Что случилось со стратегиями в реальном времени и почему их ждет второе дыхание?

Стратегии в реальном времени — классический жанр, с которого во многом начиналась игровая индустрия. Больше двух десятилетий они занимали лидирующие позиции, но сейчас на слуху только несколько ретро-проектов. Что происходило с жанром, кому он уступил лидерство и есть ли шансы на реванш, рассказывает Андрей Коротков, CEO Zillion Whales.

Стратегии в реальном времени (Real Time Strategy) появились еще в 80-х годах и вывели на новый уровень то, что было в разных жанрах компьютерных игр — строительство, добыча и накопление ресурсов и развитие базы с управлением войсками и сражениями. Особенностью стратегий в реальном времени стало то, что игрок должен одновременно в реальном времени контролировать макроуровень (ресурсы/база) и микроуровень (столкновения подразделений и отдельные боевые единицы). В более ранних играх был предусмотрен только пошаговый контроль. Дополнительным стимулом для развития RTS стала компьютерная мышь, которая с начала 80-х годов шла в комплекте с компьютерами.

В середине 90-х выходят легендарные стратегии Warcraft II (1995), Age of Empires (1997) и StarCraft (1998), которые делают жанр RTS одним из самых популярных и для игроков, и для разработчиков. Неплохо сбалансированные боевые единицы и хорошая для своего времени картинка на фоне достаточно слабого искусственного интеллекта подчеркнула достоинства сетевой игры. Жанр оставался популярным больше десятилетия, но в итоге оказался вытеснен собственным детищем — MOBA (Multiplayer Online Battle Arena), который появился из мода для Warcraft III.

Эпоха Dota

Появление поджанра MOBA ознаменовало новую эпоху гейминга. Теперь фокус сместился от развития базы, зданий, войск и ведения боя с высоким уровнем микроконтроля до развития одного персонажа и сражений с такими же героями других игроков на фоне бесконечной войны между «ботами». MOBA взяли из RTS все самое интересное, а убрали все отягчающее и усложняющее.

Очень быстро MOBA-проекты, которые возникли как моды классических RTS, выделились в самостоятельные проекты. Флагманы — Dota 2 и League of Legends — быстро набрали бешеную популярность.

При этом интерес игроков к RTS сохранялся, но новых высокобюджетных игр практически не выпускалось. Развивались уже популярные серии Total War или Warhammer, сохраняли позиции StarCraft и WarCraft, однако новым играм не удавалось достичь такой же популярности. Были попытки объяснить падение популярности жанра RTS слишком высоким порогом входа, но MOBA в этом смысле едва ли проще: для игры нужно изучить сотни персонажей, их способности и множество артефактов со всеми возможными комбинациями. Причина с одной стороны была в изменении самих игроков, с другой — в развитии игровых площадок. RTS не развивались, а существующие продолжали устаревать и постепенно терять игроков, которые, взрослея, переходили на более казуальные мобильные игры, а новые молодые игроки сразу выбирали MOBA.

Бум ремейков

В конце 2010-х на игровой рынок вышло сразу несколько ремейков легендарных игр 90-х — Age of Empire 2, StarCraft, Warcraft III. Аудитории этих игр уже за 30 и в большинстве своем они обращаются к ремейкам не для хардкорной игры, а чтобы поностальгировать по оригинальным сериям. В отличие от подростков и молодых людей до 25-26 лет, которые могут уделять играм много времени и охотно изучают новые проекты, люди за 30 все еще любят играть, но обременены семьей и работой. В ситуации, когда у них практически нет времени, они возвращались к ремейкам игр из своего детства, в которых им не надо было бы осваивать новые механики, а можно было насладиться процессом знакомой игры.

Однако новая аудитория в такие проекты практически не привлекалась. Именно поэтому Blizzard прекратил поддержку StarCraft 2 в 2020 году — вложение больших ресурсов не оправдывало того малого количества пользователей, которые продолжали играть.

Второе дыхание

RTS имеет все шансы на перерождение, но на другой площадке, и связано это в первую очередь с мобильным геймингом. Аудитория 30+ не всегда имеет консоль или ПК, но всегда — смартфон, а, значит, потенциально может стать потребителем мобильных игр.

