Личная игра года. 2002
В год-палиндром просто не может быть мало хороших игр. Как, собственно, и в любой другой. Посмотрим на знаковые проекты, чуть обсудим события в игровой индустрии и поделимся воспоминаниями многолетней давности. Острожное, много гифок!
Путеводитель
Что творилось в любимой индустрии?
Третье место. Grand Theft Auto: Vice City
Второе место. Gothic II
Первое место. Warcraft III: Reign of Chaos
Что творилось в любимой индустрии?
Индустрия подошла к точке невозврата. Пересечь её должна была ещё SEGA со своей Dreamcast, но японцы оказались не сильны в долгосрочном планировании. А вот Билл Гейтс и Стив Балмер явно что-то знали. Новенький Xbox уже с завода поставлялся с портом Ethernet.
Тогда решение Microsoft критиковали. Зачем приставке вообще нужен высокоскоростной интернет? Чтобы что? Чтобы скачивать дополнения для игр и рубиться с друзьями онлайн, конечно, отвечали в офисе Билла Гейтса.
Правда, инфраструктура для запуска своего интернет-сервиса в Редмонде готовили ещё год после выпуска оригинальной Xbox. Выкатили его в первый день рождения приставки. Получил он название Xbox Live и флагманом сервиса призван был стать Unreal Championship. Но любой американец вам скажет, что затевалось это всё ради Halo 2.
Что в итоге? Microsoft затащила домашние консоли в интернет. И долгое время лидировала в этом направлении. Платный мультиплеер, достижения, DLC – всё это сделала стандартом индустрии именно корпорация Билла Гейтса.
А что конкуренты? Sony вообще было плевать на какой-то там интернет – её приставки сметали с полок. И кто-то даже даже после этого оставлял за неё деньги. Думаю, все и так знают, что PS2 до сих пор остаётся самой продаваемой домашней консолью и отсутствия возможности подключения к сети из коробки никого не смущало.
Nintendo же всё никак не могла понять, что её приставки перед телевизорами появляются всё реже. В чём причина? Ну, например, на GameCube было уйма прекрасных игр от самой большой N, а вот сторонние разработчики заходили туда с трудом.
Тут повторилась история времён противостояния с SEGA. PS2 могла порадовать публику куда большим числом игр для условно взрослой аудитории, а GameCube могла похвастаться, в основном, семейными играми. Спохватилась Nintendo уже ближе к запуску. Начался поиск партнёров, способных создавать игры для более взрослой аудитории. Из этой инициативы выросли, например, Eternal Darkness, странный Metal Gear Solid: Twin Snakes, ремейк первого Resident Evil, а также Ноляшка и Четвёрка.
Microsoft наоборот считала, что всяких Halo у них и так много, а вот всяких карапузов баловать-то и нечем. Для этих дел корпорация решила укрепить состав своих внутренних студий. За 375 миллионов долларов Билл Гейтс увёл из-под носа Nintendo британскую Rare. Те делали для японцев разных Donkey Kong'ов и, эксклюзивно, ещё несколько игр из собственных франшиз.
Последние, как раз, и переехали к Microsoft. Что обидно, все они сейчас или умерли, или близки к смерти. Perfect Dark, Killer Instinct, Banjo-Kazooie и Battletoads. Теоретически, мы можем увидеть возвращение этих серий, но пока Rare занята Sea of Thieves, шансы на это малы.
Впрочем, для оригинального Xbox британцы успели выпустить только две игры. Grabbed by the Ghoulies и Conker: Live & Reloaded. Последний, впрочем, и вовсе был ремейком проекта с N64. В любом случае, даже без посильной помощи Rare Microsoft удалось со своей первой приставкой обскакать Nintendo на рынке домашних консолей и занять утешительное второе место.
С другой стороны, красные японцы могли спокойно экспериментировать на рынке, потому что их портативки пробрались в слишком большое число карманов.
Цифровая инъекция для повышенной выработки серотонина
Возня игровых гигантов – лишь фон. На переднем же плане – прекрасные и не очень игры. Со своей стороны я постарался перечислить самые узнаваемые проекты. Если что забыл, смело пишите в комментариях.
А если вам вдруг и этого мало, то можно почитать материалы схожей тематики, в который я вспоминаю другие года.
1995. Личный ТОП: Mortal Kombat 3, X-COM: Terror from the Deep и Warcraft II: Tides of Darkness
1997. Личный ТОП: Age of Empires, Fallout и Claw
1998. Личный ТОП: Knights & Merchants, Half-Life и Starcraft
1999. Личный ТОП: System Shock 2, Heroes of Might and Magic III и Quake III Arena
2001. Личный ТОП: Anachronox, Gothic и Civilization III
2003. Личный ТОП: Операция Silent Storm, C&C: Generals и Warcraft III: The Frozen Throne
2004. Личный ТОП: World of Warcraft, Half-Life 2 и Prince of Persia: Warrior Within
2007. Личный ТОП: Halo 3, The Witcher и Кодекс Войны
Lost Kingdoms. Забытый многими эксклюзив FromSoftware для GameCube. Хотя игра даже получила сиквел. Мало того, Lost Kingdoms можно описать как ARPG с картами. И это в 2002-ом году!
Где купить? Попытать счастья на профильных ресурсах, торгующих б/у дисками.
Syberia. Классика от Бенуа Сокаля. Изначально он планировал рассказать большую историю за одну игру, но потом, всё-таки, решил делать дилогию. А то на Сибирь и так потратили рекордные для студии Microids 2 миллиона евро. Ну и, конечно, игра особо любима у нас. И не только из-за названия.
Космические рейнджеры. Гордость Владивостока. Да и всей страны. Чего уж там, даже британцы смогли по достоинству оценить этот прекрасный симбиоз из нескольких жанров. Eurogamer поставил игре 9 баллов.
Где купить? Если я ничего не путаю, на площадках цифровой дистрибуции можно купить только переиздание второй части. А первую искать только на вторичке.
Gothic II. Лучший симулятор поднятия собственного достоинства. Никогда ещё не было так приятно возвращаться к оркам, которые обижали тебя в начале игры, и шинковать их грубые тушки будучи уже опытным Безымянным.
Steel Battalion. Эксклюзивный для Xbox меха-симулятор. Причём вот реально СИМУЛЯТОР. Специально для игры выпустили контроллер. И, чтобы вы понимали, на нём есть два джойстика, ручка газа, диск радиоканала и три педали. Плюс ещё где-то сорок кнопок.
