Моделирование в Blender: создание фотореалистичной модели рыболовного судна «Мария-Луиза»

Все на борт! Мы отправляемся в эпичное путешествие по процессу создания «Марии-Луизы». Художник Франсуа Ларриё расскажет о том, как он использовал Blender, Substance, Photoshop, Marvelous Designer и Marmoset Toolbag для создания своего гиперреалистичного рыболовного судна «Мария-Луиза».

Введение

Всем привет! Меня зовут Франсуа Ларриё (François Larrieu). Я 3D художник и живу в Париже, Франция. В настоящее время я учусь на последнем курсе в New3dge и работаю художником по контракту в Dekogon. Когда мне было 18 лет, я получил свой "Bac" (диплом об окончании средней школы во Франции) и совершенно не знал, что мне делать с работой. Я всегда был заядлым игроком в видеоигры, и я сказал себе, что сделаю всё что в моих силах, чтобы эта страсть стала моей работой. Я поступил в 3D школу на 3 года и планировал продолжить обучение в этом же направлении ещё 2 года, по специальности «Game Art». Эта работа очень быстро стала моей страстью. Я постоянно работал дома стараясь улучшить свои методы работы, модели и текстуры. Я всегда был самоучкой, и я люблю изучать что-то новое самостоятельно. 3D — это та профессия, в которой можно совершенствоваться до бесконечности. Здесь нет предела, и именно поэтому я всегда стараюсь достичь большего.

Процесс текстурирования

На данном этапе нужно обязательно смотреть на референсы, потому что именно они будут определять внешний вид будущих текстур. Очевидно, что, если имеющиеся у вас референсы недостаточно точны, вы можете пойти и поискать ещё. В этом проекте мне очень хотелось добиться вида «старой лодки», немного потрёпанной и ржавой. Я советую всегда работать в стиле, который подразумевает редкое использование/заброшенность. Текстуры созданные в соответствии с историей вашего объекта, будут более интересными, чем просто гладкие, чистые текстуры. Помните, ваш пропс должен что-то рассказать о себе.

<i>Спасательный круг</i><br /><br />
Спасательный круг

При текстурировании, я начинаю с настройки вьюпорта Substance Painter. Для этого я использую главу о настройке от Джейсона Орда из этого обучающего видео. Я настоятельно рекомендую вам ознакомится с ним. Оно прекрасно!

Я часто начинаю с одного и того же. Как правило, я начинаю с самых крупных участков и заканчиваю самыми маленькими. Чтобы успешно дойти до финальных деталей, сначала нужно подобрать правильный базовый материал. Мой процесс текстурирования — это совокупность цветовых вариаций, значений шероховатости, добавления грязи, пыли, трафаретов и т.д. Интересно, что же могло повредить эту поверхность: ветер, вода, шторм... каждый объект отличается от другого. Мы не текстурируем оружие, так же как лодку (например), но в тоже время, сама логика построения слоёв точно такая же; мы начинаем с самых крупных деталей и последовательно двигаемся к самым маленьким/

Моделирование в Blender: создание фотореалистичной модели рыболовного судна «Мария-Луиза»

Как мы видим, покрышка здесь повреждена временем и ударами о другие лодки. Видно множество следов краски, вероятно, от бортов других кораблей. Все эти мелкие детали оживляют ваши пропсы. Моя цель — воспроизвести историю этой шины на моём пропсе. Я начинаю с создания основы для материала шины, текстуры резины/каучука. Я задаю ему характеристики цвета и шероховатости. Затем, я добавляю цветовые вариации, в данном случае предпочтительны белый/серый цвета, поскольку поврежденные шины имеют тенденцию переходить именно к ним. Затем, я добавляю вариации шероховатости. Шина не совсем плоская, её внутренняя часть тоже отражает свет. Ещё не стоит забывать о том, что моя шина, вероятней всего, мокрая в этом месте. Наконец, наступает та часть, где я оживляю её, с помощью дополнительных деталей. Как было сказано выше, мы видим много следов от краски, ударов и т.д. Вот здесь показан набор слоёв, отвечающих за грязь/пыль, которые были созданы процедурно или вручную с помощью различных трафаретов (stencil). Я рекомендую вот эту серию видео-уроков от Рика Грива, который очень хорошо объясняет этот процесс.

