целом, за дело.

Прошедший год совсем разочаровывает: гений опять делает новую Death Stranding эксклюзивом PlayStation и хоть как-то вытаскивает безнадежную первую половину года. Осенью же выходит долгожданный блокбастер от Sucker Punch Productions — Ghost of Yotei. Обе игры вполне достойные, но ответьте честно: стоят ли они в одном ряду с The Last of Us Part 2, God of War, Detroit: Become Human и Uncharted 4?

PlayStation этого поколения — полный провал?

Видно, что несколько лет работы кучи студий в никуда сказались на графике релизов. В эпоху PS3 и PS4 обладателей «Соньки» заваливали эксклюзивами. Мы не успевали их проходить, так их было много! Сейчас ситуация кардинально иная. Новая норма — 2, максимум 3 больших эксклюзива в год. Причем, внутренние студии успевают выпустить лишь одну игру за этот период.

Когда осознаешь этот факт, хочется поностальгировать по, например, 2018 году, когда SIE силами своих студий выпустила God of War, Marvel’s Spider-Man, Shadow of the Colossus и Detroit: Become Human. Кажется, те времена остались в прошлом.

На этом фоне отчетливо вспоминаются провалы с эксклюзивными проектами PS5. Про эпохальный фейл Concord вы слышали из каждого утюга, туда же можно отнести странную Forspoken и никакую Babylon’s Fall. Эти кейсы дали понять, что Sony теперь не проверяет игры, которые вроде должны продавать ее приставку — эксклюзивы. PS5 больше не ассоциируется с платформой, где качество стоит во главе.

PlayStation этого поколения — полный провал?

Новая сила PlayStation — подписание контрактов на временную консольную эксклюзивность с другими издателями. Благодаря профессионализму менеджеров SIE только на PS5 можно было сыграть на старте в такие тайтлы, как Death Stranding 2, Final Fantasy VII Rebirth, Final Fantasy XVI — и это лишь самые громкие. Без таких сделок каталог эксклюзивных игр PS5 выглядел бы совсем пустым, и точно уступал бы библиотекам Switch и Xbox Series.

Напоследок оставлю список главных консольных эксклюзивов PlayStation 5:

  • Astro Bot
  • Death Stranding 2: On the Beach
  • Deathloop
  • Demon’s Souls
  • Final Fantasy VII Rebirth
  • Final Fantasy VII Remake Intergrade
  • Final Fantasy XVI
  • Ghost of Yotei
  • Ghostwire: Tokyo
  • Genshin Impact
  • God of War Ragnarok
  • Gran Turismo 7
  • Helldivers 2
  • Horizon Forbidden West
  • The Last of Us Part I
  • Marvel’s Spider-Man: Miles Morales
  • Marvel’s Spider-Man 2
  • Ratchet & Clank: Rift Apart
  • Silent Hill 2
  • Stray

У PlayStation явный творческий застой — они продолжают клепать одинаковые кинематографические экшены от 3-го лица и нечасто радуют чем-то необычным. Игр от внутренних студий толком нет, а те, что есть, за редким исключением, не вызывают вау-эффекта.

Впрочем, это лишь субъективная характеристика. А вот с чем не поспорить — текущее поколение живо лишь благодаря огромной любви миллионов фанатов. Те покупают консоли, невзирая на мизерное число эксклюзивов, и продолжают каждый день верить в анонс той самой игры — которая вернет их в детство.

329
204
36
11
8
6
6
2
2
1
1
1
1
801 комментарий