Работа с краями в цифровом рисунке

В чём отличие цифровой кисти от обычной, и как это влияет на индивидуальную манеру письма? Вот несколько приёмов Марко Буччи, как разнообразить работу кистью в цифре.

Статья — пересказ этого видео.

У себя на YouTube-канале художник-иллюстратор Марко Буччи рассказал, как разнообразить проработку краёв в цифровом рисунке, чтобы в работе появилось настроение, а мозг зрителя начал сотрудничать с художником.

Как заставить зрителя работать?

Американский режиссер и мультипликатор Эндрю Стэнтон как-то сказал, что зритель хочет, чтобы его заставили работать, но при этом не хочет сознавать, что он работает. «Работать» в данном случае — это прилагать мыслительные усилия в процессе восприятия картины, додумывать то, на что художник только намекает. Чем больше такой нагрузки картина даёт зрителю, тем дольше он на неё смотрит, и тем больше она ему нравится.

Чтобы заставить зрителя работать много и хорошо, художник должен совершенствовать свою манеру письма — то есть то, как он работает кистью. Какое отношение манера класть мазки имеет к тому, что происходит в голове у зрителя? Давайте попробуем разобраться вместе с Марко Буччи.

Разнообразие мазков

Работе кистью сложно научить, потому что здесь всё очень индивидуально. Вот, например, работа американского иллюстратора Джозефа Кристиана Лейендекера:

Работа с краями в цифровом рисунке

Его манера подразумевает любовную и тщательную прорисовку всех объектов, вплоть до незначительных деталей. Цель художника — показать каждую вещь красивой, даже если это какой-нибудь обыкновенный предмет, которым мы каждый день пользуемся в быту.

А вот работа живописца Джона Сингера Сарджента, тоже американца:

Работа с краями в цифровом рисунке

Здесь мазки настолько крупные, что их можно сосчитать. Своей манерой Сарджент как бы объявляет зрителю, что он стремится к максимальной простоте.

А это работа Джексона Поллока — идеолога абстрактного экспрессионизма:

Работа с краями в цифровом рисунке

Здесь краска нанесена на полотно с помощью разбрызгивания и наливания — и это тоже считается манерой письма. Манера Поллока призвана отразить изменённое состояние сознания художника, близкое к безумию.

Проще говоря, с помощью мазка художник сразу даёт понять зрителю, кто он такой. Давайте внимательно посмотрим на этот фрагмент:

Работа с краями в цифровом рисунке

При небольшом размере фрагмента, в нём уже отчётливо выражено то главное, что нам нужно знать об американском мастере пленэра Скотте Кристенсене.

А вот квинтэссенция творчества того же Сарджента:

Работа с краями в цифровом рисунке

А в такой манере работал американский иллюстратор Уолтер Эверетт:

Работа с краями в цифровом рисунке

Даже если зритель ничего не понимает в живописи, он сразу почувствует — мазок каждого из этих художников передаёт совершенно разные эмоции, создает разное настроение. Благодаря этому их работы обретают уникальность, а это уже прямой путь в классики.

Мазок в цифровом формате

Если художник работает в цифровом формате, он не может использовать мазок так, как если бы в его руке была настоящая кисть. Цифровая кисть очень отличается от реальной — это симуляция какого-то определённого мазка, его стандартизированный оттиск. Да, разнообразие цифровых кистей велико, но схема работы у них одна: этот самый оттиск просто повторяется снова, снова и снова. То есть, получается что-то вроде текстуры:

Работа с краями в цифровом рисунке

Мы знаем, что человеческий мозг очень любит разного рода повторения. Но если их слишком много, они убивают разнообразие. А разнообразие — это как раз и есть необходимая составляющая хорошей манеры письма.

В реальности, где любые два мазка кистью, как бы они ни были похожи, всё же отличаются друг от друга, с разнообразием проблем нет. А на цифровом листе такая проблема есть. Марко объясняет, где и как мы можем добавить разнообразия в нашу манеру, чтобы нивелировать «эффект тотальной текстуры».

Что делать с краями?

Если вы хотите добавить в свою манеру разнообразия, обратите внимание на края. Как известно, края бывают жёсткие, мягкие и исчезающие. Они есть у каждого объекта, поэтому на любой картине мы найдём огромное количество краёв всех трёх видов. Даже вот на такой:

Работа с краями в цифровом рисунке

Края есть не только у объектов, но и у мазков:

Работа с краями в цифровом рисунке

Поэтому, к примеру, сосчитать все края вот на этом полотне математики так и не смогли:

Работа с краями в цифровом рисунке

А ведь это ещё картина средней сложности.

Чтобы понять, как работать с краями в цифровом формате, попробуем вместе с Марко нарисовать несложный рисунок. На ранних стадиях наша работа будет иметь примерно такой вид:

Работа с краями в цифровом рисунке

Все края здесь пока что жёсткие, и особого разнообразия не наблюдается. Что не так с жёсткими краями? Дело в том, что они буквально кричат зрителю: «Здесь всё уже определено за тебя! Ничего не нужно додумывать, для тебя никакой работы не осталось». Это не особо хорошо, потому что зритель, как мы помним, очень хочет поработать головой.