Моделирование в Blender: создание фотореалистичной модели рыболовного судна «Мария-Луиза»

Здесь вы можете увидеть похожий пример, но с корпусом лодки:

Моделирование в Blender: создание фотореалистичной модели рыболовного судна «Мария-Луиза»

Освещение

Что касается освещения, то здесь нет ничего интересного. Я не очень хороший осветитель, и я не очень люблю это делать. В этом проекте используется всего два направленных источника света (Directional lights) белого цвета. Вот и всё. Мне нравится очень простое освещение, которое не искажает внешний вид пропсов и их текстур. Я хочу, чтобы мои текстуры оставались максимально наглядными, и именно поэтому я освещаю свои сцены без фанатизма. Всем остальным я управляю на этапе композинга в Photoshop.

<i>Освещение сцены в Marmoset Toolbag</i>
Освещение сцены в Marmoset Toolbag

Трудности, связанные с использованием Marmoset Toolbag для создания сцены

Основная трудность, при создании такой сцены, которая является довольно внушительной (ведь это не просто один пропс) заключается в размещении камер и грамотном управлении материалами.

Вас может очень быстро накрыть огромным объёмом информации, которую необходимо уметь правильно организовывать.

В этой сцене всего 18 камер, они мне не очень пригодились, но тем не менее их расположение нужно тщательно продумывать. Вы должны спросить себя, что именно вы хотите показать на экране. Например, это может быть пропс, который нам нравится больше всего, или на который было потрачено больше времени, чем на остальные.

Что касается материалов, то подобная сцена, может содержать определённое (большое) количество материалов. Вы должны знать, как переименовывать эти файлы и материалы, чтобы не запутаться в иерархии. Я рекомендую использовать файлы материалов (material files), это позволит вам отсортировать их по категориям, как показано ниже.

<i>Папки в Marmoset Toolbag</i>
Папки в Marmoset Toolbag

Другая сложность в работе с подобной сценой, заключается в трассировке лучей и мощности вашего компьютера. Временами я чувствовал, что достиг предела, и из-за этого у меня было много проблем. Это случалось даже после того как я полностью закончил эту сцену.

Советы по созданию сцены в Marmoset Toolbag

Мой главный совет — организация. Это самое главное, что вы должны учитывать. Если вы не организованы (информация не систематизирована), вы очень быстро потеряетесь и в итоге забросите свой проект. В Marmoset, вы можете создавать папки, которые помогут вам структурировать ваши данные.

Лично я создаю такие папки как «Meshes», «Lights» и «Cameras» — мне этого достаточно. Вам не нужно создавать десятки разных папок, но всё должно быть аккуратно. Я всегда знаю где всё находится.

Данный совет ещё более актуален, если у вас большая сцена. Работа, связанная с рендерингом будет идти намного приятней.

<i>Держите всё в организованном виде</i>
Держите всё в организованном виде

Если говорить о самой сцене более конкретно, то мои настройки в целом такие же. Я использую камеры с ортогональным углом обзора. Мне нравится рендеринг, который они дают. Всегда активируйте ACES и слегка увеличивайте резкость (Sharpen), чтобы конечный результат не выглядел слишком размытым, вот и всё. Со всем что касается композинга и цветокоррекции я предпочитаю работать в Photoshop, так как это даёт мне больше контроля.

<i>Настройки камеры и рендеринга в <b>Marmoset Toolbag</b></i>
Настройки камеры и рендеринга в Marmoset Toolbag

Для атмосферного освещения (light ambiance) я использую пресет HDRI «Indoor Fluorescents», который, на мой взгляд, даёт наилучший результат и создаёт наименьший контраст. Это позволяет мне иметь умеренно плоский свет, который я могу переделать чуть позже.

Сцена состоит из 2 направленных источников света, один для освещения правой стороны, а другой для левой стороны. Я не люблю использовать слишком много источников света, которые могут изменить внешний вид моих текстур. Я действительно хочу, чтобы всё выглядело так же, как в Substance Painter. Кроме того, я регулярно использую классический черный фон, который позволяет лучше видеть основные элементы.

Чтобы быстро рассказать о Photoshop, я постараюсь сделать это в максимально доступной форме. Я использую набор композиционных слоёв (composition layers), таких как контраст, яркость, насыщенность и т. д... С их помощью я пытаюсь добиться нужного мне результата.