Где купить? Очень сложно найти копию, считается раритетом.
James Bond 007: Nightfire. Не основана на каком-либо фильме, хотя местами напоминает Лунного гонщика. В роли Бонда, разумеется, Агент 007 тех лет Пирс Броснан. Правда, только внешне. Озвучивал его Максвелл Колфилд.
Где купить? Игра по лицензии, так что вероятность переиздания крайне мала. Идём на вторичку.
Metroid Prime. Возвращение Самус после восьмилетнего перерыва. Это первая 3D-игра в серии. Ну и первый шутер. А всё потому, что в Nintendo долго не могли понять, как метроидвания будет чувствовать себя в трёх измерениях. Но как-то один из главных людей в индустрии Сигэру Миямото увидел в офисе американской Retro прототип шутера и предложил сделать из Metroid FPS.
Где купить? Относительно недавно вышел ремастер для Switch.
Metroid Fusion. Одновременно с Prime вышел и классический Metroid. За игру отвечала команда, подарившая нам Super Metroid. Причём первый показ прошёл не то, чтобы хорошо. Графика была не сильно лучше проектов с Game Boy Color, хотя Fusion (тогда известный как Metroid IV) должен был выйти уже GB Advance. Но за год игру успели причесать.
Где купить? Есть в сервисе Nintendo Classic.
Resident Evil Zero. По японской традиции, ноль oзначает приквел. Изначально должна была выйти на N64. Capcom долго мучилась с картриджами, ужимая до его небольшого объёма всё что можно. Благо, Nintendo для GameCube решили использовать диски и RE0 переехала на новую консоль. Правда, все предыдущие наработки пришлось выкинуть.
Где купить? Есть в Steam, Xbox store, PS store и eShop.
Project Nomads. Интересная смесь стратегии и экшена. Вся игра проходит на парящих островах. Там мы отстраиваем базу, копим ресурсы и оттуда же отправляемся в бой. Как на своих двоих, так и на летающей технике.
Где купить? К сожалению, только на вторичке.
Ratchet & Clank. Классика второй PS. Её авторы, студия Insomniac, — наверное, самая плодовитая в семье Sony. Хотя до её поглощения японцами было ещё далеко. Изначально, кстати, главным героем должна была стать космическая ящерица. А вместо Кланка её сопровождали бы аж три робота.
Где купить? В PS store.
Age of Mythology. Успешный переход Ensemble в третье измерение. Для этого дела разработчики соорудили движок BANG! Engine. Качество исполнения вкупе с выигрышным сеттингом вылились в миллион проданных копий всего за четыре месяца продаж.
Где купить? Только в качестве ремастера. Доступна и подписке Xbox. Отдельно можно взять в Steam, Xbox store и PS store. В том же магазина Гейба можно взять и первый ремастер.
Grand Theft Auto: Vice City. Впервые герой 3D-версии франшизы научился ездить на мотоциклах. А ещё летать. И переодеваться. И покупать недвижимость. Ну прекрасно же!
Где купить? Оригинал уже не купишь, только ремастер. Так что идём на вторичку.
Deathrow. Как-то сейчас не хватает симуляторов разных странных видов спорта. Deathrow, например, футуристическая смесь из фрисби и баскетбола. А ещё и эксклюзив Xbox.
Где купить? Только на вторичке.
RollerCoaster Tycoon 2. Очередная монументальная игра от разработчика-одиночку Криса Сойера. Только в США к 2006-ому году игра заработала 21,6 миллионов долларов.
Wild Arms 3. Очередной эксклюзив PS2. Не удивлюсь, если Sony удерживает рекорд по количеству таких проектов для одной консоли. Касаемо игры. В третьей части все члены пати могут использовать те самые ARMS из названия игры.
Где купить? В PS Store.
TimeSplitters 2. За сиквел, как и за первую часть, отвечали люди из Free Radical Design. Эту студию создали выходцы из Rare, где работали над GoldenEye 007 и Perfect Dark.
Где купить? Есть в Xbox store и в аналогичном магазине Sony.
Need for Speed: Hot Pursuit 2. По странной традиции тех лет, версии для разных платформ отличаются между собой. На этот раз лучшая из всех досталась PS2. Там, внезапно, больше эффектов, бодрее физика окружающих объектов. А вертолёт полиции может стрелять ракетами (!).
Где купить? Не получила даже ремастера. Так что только на вторичке.
Grandia Xtreme. Enix, тогда ещё не была со Square, и изо всех сил пыталась удержаться на плаву. Вбухали почти 100 миллионов йен в компанию разработчика Game Arts (точнее выкупили часть акций). Ну а чтоб ещё и американской публике понравиться, пригласили на озвучку злодея в английской локализации самого Марка Хэмилла.
Где купить? На вторичке.
No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.'s Way. Продолжение приключений Кейт Арчер. Как и полагаются сиквелу, разработчики впихнули в него прокачку. Зато уровни подросли в размерах, ведь надо было в них ещё засунуть побочные задания. Как раз за них и можно было получить дополнительные очки опыта.
Где купить? Преступление, конечно, что до сих пор игру так никто и не переиздал. Так что только на вторичке.
Run Like Hell. Изначально должна была стать Resident Evil в космосе, но по пути к релизу издатель сказал всё переделывать. Поэтому в релизной версии экшена стало куда больше, чем планировалось изначально. Зато у игры звёздный, по игровым меркам, состав озвучки. Тут и Лэнс Хенриксен, и Клэнси Браун, и Майкл Айронсайд.
Где купить? Только искать на онлайн-барахолках.
Star Fox Adventures. Последняя игра Rare для Nintendo. Причём собранная из двух. Из сиквела Star Fox 64 от самой большой N и Dinosaur Planet от британцев. Ну и это совсем не привычный для серии шут'эм'ап.
Где купить? На вторичке.
Sly Cooper and the Thievius Raccoonus. Первая часть стэлс-платформера про енотика. Помимо качественной для года выхода мультяшной графики может похвастаться своей нелинейностью. Касается это только порядка прохождения уровней, но всё же.
Где купить? В PS Store.
Kingdom Hearts. Первая часть игровой коллаборации Disney и тогда ещё Square. А случилась она благодаря тому, что две корпорации делили одно здание в Японии. Продюсер многих игр Скворцов Синдзи Хашимото в лифте присел на уши одному из топ-менеджеров японского подразделения мышиной империи. И понеслось.