Давайте пройдёмся аэрографом и превратим один из краёв в мягкий:

Работа с краями в цифровом рисунке

Уже лучше. Но Марко признается, что не очень любит аэрограф. Край получается мягким, но каким-то однообразным, чуть ли не стерильным. Художник советует использовать ещё и пуантилист, который делает края мягче с помощью отдельных точек. Или применить поверх аэрографа вот такую сухую кисть:

Работа с краями в цифровом рисунке

Если обработать ею наш рисунок, результат получится примерно следующий:

Работа с краями в цифровом рисунке

Также края поможет размыть микс-кисть:

Работа с краями в цифровом рисунке

А вот что с краем делает сплэттер:

Работа с краями в цифровом рисунке

В применении к нашему рисунку всё это будет выглядеть так:

Работа с краями в цифровом рисунке

В общем, у цифрового художника есть масса инструментов, чтобы делать мягкие края. По наблюдениям Марко, основную массу краёв в хорошем рисунке должны составлять именно мягкие — чтобы у зрителя было больше работы. Потому что мягкие края как бы говорят: «Посмотри, здесь явно что-то есть, но я покажу тебе только часть из этого. А дальше додумывай сам».

Марко советует поработать подобным образом со всеми краями, которые есть у объекта. После обработки всех краёв у нас получится что-то вроде этого:

Работа с краями в цифровом рисунке

Уже намного лучше, не правда ли?

Как мы помним, бывают ещё и исчезающие края. Они вообще не позволяют разглядеть, где заканчивается один объект и начинается другой. Такой край говорит зрителю: «Здесь ещё вообще ничего не определено. Давай, поработай головой, чтобы что-то здесь разглядеть». Мастером исчезающих краёв был шведский график Андерс Цорн:

Работа с краями в цифровом рисунке

В нашем рисунке как раз есть несколько мягких краёв, которые легко можно превратить в исчезающие:

Работа с краями в цифровом рисунке

Теперь давайте оценим всю проделанную работу:

Работа с краями в цифровом рисунке

Совсем другой вид! А ведь единственное, что мы сделали — это разнообразили края.

От мягких краёв к жёстким

В предыдущем примере мы начали со сплошных жёстких краёв и постепенно их смягчили. Но Марко признаётся, что обычно работает наоборот: сначала рисует все объекты размытыми, и уже потом ужесточает некоторые края. По его словам, с чего начинать — это личный выбор каждого. Однако следует помнить, что жёсткие края на картине больше всего привлекают внимание. Поэтому художник предпочитает рисовать их попозже — когда он уже определился, куда именно хочет это внимание направить.

Работа, в которой все края изначально мягкие, на ранней стадии будет выглядеть примерно так:

Работа с краями в цифровом рисунке

Постепенно в неё добавляются новые объекты, но жёстких краев Марко по-прежнему избегает:

Работа с краями в цифровом рисунке

Наконец, художник определился, к какой точке он хотел бы привлечь внимание зрителя в первую очередь. Здесь и будет прорисован жёсткий край:

Работа с краями в цифровом рисунке

Чем жёстче обозначены края, тем быстрее зритель узнаёт нарисованный объект. Это как бы задаёт контекст для дешифровки всей картины и помогает быстрее опознать другие объекты, с мягкими или исчезающими краями.

Обратите внимание на эту женскую голову:

Работа с краями в цифровом рисунке

Именно разница между мягкими и жёсткими краями помогает ей выглядеть плоско — как фотография, а не живой человек.

В завершенном виде этот рисунок выглядит так:

Работа с краями в цифровом рисунке

Чередование мягких и жестких краёв в картине помогает сделать её выразительной, создать у зрителя определённое настроение. При этом не так важно, что именно изображено на листе — реальный человек, машина или фэнтезийный пейзаж — края работают на общее настроение картины сами по себе.

Когда я начинал учиться, я интересовался в основном тем, какие объекты изображены на картине буквально. Но сейчас я провожу большую часть времени, рассматривая свои работы как абстракции

Марко Буччи

В общей сложности Марко задействовал для этой картины 30-40 разновидностей цифровой кисти. Он отмечает, что многие цифровые художники стремятся использовать в работе всё новые и новые кисти. Но, по его мнению, это не делает работу лучше, если в ней не выдержан «принцип Стэнтона»: максимально загружать мозг зрителя работой.

Кто автор урока?

Напомним, Марко Буччи — это известный художник-иллюстратор и преподаватель живописи из Канады. За 15 лет профессиональной деятельности Марко успел поработать с издательством Walt Disney Publishing Worldwide, производителями игрушек LEGO, Hasbro, Mattel Toys и Fisher-Price, разработчиком игр LucasArts, а также мультипликационными студиями Nelvana, GURU Studio, C.O.R.E. Digital Pictures и Yowza! Animation.

В качестве преподавателя Марко сотрудничал с Академией искусств Сан-Франциско, Колледжем Сентенниал в Торонто и другими учебными заведениями.

Дополнительные материалы

Переводы предыдущих уроков Марко Буччи

Статьи и переводы о краях

Перевод сделан специально для Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

5454
1 комментарий

Суть не в краях, а в жесте. Края - производное, фактура.