<i>Корректирующие слои в Photoshop</i>
Корректирующие слои в Photoshop

Также, я советую вам добавить фильтр High Pass, который намного лучше выявляет детали. Настройте его чуть сильнее, чем нужно (как вам кажется), потому что Artstation имеет тенденцию слегка снижать качество изображения. Просто зайдите в меню Filter → Other → High Pass. Вы можете не увидеть разницы на экране прямо сейчас, но попробуйте проделать это со своей работой, и вы увидите большую разницу в качестве.

<i>Сравнение изображения с фильтром <b>High Pass</b> и без него</i>
Сравнение изображения с фильтром High Pass и без него

Создание канатов и цепей

Меня часто спрашивали о моём процессе создания канатов и цепей, и я очень рад что могу поделиться им с вами. Я постараюсь рассказать об этом максимально точно и понятно, поскольку для меня, это один из основных моментов в работе над данной сценой.

Сначала я расскажу о цепях, потому что это самый простой элемент. Это всего лишь два разных меша, которые размещены вручную и обернуты вокруг канатов.

<i>2 разных сегмента цепи</i>
2 разных сегмента цепи

Для создания канатов я использовал два разных подхода, один с использованием кривых, а другой с использованием Marvelous Designer. Сначала, я расскажу о походе, который основывается на кривых.

Моделирование в Blender: создание фотореалистичной модели рыболовного судна «Мария-Луиза»

Я не использую кривые для создания канатов, напрямую (на мой вкус — это немного сложно и не практично). Я просто беру и выдавливаю (extrude) вершины, чтобы придать им общую форму будущего каната. Затем я преобразовываю их в Сплайн (Spline), чтобы получить возможность использовать Spline Bevel Tool. Этот инструмент, позволяет мне создать цилиндр вокруг вершин. Далее, я применяю модификатор Subdivision Surface, чтобы сгладить геометрию сплайна, конвертирую сплайн в полигоны, и наконец, я оптимизирую полученный меш. Вот несколько скринов, что вы могли лучше понять весь процесс.

Моделирование в Blender: создание фотореалистичной модели рыболовного судна «Мария-Луиза»
Моделирование в Blender: создание фотореалистичной модели рыболовного судна «Мария-Луиза»

Размещение канатов и их запутывание — это лишь вопрос времени и вашего терпения. Данный процесс может немного затянуться, но результат того стоит.

Marvelous Designer

Теперь я расскажу о второй технике создания канатов. Здесь я буду говорить о канатах и веревках, сваленных в кучу. Все эти нагромождения верёвок, которые вы видите, были смоделированы в Marvelous Designer — я не видел другого варианта, как сделать их иначе (с таким же уровнем качества и точности). Чтобы создать их, сначала я смоделировал универсальный меш, который будет использоваться для создания всех кучек. Здесь используется обычный сплайн, который немного закручен во все стороны. Чтобы импортировать его в Marvelous Designer я использовал OBJ to Garment. Это позволяет мне симулировать его как тканевый меш (Cloth mesh). Теперь, когда канат импортирован, нужно выполнить симуляцию. Для этого почти ничего не нужно делать, кроме как добавить небольшое давление (Pressure) в свойствах материала. Это нужно для того, чтобы канат не врезался в самого себя. После завершения симуляции, всё что вам нужно сделать, это импортировать его обратно в Blender и вручную подправить несколько областей (симуляция никогда не бывает идеальной на все 100%).

<i>Канаты в Marvelous Designe</i>
Канаты в Marvelous Designe

Какой моделью ты гордишься больше всего и почему?

Модель, которой я больше всего горжусь — это спасательный круг. Это первый объект, который я смоделировал, когда начинал данный проект, следовательно, именно он заложил основы, в виде плотности мешей и текстур, для всего остального. Так как это персональная сцена, у меня не было каких-либо ограничений по количеству полигонов. Я просто старался смоделировать сцену максимально чисто, и иметь при этом наилучший результат, с эстетической точки зрения.

Создание спасательного круга

Мой процесс создания пропсов остаётся прежним. Я начинаю с создания низко-полигональной (lowpoly) модели в Blender, затем я импортирую её в ZBrush, где создаю высоко-полигональную (highpoly) модель. Затем я импортирую HP обратно в Blender, так чтобы она перекрывала LP. Наконец, в Blender я делаю UV развертку для LP-объекта.