Где купить? Улучшенная версия продаётся в бандле со второй частью. Есть в Steam, Xbox Store, PS Store и eShop.
Gungrave. В наших краях, думаю, более известна аниме-адаптация. А вот к игре приложил руку никто иной, как Ясухиро Найто. Вы можете его знать как автора до определённого момента весёлой манги Trigun.
Где купить? Вроде как оригинальная версия доступна в качестве DLC для Gungrave G.O.R.E Ultimate Enhanced Edition для Nintendo Switch. На других приставках я такого не встречал.
Ty the Tasmanian Tiger. Австралийцам надоело, что все воруют знаковых для их страны животных, и они решили сделать свою игру про какого-нибудь местного зверька. При поддержке EA. Несмотря на так себе отзывы от профильных СМИ, игру принесли домой порядка миллиона покупателей. Сколько среди них было австралийцев – неизвестно.
Battlefield 1942. Первая в своём роде. И, разумеется, про Вторую мировую. Больно уж тема тогда была популярна. По сути, это развитие идей Codename Eagle, от команды, которую поглотила DICE. Там мы сражались с Российской Империей.
Где купить? Игру даже EA не продаёт, так что только на вторичке.
Onimusha 2: Samurai's Destiny. Разрабатывали почти одновременно с первой частью. От того меньший упор на боёвку. Ну и главный герой другой. Но так же, как и в оригинале, его лицо позаимствовали у известного японского актёра. На сей раз, правда, мёртвого. Этих японцев нам не понять.
Где купить? Совсем недавно вышел ремастер, доступный на большинстве площадок. Steam, Xbox store, PS Store и eShop.
SOCOM U.S. Navy SEALs. Sony поддалась тренду на тактические шутеры тех лет и захотела свой. Из особенностей: можно было приобрести гарнитуру для PS2 и с неё отдавать команды вашим бойцам.
Где купить? Несмотря на статус эксклюзива PS2, приобрести её можно только на вторичке.
TOCA Race Driver. Редкая для тех лет гонка с сюжетом. Codemasters решили как-то расширить опыт игрока и заставили его побывать в шкуре начинающего гонщика Райна Маккейна. Судя по тому, что Race Driver получил сиквел, эксперимент был признан успешным. Правда, в продолжении мы уже играли за молчаливую версию себя.
Где купить? Ищем на площадках, торгующих б/у дисками.
Buffy the Vampire Slayer. Эксклюзив Xbox. Хотя изначально разработчики планировали выпустить цифровую Сару Мешель Геллар и на других консолях. Но, по их словам, коробка Билла Гейтса оказалась мощнее, и они решили остановиться только на ней. За сюжет игры, кстати, отвечали авторы новеллизаций сериала.
Где искать? На вторичке.
Legion: The Legend of Excalibur. Эксклюзивная работа для PS2 от части сбежавших из Westwood разработчиков. По сути, это hack'n'slash. Мы за Короля Артура прорубаем себе дорогу к Камелоту. Разнообразить его путешествие должны были компаньоны, за которых можно было ещё и играть. Но они не справились, вот игру никто и не оценил.
Где купить? Пытать счастья на онлайн-барахолках.
Final Fantasy XI. Внезапная онлайновая Финалка. Настолько внезапная, что даже Sony не оснащала PS2 жёсткими дисками. Да и сетевые адаптеры появились позже. А без них в FFXI было не поиграть. Возможно, именно поэтому одиннадцатая Финалка добралась до США только через два года после релиза японской версии.
Где купить? А сервера уже закрыты. Ну если только для коллекции урвать б/у экземпляр на профильных ресурсах.
Blood Omen 2. Возвращение Каина в серию в качестве протагониста. Из-за приколов со временем, характерных для Legacy of Kain, является мостиком между Soul Reaver и первой Blood Omen. Но в альтернативной временной линии. Которая появилась из-за событий Soul Reaver 2. Короче, запутаться очень просто.
Dropship: United Peace Force. Эксклюзив Sony от ныне закрытой внутренней студии из Ливерпуля. Представляет собой вариацию на тему Ace Combat. Помимо авиации, можно поуправлять и наземным транспортом.
Где купить? В PS Store.
Star Wars Racer Revenge. Несмотря на всю мою любовь к Звёздным Войнам (до 2012-го года, конечно) о существовании этой игры я узнал буквально только что. Вполне возможно потому, что это эксклюзив PS2.
Где купить? В PS Store.
Jet Set Radio Future. Сиквел Jet Set Radio должен был выйти на Dreamcast, но SEGA, как известно, решила уйти с консольного рынка. Зато удалось договориться с Microsoft и игра стала стартовым тайтлом для первого Xbox в Европе и Японии.
Где купить? К сожалению, Jet Set Radio Future недоступна по программе обратной совместимости Xbox. На это сетует даже сам Фил Спенсер. Скорей всего, дело в лицензиях на музыку. Так что придётся искать на вторичке.
Drakan: The Ancients' Gates. Первая часть была эксклюзивом PC, а вторая, вдруг, вышла только на PS2. Отсюда и никакие продажи. Но как и в оригинале здесь можно летать на драконе, уже только за это Drakan: The Ancients' Gates многое можно простить.
Где купить? Поискать диск на онлайн-барахолках.
Serious Sam: The Second Encounter. Изначально разрабатывалась как принятый в те времена mission pack, но в итоге получилось что-то вроде самостоятельного аддона. Появились катсцены, новое оружие, враги и локации. Ну и, по памяти, просторных локаций с волнами врагов стало куда больше.
Disciples II: Dark Prophecy. Горячо любимый сиквел не столь популярной первой игры. Изначально должен был представлять из себя стандартную концепцию "тех же щей, да погуще", но потом было принято решение подтянуть визуальный стиль. Патрика Ламберта повысили до главного художника, а мы получили шикарный визуал.
State of Emergency. Забавный бит'эм'ап, изданный Rockstar. Корпорации захватили власть над миром, ну и всякая чернь решает что управление судьбой мира следует вернуть народу.
Где купить? Как и большинство консольных игр тех лет, где-то на вторичке. Хотя вот конкретно у State of Emergency был и ПК-порт.
Unreal Championship. По факту, это версия Unreal Tournament 2003 для оригинальной Xbox. Но прославилась тем, что является первой консольной игрой, для которой нужно было скачать патч.
Где купить? Придётся порыться на вторичке.
