Библия создателей лонгридов: как начать писать на DTF?
В своей работе Семён выделяет семь основных своих принципов, которые просто жизненно необходимо распечать и повесить в золотой рамочке над монитором:
- Будьте первыми. Старайтесь писать о том, что нигде особо не освещалось. Я был разочарован, когда узнал, что про историю игровой журналистики совсем нет лонгридов в сети. В основном это были либо списки в ЖЖ, либо незаконченные исследования. Уже только из-за этого у меня появилось желание взяться за столь монструозный проект.
- Учитесь на чужих текстах. Если выбранную вами тему уже не раз освещали в сети (в том числе и в лонгридах), то внимательно изучите похожие тексты. Попробуйте найти в них недостатки, а ещё лучше — выпишите их в отдельный файл. Например, может быть эти тексты в чём-то уже устарели, может авторы что-то умолчали или плохо искали информацию (но её нашли вы). Если хорошо знаете тему, то быстро найдёте просчёты в чужих работах. Ваша задача — любой ценой не допустить их в своём тексте.
- Лучше — это больше. Для меня «лучше» — это всегда синоним «больше». Нужно найти информацию, которую ещё никто не нашёл. Поговорить с важными для текста людьми, опровергнуть ложные факты/суждения, и до последней запятой разобрать каждый значимый момент. Я люблю добавить в текст больше «жира» — больше эксклюзивной и малоизвестной информации.
- Уважайте предшественников. Всегда ссылайтесь на своих предшественников в источниках. Не стоит писать: «У меня получилось лучше всего раскрыть эту тему, а вот у «того-самого» ютубера какая-то фигня поверхностная». Ну, это просто некрасиво.
- Не брезгуйте нишевыми темами. Всегда думайте о том, кто будет читать ваш лонгрид, но никогда не думайте вот так: «Это нишевая тема, никто не будет её читать, поэтому выберу хайповое». Такой подход деструктивен и мешает развитию. Начинать нужно как раз с нишевых и непопулярных тем. Да, вы получите «полтора» комментария, но эти комментарии оставят люди в теме, которые разложат ваш текст на фактические ошибки. Выбор непопулярных тем очень помог мне в начале карьеры.
- Пишите для себя. Пишите тот текст, который вы лично хотели бы прочесть. Этот принцип часто перекликается с первым. Многие тексты рождались, когда я думал: «Эх, вот бы кто-нибудь написал лонгрид об этом! Хм, а может мне попробовать?»
- Не придумывайте. Все мы любим местами приукрасить. Если вы не можете подтвердить какой-то факт или информацию, то не стоит высасывать инфу из пальца. Нет крепкого факта — не выдумывайте его. Хочется добиться истины — поговорите с разработчиками/дизайнерами/режиссёрами/сценаристами. Нет никакой информации о старом аниме или семье Кодзимы? Попробуйте поискать на японском.
В своей статье-рекомендации Семён Костин размышляет о том, что делает хороший лонгрид — хорошим, в отдельный угол выставляя тщательную подготовку и планирование во избежание ошибок и недосказанности.
Также упор делается и на работу с источниками.
По мнению Семёна, новости, интервью и прочие «официальные» сборники информации не предел. Часто полезные вещи можно почерпнуть и на условных форумах горящих своим делом людей, тем самым порядком обогатив свой собственный материал.
Короче говоря, быть Семёном — круто. Будьте как Семён.
Технические аспекты работы — Paragraph
Что такое Paragraph и как с ним работать?
Как следует из названия представленной на официальном сайте компании-разработчика, это система, позволяющая авторам вести работу с материалом посредством «свободных блоков» — отдельных информационных элементов разных категорий.
Каждый инструмент (аудио, видео, текст и прочее) в редакторе Paragraph — отдельный блок (текстовый или мультимедийный).
Текстовые блоки — отдельные абзацы (это относится и к цитатам).
Максимальное количество допустимых блоков — 600 штук.
Обращаю ваше внимание, что при большой нагрузке на черновик — например, если использовано много текстовых блоков и медиафайлов, редактирование превратится в сущую пытку с режимом в пять ФПС.
Лаги в таком случае вам обеспечены, а потому старайтесь внедрить сперва текст и лишь после медиа.
В первую очередь, стоит упомянуть о нейросетевом дикторе Gutenberg, с недавних пор доступном только Plus-подписчикам.
Призванный озвучивать материалы любой сложности, он берёт в обработку лонгриды со следующими параметрами:
- Без пометки 18+.