В последние годы аудитория мобильных игр становится все хардкорнее, и если раньше игры на смартфонах были представлены простыми по механике проектами по типу Angry Birds, то сейчас играют в battle royale, шутеры от первого лица, Blizzard анонсирует мобильную версию Diablo, есть успешные MOBA-проекты. Мобильные игры перестали быть поводом для насмешек, особенно с появлением больших хардкорных проектов. Впрочем, и мидкорный сегмент привлекает постоянных игроков, когда под рукой не оказывается ПК или консоли. В целом мобильные игры стали абсолютно полноценным, самостоятельным продуктом, а опыт Fortnite показал, что мобильные игры могут всерьез конкурировать с другими платформами. Сейчас мобильный гейминг отличается только жанрами, но и здесь дистанция стремительно сокращается.

Еще несколько лет назад мысль о 3D-шутере на смартфон казалась дикостью, ведь это неудобно и не так интересно. Сейчас такие игры — кассовые лидеры с огромным количеством хитов. Если и дальше размышлять в этом векторе, то стоит ожидать переноса и других классических жанров на смартфоны. Уже есть популярные игры, заимствующие отдельные элементы стратегии в реальном времени — с добычей и менеджментом ресурсов, управлением базой, макроконтролем, созданием и управлением войсками. Например, разработанная нашей студией Zillion Whales (проект компании i-Free) серия игр Mushroom Wars подразумевает и создание, и упрощенное управление своей армией, и базовые элементы строительства. Игра вышла в 2016 году, быстро стала хитом и два года подряд получала призы от Apple. Правда, с того времени полноценной стратегии в реальном времени так и не появилось.

Теперь следует ожидать полноценного мобильного RTS-проекта, который будет органично вписываться в привычные паттерны взаимодействия с мобильным устройством, обладать короткой игровой сессией, адаптированным управлением и умещаться на одном экране без необходимости скроллить.

Уже были попытки, например, Electronic Arts, которые выпустили игру Command and Conquer: Rivals именно как стратегию в реальном времени для смартфонов, но в конечном счете создали другой продукт, не доведя концепцию до законченного вида. Игра получила множество негативных отзывов, хотя к ней был огромный интерес со стороны игрового сообщества, чему способствовало громкое название из прошлого. Однако это обернулось шквалом негатива, так как игроки не получили то, что можно было бы назвать RTS в их понимании.

В Китае пытались адаптировать к смартфонам StarCraft и переизобрести управление так, чтобы оно было удобно для пользователей мобильных устройств, однако эксперимент трудно назвать удачным. Игроки отмечали, что без клавиатуры и мыши это не только неудобно, но и лишает пользователя необходимой для победы скорости и возможностей микроконтроля.

Полноценная RTS на смартфоны имеет все шансы на успех и с точки зрения бизнеса может возродить жанр в новой сфере. Возможно, сейчас это тот самый синий океан, в который никто не решается ступить. Для успеха на ПК нужно предложить игрокам что-то принципиально новое, но в сфере мобильного гейминга таких проектов никогда не было. Попытки сделать RTS для мобильных устройств, пытаясь один в один перенести ПК игры на маленькие экраны, в большинстве своем выглядят неуклюже. При этом в момент появления тачскринов именно RTS воспринимался как один из наиболее перспективных жанров для таких платформ, однако реальных прорывов так и не случилось.

Обзор комментатора Alex007 на адаптацию StarCraft II под мобильные устройства

Сейчас у него все еще есть большие перспективы: известные механики, простор для креативности и современные инструменты могут стать отправной точкой для нового витка развития жанра. Причем, нововведения в мобильном гейминге могут отразиться и в ПК-версиях, изменив стратегии и подарив жанру новую жизнь. Остается надеяться, что новые проекты продвинуться дальше пресловутых адаптаций.

3838
290 комментариев

Полноценная RTS на смартфоныЭто серьёзно ?

65
Ответить

бля нас наебали?

2
Ответить

Majesty: Fantasy Kingdom Sim.
Уже в маркете.

Ответить

С анальным донатом только.

1
Ответить

Да.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Какже охуенно играть в полноценные RTS на сенсорном экране. Была бы возможность - играл бы в Старкрафт на смартфоне, но сука ее нет... Злые разработчики - лишают меня комфортной игры(((((

Ответить