Eternal Darkness: Sanity’s Requiem. Первая игра, изданная Nintendo, получившая рейтинг M. Можно встретить мнение, что это настоящая скрытая жемчужина. Основной источник всеобщего восхищения – местная механика Рассудка главных героев. Если он падал, то игра вытворяла всякие странные вещи на экране. Стены начинали кровоточить, статуи – следить за игроком. Мало того, Eternal Darkness могла зайти ещё дальше, имитируя выключение консоли или форматирование карты памяти.
Где купить? С этим всё сложно. Но на вторичке найти можно.
Wreckless: The Yakuza Missions. Аркадная гонка, получившая статус временного эксклюзива Xbox. Оригинальную версию приняли тепло, а вот порты на PS2 и GameCube работали плохо. Из особенностей – гоняем мы Гонг-Конгу. Ну и сиквел вышел только на Xbox. И только для Японии. Во времена были.
Где купить? Искать на вторичке.
EOE: Eve of Extinction. Эксклюзив PS2 от студии Yuke's. Видимо, должна EOE была стать чем-то вроде отдушины для разработчиков, которых взяли в заложниках рестлеры. Если вдруг не знаете, то Yuke's долгая время отвечала за симуляторы по лицензии WWF/WWE.
Где купить? Игра оказалась особо никому не нужна, так что придётся поискать на вторичке.
Medal of Honor: Allied Assault. Как ни странно, первая игра серии, вышедшая на PC. Причём только на нём. Но интересна тут больше личность одного из дизайнеров игры. Некоего Винса Зампеллы. Именно после разработки Allied Assault он ушёл создавать Infinity Ward, где, впоследствии, работал над убийцей серии Medal of Honor.
Где купить? Есть в GOG вместе с дополнением.
Medal of Honor: Frontline. Авторы первых Medal of Honor переехали под крыло EA. На радостях электронники пустили серию впервые за пределы экосистемы Sony. Ну и высадку на Омаху-Бич разработчики подсмотрели у Medal of Honor: Allied Assault – изначально её даже не было в планах.
Где купить? Какое-то время можно было взять HD-версию для PS3, но сейчас такой возможности нет. Придётся искать на вторичке.
Star Wars Jedi Knight II: Jedi Outcast. Ещё не Jedi Academy, но очень близко. Благодаря движку от Quake III выглядела куда презентабельнее первой части, хотя и унаследовала совмещение видов от первого и третьего лица.
Где купить? Почти везде. В Steam, GOG, на Xbox, PlayStation и Switch.
Pirates: The Legend of Black Kat. Не самая известная игра в портфолио Westwood, хотя над ней работали многие ключевые сотрудники студии. Так, музыку писал господин Фрэнк Клепаки. А вот художником значится Джеремайя О'Флаэрти, до этого мучавшийся в Ion Storm Джона Ромеро.
Где купить? Ищем б/у экземпляры у друзей и знакомых.
Circus Maximus: Chariot Wars. Внезапно, симулятор гонок на колесницах. Названа игра в честь Большого цирка (лат. Circus Maximus). Он был самым большим ипподромом в древнем Риме.
Где купить? Свеженькую официальную версию сейчас не достать. А не свеженькую можно попытаться найти на профильных сайтах. Ну а подробнее об игре можно почитать у Validas'a.
Crash Bandicoot: The Huge Adventure. Бандикут на спидах наконец-то покинул вотчину Sony. Релиз на Game Boy Advance ознаменовал конец эксклюзивной истории для Крэша. Не считая пары исключений, Crash Bandicoot: The Huge Adventure – 2D-платформер.
Где купить? Ищем заветный картридж на барахолке.
Warcraft III: Reign of Chaos. Предвестник смерти жанра RTS. И, одновременно, эталон. Геймплей, сюжет, обёртка – всё на высоте. Даже русская локализация хороша.
Где купить? Можно поиграть в версию Reforged по подписке Xbox Game Pass. Но лучше уж найти где-нибудь диск с оригинальной версией.
Pac-Man World 2. Продолжение приключений японского колобка в 3D-мире. Релизное окно игры растянулось на три года. Сначала свои версии получили приставки большой консольной тройки. В 2004-ом свет увидела PC-версия, а ещё через год Pac-Man забрёл на Game Boy Advance.
Где купить? Ремейк можно приобрести во всех ключевых сервисах: Steam, Xbox Store, PS Store и eShop.
Shadow Man: 2econd Coming. В отличие от первой части – эксклюзив PS2. От того особо и неизвестна. Зато издатель в лице Acclaim немного подогрел интерес к игре попыткой в провокационный пиар. Планировалось рекламировать игру на небольших щитах, прикреплённых прямо к могилкам. За такой оригинальный способ продвижения планировалось платить родственникам усопших.
Где купить? eBay и Amazon должны помочь найти б/у вариант.
Star Wars: Jedi Starfighter. Сиквел обычного Starfighter. Сюжет концентрируется на периоде Войн Клонов. Ну и раз в названии есть джедаи, то можно использовать Силу, даже находясь в кабине истребителя.
Где купить? Только PS Store.
Freedom Force. Пошаговая супергеройская тактика с паузой. Помимо сиквела, породила и серию комиксов. Но всё это долго, конечно, не прожило.
Army Men: RTS. Это вообще какое-то преступление, что стратегия в реальном времени в этой серии вышла спустя чуть ли не с десяток игр других жанров. Ну когда ещё повоюешь около садового гнома?
Dungeon Siege. Крис Тейлор, видимо, устал от своей масштабной стратегии Total Annihilation и решил отдохнуть, создавая action RPG. Особенность Dungeon Siege – растущая по ходу приключений партия и прокачка навыков в духе The Elder Scrolls.
Savage Skies. Изначально игра должна была выйти с самим Оззи Осборном на обложке. Но тут удачно подвернулось 11 сентября 2001-го года и на этом фоне промоутер Осборна решил отозвать лицензию на образ певца. Времена больно тяжёлые. Однако одна песня фронтмена Black Sabbath, всё же пробралась в релизную версию.
Где купить? На вторичке.
Spider-Man. Свои роли из фильма озвучили Тобиас Винсент Магуайр, Уиллем Дефо и Брюс Кэмпбелл. Открытого мира не завезли, это был всё тот же бит'эм'ап. Большую часть игры приходилось делать, что называется, на ощупь. Её разрабатывали одновременно со съёмками фильма и разработчикам приходилось где-то додумывать самим. В разумных пределах, конечно.