- От 2000 символов.
- Больше десяти лайков.
Внешний же вид самого редактора сам по себе весьма прост и состоит из следующих элементов:
- Меню публикации, доступное в верхнем правом углу — присутствует поле поиска, список ваших подписок и возможность создать новое сообщество-подсайт. По умолчанию выставляется вариант ваш блог или «без темы».
- Поле редактирования материала, расположенное в центре экрана. Основная рабочая область любого создателя контента, где вы и будете строить из блоков свою работу.
- Кнопка публикации, выделенная синим в нижнем левом углу — будьте осторожны с этим наиопаснейшим элементом Paragraph.
- Предварительный просмотр, отображаемый иконкой «ока» — при нажатии вы будете перенесены на новую страничку, где материал отобразиться так, как будет выглядеть после публикации.
- Исправление форматирования, вызываемое в нижнем ряду инструментов кнопкой «А» — позволит вам скорректировать обидные опечатки и недоработанные моменты вроде забытых кавычек.
- Дополнительное меню, зафиксированное иконкой «многоточие», к сожалению, просто дублирует все остальные функции.
- Индикатор процесса сохранения, изменяющий свой статус в нижней части экрана — наглядно показывает, на каком этапе находится ваша работа и можно ли закрывать страницу или изучать предварительный просмотр.
- История версий, находящаяся в нижнем правом углу, позволяет изучить все изменения материала — и при необходимости откатиться к нужной.
Стоит помнить, что видео, аудио, абзац текста и многие другие компоненты вольны перемещаться как угодно пользователю, а сам процесс изменения положения осуществляется двумя способами:
- Кнопкой Drag-and-drop, которая появляется слева от активного, выделенного курсором мыши, блока. Просто зажмите — и перенесите на необходимый участок.
- Путём перемещения и нажатия курсора мыши на меню редактора, представленного иконкой с шестью точками на «активном» блоке — после чего выберите в разделе пунктов варианты «переместить вверх» или «переместить вниз».
Чтобы ввести новый блок в «тело» материала достаточно кликнуть левой кнопкой мыши на свободном участке и нажать либо на появившуюся иконку «+», либо на клавишу Tab. Второй способ — использовать комбинацию клавиш «Enter+Tab» в активном поле уже существующего информационного блока.
Само меню выбора блоков можно условно подразделить на две части:
- Поле поиска. Работает даже в условиях «неправильно» установленной раскладки или регистра — достаточно ввести название необходимого вам элемента и результат будет отображён.
- Поле выбора. Основная часть меню, позволяющее выбрать один из множества инструментов для редактирования и улучшения визуала материала.
Помимо общего раздела, каждый инструмент и уже активный блок обладает своим собственным подменю, где можно точнее настроить внешний вид желаемой функции, но в основе своей данные параметры будут совпадать:
- Скрыть содержание
- Переместить вверх|вниз
- Удалить блок
Общая для преобладающего количества элементов настройка «скрыть содержимое» позволит вам, к примеру, спрятать спойлеры в тексте или мультимедийные материалы 18+.
Также существует ещё три расширения инструментов: «якорь», «вывести в ленте» и «сделать подзаголовком», но они претендуют на отдельное рассмотрение и анализ — и разберём мы их чуть позже.
Перед тем, как начинать работу над материалом, стоит запомнить, что комбинации клавиш сильно упрощают работу с Paragraph и ускоряют написание или перенос материалов из других рабочих средств:
- Сохранить — Ctrl+S
- Жирность — Ctrl+B
- Курсив — Ctrl+I
- Ссылка — Ctrl+K
- Новый блок — Enter+Tab
- Выделить блок — Ctrl+A
- Выделить всё — Ctrl+A
Текст является одним из самых простых инструментов в редакторе Paragraph, позволяя создать, как ни странно, обычный текст с несколькими поднастройками: ссылкой, курсивом и жирностью.
Для их введения в рабочее поле достаточно выделить интересующий участок и либо использовать комбинацию клавиш, либо выбрать из выпадающего меню необходимый пункт:
- Жирность — одно из начертаний текста, позволяющее выделять текст более насыщенным чёрным цветом.
- Курсив — наклонный шрифт со скруглёнными формами, несколько напоминающий письмо от руки.
- Ссылка — интеграция необходимых источников в ваш материал или перекрестная навигация внутри лонгрида.
Заголовки ещё более простой инструмент в вашем творчестве. Выражающие основную мысль подтемы, они могут быть преобразованы в текст посредством соответствующего пункта в меню редактирования.