Моделирование в Blender: создание фотореалистичной модели рыболовного судна «Мария-Луиза»

Следующим шагом является запекание. Я запекаю только в Marmoset Toolbag, так как считаю, что это приложение даёт наилучший результат, максимально быстро. При экспорте, не забывайте добавлять к именам своих пропсов суффиксы _low и _high. Используя эти суффиксы Marmoset будет автоматически создавать для вас папки. Это делает процесс запекания быстрее и удобнее, особенно если вы хотите запечь большое количество ассетов.

<i>Запекание в Marmoset Toolbag</i>
Запекание в Marmoset Toolbag
<i>Слои в Substance Painter</i>
Слои в Substance Painter

Что касается текстурирования, я не буду подробно расписывать всё еще раз, так как говорил об этом ранее. Однако, я могу показать вам все слои, созданные мной для буя.

Советы по изучению Blender

Вот уже 5 лет, как я занимаюсь 3D, и я всегда использовал Blender. Я перепробовал много других программ для работы с 3D, но на мой взгляд, Blender остается лучшим. Я рекомендую его всем новичкам в 3D, потому что он бесплатный и очень удобный, с множеством горячих клавиш и очень чистым, понятным интерфейсом. Вы не потеряетесь в куче опций, а как только вы запомните горячие клавиши, процесс моделирования станет очень приятным.

Тем не менее, как и в любом другом ПО, для выполнения определенных операций и ускорения рабочего процесса необходимо использовать различные скрипты. Это может в значительной степени облегчить вашу работу. Вот почему я рекомендую вам два очень полезных скрипта:

  • UV Squares: позволяет вам менять форму UV на прямоугольную, очень полезно для верёвок и труб.
  • UV Packmaster 2.0: скрипт который я использую на постоянной основе. Он позволяет автоматически упаковывать ваши UV'и содержит множество полезных опций.
<i>Настройки UV Packmaster 2.0</i>
Настройки UV Packmaster 2.0

Что касается моделирования, то я не использую никаких скриптов. Программа настолько законченная и простая в использовании, что они мне попросту не нужны. Тем не менее, вы можете использовать HardOps или BoxCutter, которые являются отличными скриптами.

Если бы ты снова создавал эту сцену, чтобы ты хотел улучшить или изменить?

Если бы мне пришлось переделывать эту сцену, думаю, что я бы постарался лучше управлять своими материалами, с точки зрения организации. Я думаю, что мог бы сделать меньше, с тем же результатом. Когда мы делаем детализированную сцену, как эта, всегда очень трудно выбрать, какие пропсы сгруппировать вместе, а какие следует текстурировать в одиночку. На данном этапе я бы мог сделать всё это лучше. Так как я работал над персональной сценой, я не особо смотрел на количество треугольников, поэтому, в некоторых местах я мог бы сделать их меньше с аналогичным результатом.

По мере того, как ты двигаешься вперёд, ты научился чему-то, что изменило твой рабочий процесс?

Я склонен получать результаты слишком быстро и могу не фокусироваться на определенных шагах должным образом. Когда вы работаете над персональным проектом, помните, что у вас нет дедлайна, который нужно соблюдать. Не торопитесь, уделяйте достаточное количество времени для каждой части вашей сцены, чтобы получить наилучший результат.

В каких ещё направлениях ты хотел бы расти как художник? Какие новые техники или темы тебя интересуют?

В 3D меня интересует множество самых разных областей и специализаций. Это может показаться удивительным, но я люблю заниматься растительностью. Я никогда не публиковал её на своем ArtStation, но это именно та область, которая мне очень интересна. Более того, это моя цель в моём школьном проекте на конец учебного года. Нужно не только сделать растительность, но ещё и стилизовать её. Для меня — это большой вызов. Если говорить о том, что я предпочитаю делать — это создавать реалистичные пропсы и окружения. Я всегда стараюсь максимально приблизиться к реальности и добавить, как можно больше деталей. Как 3D художник, я всегда стараюсь улучшить себя в этой области. Разочарование — это часть нашей работы. Мы никогда не довольны тем что делаем, и это постоянно заставляет меня делать больше.