Где купить? Игры по лицензии редко где задерживаются надолго. Так что только брать с рук или на барахолках.
Resident Evil. Ремейки, конечно, делали и до этого. Переносили аркадные игры на домашние консоли. Или старые 2D-игры превращали в 3D, как в случае с Ninja Gaiden. Но Resident Evil, наверное, наиболее близкий пример к современному пониманию слова ремейк. Это не новая игра, а сильно прокачанная во всех аспектах старая.
Где купить? Именно ремейк есть почти везде. В Steam, Xbox Store, PS Store и eShop.
The Elder Scrolls III: Morrowind. Начало восхождения продавца Скайрима. Уже тогда ругали за упрощения по сравнению со второй частью. А в 2006-ом уже хвалили при сравнении с Oblivion. Помимо этого, она подарила нам скальных наездников и пачку мемов.
Soldier of Fortune II: Double Helix. Raven в сиквеле планировали уйти во что-то более тактическое, на манер Дельты, Радуги и Операции Flashpoint. Но по итогу ограничились только выбором оружия на старте миссии. Ну и, по памяти, второй Солдат Удачи в год выхода выглядел хуже других своих товарок по движку id tech 3.
Где купить? Можно приобрести в GOG.
Way of the Samurai. Родоначальник занятной серии, где помимо кучи самурайских мечей есть и вполне себе разветвлённый сюжет. В первой части, например, аж шесть концовок, хотя открытого мира ещё не завезли. Но, к сожалению, она так и остаётся заложницей PS2 и PSP.
Где купить? Только на вторичке.
Dead to Rights. Экранизация несуществующего гонконгского боевика. Полицейский, две береты, буллет-тайм. И никакого открытого мира. Для кого-то, конечно, это отнюдь не плюс. А, да. Тут ещё можно собаку натравить на врагов. Ну прелесть же.
Где купить? С большим удивлением для себя узнал, что игра продаётся в Xbox Store. Надо брать.
Neverwinter Nights. Успешный переход в BioWare в третье измерение. Помимо того, что это классика жанра RPG, NN подарила миру замечательный Aurora Engine. Отсюда и тонна модов. Ну и, помимо прочего, на нём же работал и первый Ведьмак – пусть и на сильно модифицированной его версии.
Где купить? Доступна почти в любом магазине в версии Enhanced Edition. Steam, GOG, Xbox Store, PS Store и eShop.
Shifters. Видимо, чтобы не позорить честное имя Might & Magic, 3DO на этот раз убрала свою главную франшизу из названия. Но сути это не меняет: Shifters – прямой сиквел Warriors of Might and Magic. Обе игры встретили, мягко говоря, без восторга. Но 3DO, конечно, были упорными ребятами. Или упоротыми.
Где купить? На вторичке.
Shantae. Первое пришествие дочери человека и джинна. Последний, если что, женского рода. Сама же игра во время своего релиза осталась почти незамеченной. Её выпустили на Game Boy Color, хотя уже год как продавался Game Boy Advance.
Stuntman. Внезапный симулятор каскадёра. Я бы даже сказал, симулятор Райана Гослинга из Драйва. Ну только если бы тот не выходил из машины. Помимо прочего, тут можно показать свои навыки в фильме, вдохновлённым ранними картинами Гая Ричи.
Где купить? На вторичке.
The Mark of Kri. Редкая игра, в основе которой лежат культуры и мифы народа маори. От чего вызвала небольшой бомбёж в Новой Зеландии. А ещё это дебютный проект San Diego Studio, которая теперь ежегодно выпускает MLB The Show.
Где купить? Там же где и большинство эксклюзивов Sony – в PS Store.
Duke Nukem Advance. Дюк выходил буквально везде, даже на портативной консоли Nintendo. Лишь бы не появляться в Duke Nukem Forever. В 2002-ом году, на минуточку, уже пять лет прошло с момента анонса продолжения Duke Nukem 3D.
Где купить? Искать на вторичном рынке.
The Thing. Игровое продолжение всеми любимого фильма с Куртом Расселом. Тут разработчики удачно добавили NPC-помощников: они передают основную фишку фильма – кто из них Нечто, а кто человек?
Где купить? Ремастер от Nightdive Studios можно купить на большинстве площадок: Steam (ой, извините), Xbox store, eShop и PS Store.
Medieval: Total War. Первая часть до недавнего времени казавшейся забытой подсерии Creative Assembly. Англичане хорошо поработали над движком, доставшимся игре от Shogun: Total War: теперь он без особого скрипа переваривал до 10 тысяч юнитов на поле боя.
Super Mario Sunshine. По статистике, каждый четвёртый владелец GameCube купил Sunshine. И это, скорей, говорит о малых продажах приставки. Nintendo удалось реализовать чуть больше двадцати миллионов консолей. Ну а сама Sunshine, как ни странно, всего лишь второй 3D-платформер про Марио.
Где купить? В составе коллекции Super Mario 3D All-Stars, но только на картридже для Switch. Но скоро ещё должна появиться в сервисе Nintendo Classic эксклюзивно для Switch 2.
Mafia. Чешская игра про итальянскую мафию в выдуманном городе США. Со стороны маскировалась под GTA в декорациях тридцатых прошлого века, но на самом деле это линейное приключение с определённой степенью свободы. За это и любим.
Где купить? Есть ремейк, а классическую версию всё ещё можно урвать у торговцев ключами.
Turok: Evolution. Серия впервые вышла за пределы экосистемы Nintendo. На радостях разработчики решили воплотить все идеи, которые не удалось реализовать при работе над первой частью. Их стараний публика не оценила. Evolution провалилась и не надолго похоронила серию.
Где купить? Только на вторичке.
Armored Core 3. Несмотря на цифру три в названии – это лёгкий перезапуск серии. Но, скорее, с точки зрения сюжета и локаций. Геймплейно же игра пошла вглубь. Значительно вырос простор для модификации собственного меха.
Где купить? Это эксклюзив PS2, но цифровую его версию не купить даже в магазине Sony. Ищем на вторичке.
Mega Man Zero. Чёрт ногу в этих МегаЧелах сломит. Конкретно это игра, первая в очередной подсерии. Помимо прочего, отличается от собратьев псевдооткрытым миром. Доступ в разные локации можно получить из центрального хаба.
Где купить? Можно приобрести в составе Mega Man Zero/ZX Legacy Collection в Steam (ой, извините), Xbox store, PS Store и eShop.