Обратная ситуация также имеет место быть — любой участок текста можно перевести в «титульное состояние» при помощи кнопки «сделать подзаголовком».
К сожалению, на декабрь 2023-го года Paragraph не поддерживает размеры вёрстки заголовков. Удалить блок заголовка можно только при наличии текста в нём.
Навигацию можно условно разделить на две условные части: хэштеги и якори. Первые отвечают за перемещение и вывод вашего материала внутри сайта, вторые — за навигацию внутри условного лонгрида.
Несмотря на то, что по классике жанра выставляемые в конце «тела» вашей статьи, хэштеги могут, по классике жанра, выставляются в конце основного «тела» статьи и не требуют специальных блоков, работая через символ «#».
Якоря выставляются также просто.
В первую очередь, необходимо навесить якорь с придуманным названием на необходимое вам место, куда люди будут переходить после нажатия на ссылку.
Потом выбираете место для самой гиперссылки, выделяете — и ставите через # название якоря.
Соответственно, каждый пункт — отдельное название якоря, которое в обязательном порядке прописывается латиницей или цифрами.
С хэштегами такая же история — плюс всё то же нижнее подчёркивание «_» можно использовать и там, и там.
Интеграция информации помимо уже упомянутых ссылок осуществляется и специализированным инструментом «Вставить»
Врезка позволяет вам выделить ключевые элементы текста жирным и большим шрифтом на контрастом синем фоне. Несмотря на свою кажущуюся полезность, этот инструмент слишком сильно выбивается из ряда и снижает качество визуальной иерархии.
ГАБЕДАН ПРАЙЗ ЕСТЬ ТУТ
Может центрироваться по правому краю или по середине в контекстном меню справа.
Цитаты предназначена для выделения, что логично, прямой речи других людей, тем самым обращая внимание читателя на важные для контекста лонгрида слова.
А там винрарный кроп новый лонг выпустил!
Список представлен в двух вариантах: нумерованном и обычном. Позволяет структурировать информацию в понятной и лаконичной форме.
- Очень крутой лонг!
- Неимоверно!
Код является, наверное, самой бесполезной формой в инструментарии редактора. Удобен для программистов, а учитывая количество их на сайте и количество лонгридов для них — остаётся за бортом.
Ранее мог интегрировать виджеты с других сайтов. Сергей Салтуганов в своём гайде указывает, что можно использовать в качестве табличных данных, но куда проще и интереснее будет сверстать картинку на специализированном сервисе.
Разделитель выглядит как три большие звёздочки и служит для выделения отдельных элементов текста — например, заключения.
Опрос позволяет провести голосование среди пользователей. Поддерживает тридцать вариантов ответов.
Удалить можно только введя текст.
Цифра ещё один весьма контрастный и вырвиглазный элемент редактора, служащий в теории для выделения важных элементов.
Зочем
От врезки отличается двумя полосами для текста: основной с большим шрифтом и дополнительной для разъяснения, где шрифт меньше.
Персона изначально создана для красивого оформления условных интервью, но может использоваться в качестве элегантного заменителя «цифры» и «врезки».
Содержит два поля для набора текста разной величины — они и используются для выделения текста, и круглого окна для картинки, которое оставляете пустым, если собираетесь использовать в качестве аналога той же «врезки».
В новой версии сайта пока что не поддерживается.
Спойлеры скрывают шокирующий, к примеру, контент. Также ими удобно маскировать хэштеги или ссылки на сторонние ресурсы.
Аудио позволяет вставлять .mp3-файлы и подобрать обложку. На данный момент неизвестно, будет ли поддерживаться в редизайне.
Мультимедийные материалы — Leonardo
В описании на сайте разработчика системы обработки мультимедиа, той самой Leonardo, которая обрабатывает все ваши гифки с котиками в комментариях и файлы в лонгридах и щитпостах, сказано, что:
Обслуживает контент пользователей, обеспечивает его хранение и раздачу. Умеет конвертировать медиафайлы между форматами, менять их вес и размеры — и делает всё это на максимальной скорости, буквально на лету.
На самом деле, описание соответствует действительности — конвертация файлов, изменения веса и размеров, высокая скорость работы. Всё это присутствует в Leonardo, но с рядом мааааааааленьких таких нюансиков.
Попробуем разобраться, как работать с медиа на DTF — и где нас могут поджидать медвежьи капканы.
Система поддерживает следующие форматы медиафайлов:
- Изображения: jpg, png, gif, webp, heic. Максимальный размер — 15 мегабайт.