Источники вдохновения

В первую очередь, вдохновение исходит от меня самого. Сначала, я пытаюсь найти идею для объекта, который я хотел бы сделать, и вот тут у меня возникает множество вопросов:

  • Интересен ли этот пропс с точки зрения текстуры (это будет чистая текстура или мы можем сместиться в сторону более старого, ржавого состояния)?
  • Интересен ли он с точки зрения моделирования и достаточно ли он сложный, чтобы сделать сцену уникальной?
  • Будет ли данная сцена бросать мне вызовы при создании некоторых вещей, которые я не привык делать (в данном проекте это были канаты и использование Marvelous Designer)?
  • Можно ли настроить эту сцену по своему вкусу (здесь я могу изменить размещение ящиков или подход к моделированию лодки. Тут нет строгих правил, которым нужно следовать)?
  • И, наконец, пожалуй, самый главный вопрос для меня. Могу ли я добавить детали, которые будут интересны стороннему наблюдателю? Учитывайте не только то, что вы видите на референсе (например, рыболовная сеть или свисающая куртка рыбака), всегда старайтесь добавить индивидуальный и визуально интересный штрих. В данный момент я работаю над моделированием автомобилей, и вместо того, чтобы просто перерисовывать машину, я думаю о том, что ещё можно добавить и что может оказаться интересным. Это может быть трейлер, банки на крыше или илистая почва чтобы оживить сцену и т.д.)

Как только вы найдёте то, что хотите сделать (этот шаг может занять у меня около недели), вам нужно будет найти как можно больше референсов. Они должны быть как можно более точными. Лучшее место для поиска референсов — это, конечно же, Интернет. Лично я часто использую Pinterest и Google Images. Преимущество Pinterest заключается в том, что он позволяет быстро получить доступ ко множеству изображений в одном стиле/жанре (вы должны точно знать, что именно искать). Когда у меня становится слишком много референсов я перехожу к этапу очистки. Сохраняйте только те референсы, которые будут вам действительно полезны. Часто я стараюсь собрать как можно больше референсов, но это может утомить сильней всего на свете. Определитесь с тем что вы хотите делать, и постарайтесь «не потеряться» в куче картинок. Как только вы определитесь с желаемым пропсом, найдите на него максимально возможное количество референсов.

Обратная связь

В нашей работе, обратная связь имеет очень важное значение. Когда вы работаете над проектом в течение 2 месяцев, вы можете перестать замечать проблемы, будь то проблемы художественного или технического плана. Я получаю отзывы, в основном, от моей семьи и различных 3D-сообществ в Discord, таких как The DiNusty Empire и Experience Points. Вы можете подумать о том, что не стоит просить отзывы у людей, которые ничего не понимают в 3D (например, это может быть ваша семья). Но, на самом деле, это очень важный момент, так как они будут критиковать вашу работу только с художественной стороны. Часто очень интересным образом, поскольку они сразу замечают самые серьёзные проблемы. Зачастую, гораздо лучше, чем это делаем мы сами.

Советы и рекомендации

Думаю, в данном разборе набралось уже достаточное количество советов. Тем не менее, лучший совет, который я могу дать вам (и вероятно, самый важный): делайте свою работу с энтузиазмом, любите то что делаете, делайте правильные вещи, и конечный результат будет соответствующим. Управляйте своим временем. Не торопитесь и показывайте только лучшее, в каждой части, публикуемого вами портфолио.

Что стоит ожидать от меня в будущем?

Моя главная цель — продолжать совершенствоваться изо дня в день, чтобы раскрыть всё лучшее, что есть во мне. У меня остался всего один год обучения, и после этого я мечтаю начать путешествовать и работать за границей. Канада, Англия или США — это те места, где я хотел бы работать. Следите за моим портфолио, скоро там появятся новые вещи.

Заключение

Это был долгий проект, и я благодарю всех людей, которые помогали мне в процессе его реализации. Я ещё раз хочу поблагодарить сообщества The DiNusty Empire и Experience Points за то, что давали мне советы. Также, я хочу поблагодарить Experience Points за предоставленную мне возможность, написать данную статью и поделиться с вами своими советами. Надеюсь, эта статья окажется для вас полезной и интересной. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, вы можете найти меня здесь: Artstation LinkedIn

Текст перевёл и подготовил Константин Пономарёв

8K8K показов
1.5K1.5K открытий
11 репост
Начать дискуссию