Castlevania: Harmony of Dissonance. Второе пришествие серии на Game Boy Advance. Разработчики хотели, чтобы эта часть была ближе к культовой Symphony of the Night. Для этих дел даже позвали Аями Кодзиму, которая там отвечала за дизайн персонажей.
Divine Divinity. Это была третья попытка Larian сделать свою первую RPG. Две другие пришлось отменить. Изначально хотели сделать что-то вроде Ultima VII, но получилось что-то между ней и Diablo.
Tribes: Aerial Assault. Sierra насмотрелась на успех Halo на Xbox и решила, что нечто подобное можно провернуть на PS2. Так издатель выпустил очередную часть Tribes с упором на мультиплеер на консоль, где модем надо было докупать. А Ethernet-порт вообще появился только через два года. Отсюда и маленькая аудитория у игры.
Где купить? На вторичке.
Burnout 2: Point of Impact. Помимо того что это сиквел залихватской автомобильной аркады с разлетающимися автомобилями, известная ещё своим издателем Acclaim. Там опять кто-то умный придумал странный пиар-ход. Компания предложила оплатить штраф за превышение скорости любому водителю Великобритании. После негативной реакции правительства план лавочку пришлось свернуть.
Где купить? Искать на профильных площадках б/у диск.
Unreal Tournament 2003. Недоделанная версия UT 2004. С другой стороны, витрина способностей Unreal Engine 2, который охотно лицензировали сторонние разработчики.
Где купить? Такое ощущение, что Epic хочет вымарать из своей историю всю серию Unreal. Вы её не найдёте даже в их собственном магазине.
Hitman 2: Silent Assassin. Наёмные убийцы никогда не уходят на пенсию. Вот и 47-ой вновь вышел на работу. По ощущениям, сиквел стал куда менее головоломкой, чем первая часть.
Red Faction II. Сиквел лишился своей марсианской атмосферы. Теперь мы воюем на Земле. Ну и заметная разрушаемость осталась только на первом уровне игры. Зато на озвучку пригласили целого Джейсона Стейтема.
Где купить? В GOG, Xbox store и PS store. Раньше можно было приобрести и в Steam, но сейчас там осталась только страницы игры.
BloodRayne. Игра прекрасна не только своей главной героиней, но и актрисой, подарившей ей голос. Роль Рейн – первая для Лоры Бейли в видеоиграх.
Mario Party 4. Первая часть серии на GameCube. Из новенького: катсцены, трёхмерная игровая доска, ну и знакомые фанатам Nintendo грибы. Всего же в этом прекрасном развлечении для компании 50 мини-игр.
Где купить? Пока только на вторчике.
Contra: Shattered Soldier. Konami, наконец, одумалась и перестала отдавать игры серии на разработку всяким венграм. За Shattered Soldier отвечала внутренняя студия, а заправлял её производством директор Alien Wars и Hard Corps Нобуя Наказато.
Где купить? Опять ищем на вторичке.
Suikoden III. Серия успешна перешла в 3D, получила три разных протагониста. Ну и цифру три в названии. А значит скоро анонсируют Half-Life 3. Подробнее же об игре лучше почитать у Кардиналыча.
Где купить? Ждать ремастера. Ну или искать б/у вариант.
Star Wars: The Clone Wars. Как и в игроизации первого эпизода, тут можно играть за нескольких персонажей. Но на этот раз все они – джедаи. Вдобавок к этому, тут часто придётся кататься на всякой технике.
Где купить? В магазинах Xbox и PlayStation.
Spyro: Enter the Dragonfly. Insomniac отправились делать Рэтчета, и серию передали каким-то бракоделам. В итоге, те не справились, и не сильно после выпуска игры закрылись.
Где купить? Ищем на вторичке.
Robot Alchemic Drive. Забавный меха-экшен о борьбе Японии с инопланетными захватчиками. За дизайн персонажей отвечал Тошихиро Кавамото. Тем же он занимался и для аниме Cowboy Bebop.
Где купить? Только на специализированных площадках.
MechAssault. Игра от FASA, а значит, её события происходят во вселенной Battletech. А появилась она благодаря тому, что один из разработчиков достучался до Джона Киммиха, тогда ответственного за набор игр в портфолио Microsoft.
Где купить? Ищем на вторичке.
Harry Potter and the Chamber of Secrets. По странной традиции, Поттер получил очень разные версии для разных платформ. Даже трио из Xbox, GC и PS2 получили некоторые особенности. Так на приставке Sony можно было приземляться где угодно, а у игры для консолей Nintendo и Xbox для этого были специально выделенные места.
Где купить? Игры по лицензии так просто не приобретёшь. Придётся искать на вторичке.
Mortal Kombat: Deadly Alliance. Долгих пять лет серия не заглядывала на приставки. И вот вернулась. И где-то потеряла играбельного Лю Канга. Ну что за дела?
Где купить? В недавнюю Legacy Kollection попала только версия для GBA. Для домашних же консолей придётся искать на вторичке.
Tom Clancy's Splinter Cell. Изначально Фишер шарахался в темноте только на Xbox. Затем подоспели другие версии. Те, что GameCube и PS2, значительно легче оригинала. Там противник, зачастую, даже не реагирует на звуки выстрелов.
Star Wars: Bounty Hunter. Похождения папки Бобы Фетта. Изначально вышла на PS2 и GameCube. Что интересно, для каждой платформы разработчики сделали собственный графический движок. А всё для того, чтобы лучше задействовать сильные стороны консолей. Похвально.
Где купить? Да везде. Есть в Steam, GOG, Xbox store, PS store и eShop.
Шторм: Солдаты неба. Сиквел отечественного симулятора фантастического истребителя. Текстами в игре занимался писатель Александр Покровский. А вот руководство к ней писал некто Дмитрий Пучков. Этим же он занимался и в первой части.
Где купить? В Steam.
The Legend of Zelda: The Wind Waker. Новая часть приключений Линка – одна из первых разрабатываемых игр для GameCube. Nintendo на сей раз решила поэкспериментировать с визуалом и ударилась в мультяшый стиль. Причём после выхода инициатива была признана не успешной из-за не высоких, по меркам серии, продаж, и Линка откатили к реализму. Уже потом в Японии поняли, что на интерес покупателей к игре могло повлиять малое число приобретённых GameCube. И поспешили её переиздать на Wii.