- Видео: 3gp, mp4, mpeg, mov, webm, mkv, avi. Максимальный размер — 100 мегабайт.
При этом, стоит отметить, gif-файлы автоматически конвертируются в mp4, а для того, чтобы создать видео без регулирования звука — необходимо вырезать аудиодорожку у изначального материала. Подобный ход позволит вам создать бесконечно зацикленное видео, которое не выводит элементы интерфейса при случайном нажатии или наведении курсора мыши — и снижает вес видео.
«Леонардо» самостоятельно сжимает загружаемые видеофайлы в соответствии со своими алгоритмами. Благодаря этому на выходе даже тот файл, который весил изначальные 100 МБ, превращается в 5 МБ — что плавно превращается в автопроигрывание без кнопки запуска видеоряда.
К сожалению, это не всегда происходит так.
Как нельзя предугадать, какой отклик получит ваш лонгрид, так и не получится предсказать, заработает ли автопроизведение со стопроцентной гарантией — даже если файл не превышает указанные 5 МБ.
На то есть ряд причин.
Первая — это ты.
Поверили?
Нет, шучу — это ваш основной браузер. Каждый из разнообразнейших браузеров обрабатывает по-разному поступающую информацию. Даже основанные на базе одного и того же Chromium (Яндекс, Chrome, Edge) дают самые разные результаты, но наиболее успешно это получается у Яндекса, Edge и Opera.
Вторая — формат и размер изначального файла. Чаще всего, по моему скромному опыту, автопроигрывание работает при создании mp4 (h.264) или mpeg обычного. Битрейт видео также старайтесь снижать до оптимальных для вас значений. У меня не возникает проблем с 44100 на 600х400 и длиной примерно в 5-10 секунд.
Третья — разрешение медиафайла попиксельно (ширина и высота). Запустите режим разработчика в вашем браузере через кнопку F12 и нажмите на почти на неприметную кнопочку с изображением курсора в левом верхнем углу появившегося окна.
Поздравляю!
Вы восхитительны!
Теперь сможете при помощи мыши вызывать контекстное меню того или иного объекта на сайте, узнавая его параметры.
В данном случае нас интересуют высота и ширина и стандартно растянутого в ленте или теле поста блока медиа — он будет 600 на 338,02 пикселей.
Примерно таких значений и необходимо по возможности придерживаться, а того лучше, брать с запасом во избежание появления так называемой подложки — серого фона, неприятно выделяющегося под видео или картинкой.
Лично я использую 600х400, это позволяет избежать многих проблем.
Подобный шаг позволяет ужать размер видео или гиф, тем самым уменьшив риски отказа автовоспроизведения. Плюс сами файлы не выделяются огромными лентами на половину экрана, тем самым нарушая визуальную иерархию и чрезмерно оттягивая внимание от текста и других смысловых блоков.
В редизайн-версии сайта все медиафайлы автоматически выстраиваются под ширину текстовой полосы, но разрешение можно менять как вам угодно — обратите на это внимание. Всё также могут возникнуть проблемы с отображением, а потому, если вам нужно красивое, но не функциональное видео для разглядывания деталей — обойдитесь минимальным разрешением.
Старайтесь делать зацикленные «автовидео» не дольше пяти-десяти секунд. Дольше внимание аудитории гарантированно упадёт, а сами файлы могут неправильно обработаться Leonardo.
В работе над своими лонгридами я использую устоявшуюся связку из видеоредактора в лице Movavi Video Editor — простого и функционального агрегата, с лихвой покрывающего потребности лонгридера, а для записи экрана — OBS Studio, лёгкого в обращении и многозадачного. Если же нужен чуточку более сложный монтаж, обращаюсь к Adobe Premier Pro, а если не работает автовоспроизведение — то пользуюсь онлайн-конвертерами вроде этого:
Если подозреваю, что секундой вброса видео на сайт дело не обойдётся или есть свободный доступ к рабочему ПК, то обращаюсь к старому-доброму Handbrake или аналогам, которые не подводят с большой вероятностью:
Вопрос об инструментарии, на самом деле, зависит от вашего желания разбираться в вопросе и свободном времени — у каждого свои фавориты в этом нелёгком деле.