Где купить? Доступа в сервисе Nintendo Classics эксклюзивно для Switch 2.
Command & Conquer: Renegade. Попытка Westwood диверсифицировать свою главную серию. Не сказать, чтоб прям сильно плохая. Особенно удался мультиплеер. Когда ещё лично погоняешь за знакомые с детства юниты.
Где купить? В составе Command & Conquer: The Ultimate Collection в EA App.
Stronghold: Crusader. Британцы из Firefly Studios решили покинуть в Крестоносце родную Англию и отправиться по следам Крестовых походов. За одно добавили скирмиш, чего не хватало в оригинале.
Где купить? В Steam можно приобрести и HD-версию 2012-го года и свежую Definitive Edition. В GOG только HD.
Скорей всего, я не объял даже трети вышедших в этот год игр. Так что, повторюсь, если вам есть, что добавить, то добро пожаловать в комментарии.
Достойны упоминания
Тут собраны игры в абсолютно случайном порядке. А рассказываю я о них, потому что просто хочется поделиться воспоминаниями. Независимо от качества самого проекта.
Dungeon Siege
Забавно, это сейчас я могу аутировать в условных Titan Quest и Sacred, а вот в детстве вообще не понимал все эти дьяблоиды. Бесконечная прокачка собственного клика мыши меня как-то тогда не вдохновляла. А вот Dungeon Siege и сейчас мне кажется той ещё нудятиной. Хотя я и пробежал всю серию.
Ну как пробежал. Скорей это был долгий и нудный поход. Если брать игры именно Криса Тейлора, то вторая часть ещё может как-то порадовать, она вроде бы ощущается куда более шустро. Да я её разок и в коопе проходил.
Но вот первая чертовски медленная, а система прокачки из The Elder Scrolls как-то совсем убивает веселье. Бьёшь только мечом? Ну и будешь ходить с его вариациями всю игру. Даже с магией такой же прикол. Будешь переключаться с огня на воду, не получишь возможность использовать мощные заклинания.
Тут, конечно, на помощь приходят компаньоны, которые в дьяблоидах вообще редкие гости. Так хоть можно себе в пати вылепить разные классы. Ну и кишки вместо открытой карты из Diablo II и Sacred меня раздражают почти в любой ARPG.
Причём в целом негатива по игре нет. Ну прошёл и прошёл. Что называется, галочку поставил. Зато узнал, в титрах разработчики выражали благодарности, в том числе, Филу Спенсеру.
The Elder Scrolls III: Morrowind
Я тот самый человек, который покупал Morrowind в джевеле за сотку. За ту же сумму, если не путаю, можно было урвать и дополнения к нему. Никаких особых ожиданий от игры у меня не было, ведь в предыдущие две части я не играл. Но вода, конечно, меня сразу поразила. Даже отец зашёл посмотреть, чего это я там охаю у компьютера.
Второе, что безумно понравилось, это возможность носить разную броню. Левая перчатка у тебя латная, правая тканевая, одного наплечника нет, другой сделан из краба. Ну красота же!
Ну а фирменные квесты, место выполнения которых надо было найти по описанию местности, тогда казались нормой. В том же более свежем World of Warcraft тоже не было первые два дополнения (а может и одно) никаких маркеров. Вот и ищи нужных мобов.
В целом, к серии всегда относился нейтрально. Готика, всё же, больше по душе. Но проекты Тодда Говарда всё равно штучный товар. Так никто чего-то похожего сделать и не смог. Главное, чтобы у него всё вышло с шестой частью.
Divine Divinity
Память у меня иногда даёт сбои, и часть событий из Divine Divinity в голове переплелась с сюжетом Beyond Divinity. Я, например, был уверен, что поступать в академию и сдавать экзамены нужно в первой части, а оказалось – в её дополнении. Так что если что перепутал – не серчайте.
Первое что мне когда-то бросился в глаза, это какая-то странная изометрия. Здания, как будто, наклонены в другую сторону. Типа не правильную. Но мозг довольно быстро привык.
В хитросплетения ролевой системы я тогда особо не вдавался. Но она заметно отличается от той же Diablo. Какие умения хочешь, те и качаешь. Воин ты иль маг. Если не путаю, доступ к скиллам зависит только от уровня героя.
Вообще, конечно, игра хорошо тебя так обманывает по скриншотам. И даже на старте. Ты ожидаешь чего-то вроде CRPG, а получаешь Diablo с элементами CRPG. И как будто этим жанрам тесновато в одной игре. Взять ту же возможность торговли с каждым человеком. Здорово! Но ассортимент у них быстро заканчивается, а пополняется только через пару дней. И как-то без бутылычек в дьяблоиде приходится туго.
Ну и тут появился фирменный лариановской юмор. Для кого-то это высмеивание жанрового клише, для меня же – петросянство. Вообще не оценил. Может по прошествию лет что-то во мне поменялось и теперь-то такое я оценил. Но, по памяти, Divine Divinity больно уж душная, не сильно хочется в неё возвращаться. Особенно в финальные локации, где прорубаешь себе путь через толпы врагов. А может это было в ещё более душной Beyond Divinity.
А главный же плюс игры – музыка Кирилла Покровского. Она прекрасна. Вот тут без всяких оговорок: это лучшая часть игры. Стоишь и слушаешь — благо мир большой, локаций много, и всегда можно спокойно постоять, отдышаться и насладиться саундтреком. Очень жаль, что Покровский не дожил до глобального успеха Larian.
Need for Speed: Hot Pursuit 2
Любимая часть серии. Почему? Да сам не знаю. Может, потому что мне её на новый год подарили няняй с кортатаем. Тёплые воспоминания.
Ну и сама установка игры запомнилась. На втором или третьем окне она просила ключ. Я смотрел на упаковке, на самом диске. Отчаявшись, позвал отца. Тот просто тыкнул пальцем в монитор. Оказывается, заветная комбинация из букв и цифр была написана прямо в меню установки. И как меня в приют не сдали.
Как вы, наверно, догадались, была у меня PC-версия. Так что сегодня я знатно удивился, узнав, что на PS2 вертолёты полиции стреляли ракетами. На компе они ограничивались сбросом бочек. Но самая попа – шипы. Сотни раз я в них влетал на полной скорости.
Hitman 2: Silent Assassin
Я, мягко говоря, не силён в стелс-играх. Поэтому первый Hitman давался мне со скрипом. Ведь по своей сути это ещё и головоломка, где надо подобрать правильный порядок действий. А я пришёл убивать, а не думать.