Так, например, счастливчик-Лебедь с Mac использует GIPHY Capture, а на Windows — Movavi Screen Recorder в связке с рандомным «онлайн-сжимателем»:
Мегакрутой wowsilev использует GeForce Experience и плеер VLC:
Dobry NOT A SEX MACHINE использует связку OBS и Kdenlive:
Ну а безумец fassenberg использует бесконечно идеальный, но сложный для моего гуманитарного мозга ffmpeg. На самом деле, это лучший вариант, со стопроцентной вероятностью готовый выдать вам автовоспроизведение хорошем качестве при должных настройках.
Если вы готовы немножко стать «погромистом», конечно:
Каждый использует то, что ближе к сердцу, но так или иначе, стоит придерживаться одного принципа. Несмотря на то, что Leonardo обрабатывает все файлы до 100 МБ и превращает их в 5 МБ, лучше изначально загружать то, что весит меньше пяти — по-хорошему, раза в два меньше.
Резюмируя, для адекватного и красивого видеоряда необходимо:
- Сжатие исходного материала меньше пяти мегабайт.
- Длина не больше пяти-десяти секунд.
И главное:
СЖИМАЕШЬ ЭТУ ТВАРЬ ЕЩЁ СИЛЬНЕЕ!
Ну как с этим не согласиться?
Вывод в ленту
Пусть и краткий, но именно этот пункт является одним из самых важных для любого лонгрида. От того, как вы представите материал потенциальному читателю, будет зависеть, сможете ли вы его заинтересовать.
В первую очередь, уделите внимание заголовку. Броский и полностью соответствующий своей теме, он должен интриговать читателя. Избегайте провокаций, но и не ударяйтесь в сухой слог — мера должна быть во всём.
Подзаголовок — это краткое описание вашей работы должно дать «мимокрокодилу» общее представление о раскрываемой теме и закинуть все возможные крючки для сохранения внимания.
Постарайтесь уместить необходимое в паре предложений — иначе «Очоба» скушает текст после 343 символов с пробелом. Это будет смотреться не очень красиво и может отпугнуть пользователя.
Мультимедийное превью также работает по всё тем же принципам.
Материал, обладающий динамичным видеорядом и красиво склеенным к тому же, почти всегда будет выше в «Популярном» другого, но со статичной картинкой. Не пожалейте времени на создание запоминающегося видео, это окупит траты сполна.
Ваше превью также должно соответствовать теме.
Проверить, как выглядит материал для вывода в ленту можно в ваших черновиках — и сделать это стоить обязательно. Как минимум, по той простой причине, что блоки Paragraph можно вывести по вашему разумению в ленту — выбрать интересующий подзаголовок и превью.
Делается это посредством выбора пункта «Вывести в ленте» в контекстном меню справа.
Именно за это я, наверное и люблю DTF — за то, что он дал мне возможность относительно удобно писать тексты по интересным мне темам. Да, выходит это порой плохо, да, частенько редактор попросту убивает — но он до сих пор один из лучших из представленных на рынке и не отбивает окончательно желание творить здесь.
Как кошка любимая, которая из раза в раз царапает, но которую ты продолжаешь гладить.
Но всего невозможно описать, всё невозможно раскрыть и хотелось бы поменьше лагов на заключительных этапах, но что есть то есть.
Основное тут, а остальное — можно узнать у автора или придумать-продумать самостоятельно.
И помните, идеальных лонгридов не существует — только те, кто максимально обезопасились от рисков.
Нам всем есть куда развиваться и стремиться.
Пусть и звучит это как реклама презервативов.
Поддержать автора можно лайком, комментарием и репостом — это первостепенно. Если есть желание вложиться финансово — есть донаты на DTF и милый бубсти с котиками, но там несколько больше комиссия и немоментальный вывод (но есть котики, котики мои там!):
Правка:
«Так, например, счастливчик-Лебедь с Mac использует GIPHY Capture, а на Windows — Movavi Screen Recorder в связке с рандомным «онлайн-сжимателем»:»
Сейчас использую только Movavi Screen Recorder — он закрывает все потребности в связке с конвертером Movavi (там я сжимаю особо опасные по размеру видео).
У GIPHY Capture, замечен печальный артефакт — черное пятно в милисекунду, которое портит гифки. Перестал пользоваться.
Настолько любить DTF...
https://dtf.ru/u/1922-lies-of-andrei-apanasik/2316592-za-chto-ya-lyublyu-dtf-v-konkurse-pobedili-vse
Комментарий недоступен
Спасибо за труд. Надеюсь только на то, что станет меньше графомании с микроселебством. Бывает, открываешь статью и будто бы читаешь реферат, который написан и нагружен чисто для галочки, чтобы зачет получить.