Точнее, подумать я тоже не прочь, но в первом Hitman особо не постреляешь. Уровни, порой, огромные. Как я намучился в доках. Да в особняке финальном тоже. А играть скрытно, убивая всех исподтишка, у меня не хватало терпения. И вот Hitman 2 наконец дал мне альтернативу.
Вот был там уровень с японским замком. Ну носа не высунешь – кругом враги. Пару стелс-заходов не прошло. Значит устраиваем резню! Главное потом – не дать убежать злодею.
Сок перестрелкам добавлял появившейся ragdoll. Я его просто обожаю. А тут враги так мощно отлетали от выстрелов какого-нибудь Desert Eagle, что прохождение игры по стелсу для меня становилось преступлением. В общем, спасибо датчанам за выбор. Ну и за миссии в России, конечно.
Mafia
Знакомства с Mafia началось с подарка брату. Если не путаю, в коробке от 1c было аж три диска. Солидно по тем временам. И если у него игра хотя бы запустилась, то у меня отказывалась даже стартовать.
Благо, уже в 2004-ом мой компьютер получил несколько живительных инъекций и Mafia завелась. И поразила вот буквально с меню. Его исполнение, плюс прекрасная музыка. До сих пор считаю его одним из лучших. Ну и всё это уже со старта задавало тон игре. Хэппи энда не будет.
Графика, конечно, моё почтение. Помню игровые журналы тех лет использовали Mafia, как бенчмарк для видеокарт. Считали лесенки на рельсах. А лично мне нравилась миссия, где надо бежать по закоулкам за каким-то челиком. Там много всего скриптового, что здорово так оживляет статичный мир игры.
Со знаменитой гонкой, кстати, проблем не было. Видимо, в версии 1с уже проблему с ней решили. А вот когда надо умыкнуть эту торпеду из гаража, а потом вернуть на место... Вот тут я намучился. Я в жизни-то себе все бамперы на машине расцарапал, чего от меня хотите ещё в игре?
Очень нравилась стрельба. Отдача, летят гильзы, остаются рожки. Просто приятно стрелять. Особенно я это прочувствовал в миссии "Непыльная работа". Там ещё в конце можно было заранее продырявить колёса одного гадины. И тогда погоня за ним в конце миссии будет длиться очень недолго.
А вот с озвучкой, конечно, беда. Чтобы, так сказать, освежить, воспоминания, я перепрошёл Mafia в 2021-ом. Боже, как всё не очень с русскими голосами. Включаем английскую. Как будто стало даже хуже.
В целом же, рутинные миссии, обязательная аккуратная езда, относительно реалистичная стрельба создавали для меня такую густую атмосферу тех лет. Но некоторые миссии, особенно та, что в порту, отпугивают от очередного перепрохождения этой истории.
Тройка лучших
Личные любимые игры 2002-го года. Наверное, один из самых скучных топов среди всех моих подобных материалов. Но это, конечно, не умаляет заслуг разработчиков.
И если два первых места получили на нашем веку продолжения и их серии вполне себе эволюционировали (не обязательно вперёд), то победитель так и остаётся одиноким лидером своего жанра, хотя с его выхода вот-вот пройдёт четверть века.
Третье место. Grand Theft Auto: Vice City
Как сейчас помню, как в журналах выходили сравнения: кто круче – Томми Верцетти или Томми Анджело? Это ещё надо было умудриться одинаково героев назвать. Да ещё и игр, которых фанаты будут сталкивать лоб в лоб.
Для меня же Vice City стала той частью, которая помогла перебить моё отвращение к 3D-переходу серии. GTA III мне прям вот не нравилась из-за этого. А приключения мистера Верцетти как-то вот сразу пришлись по душе. Скорей всего, дело в моей бесконечной любви к восьмидесятым, хотя тогда я этого и не осознавал.
Разумеется, прохождение такой игры не могло не пройти без небылиц от одноклассника. У вас в школе такой точно был. Мой рассказывал, что при вводе чита на исчезновение кузова у машин, можно увидеть чего там Томми делает со жрицей любви. Представляете моё разочарование?
По времени, проведённому мной в игре, Vice City, думаю, лидер всей серии. И годы как-то притупили боль от некоторых миссий. А может её и вовсе не было. Я вот помню ту злосчастную стройку с вертолётиком, но не помню, чтобы там особо страдал. А вот то, что Томми не умеет плавать, дико бесило. Господи, тут пляжи кругом, а ты даже по пояс в воду зайти не можешь. А ведь тут есть лодки! Самый смертельный транспорт в игре. Для Томми.
Второе место. Gothic II
Как раз со второй части и началось моё знакомство с Готикой. И в этом есть свои плюсы. Очень классно было потом проходить первую и видеть как выглядел, например, Старый лагерь или Новый, до того как там поселились орки и дракон.
Но это дела будущего. Тогда же, при первом знакомстве, я был очарован местной прокачкой. Точнее, чувством роста сил собственного персонажа. Вот ты дохнешь от каких-то волков, а через пару уровней вполне достойно сражаешься со снеппером.
А как мне понравилась местная боёвка. Я прям чувствовал себя фехтовальщиком. Шаг вперёд – удар. Назад – блок. В сторону – взмах мечом. А когда Безымянный вдруг научился делать комбо – я был так счастлив. Жалко, что в третьей части перешли к обычному закликиванию с выносливостью.
Даже графика, со стороны не особа приятная, ощущалась, да и ощущается, какой-то тёплой, что ли. Атмосферной. Причём сам остров выполнен с таким вниманием к деталям, что даже не задумываешься, что такого места просто не может существовать в реальности.
Ну и, конечно, в очередной раз не могу не вспомнить про озабоченного маленького себя. Я прям всеми силами стремился попасть в бордель в Хоринисе. За это меня вознаградили таким себе роликом, но тогда мне и этого хватало с головой.
Первое место. Warcraft III: Reign of Chaos
Да. Если у игры в названии есть Warcraft, то, скорей всего, она будет в моём лично топе. Ну а как иначе? Венец развития классических RTS, предопределивший скорый закат жанра. У неё даже толком клонов-то не было. С натяжкой Armies of Exigo, да наша Ancient Wars: Sparta.
Повторю историю из топа 2003-го года. Мой дисковод хорошо так поцарапал диск с The Frozen Throne. Та же история произошла и с Reign of Chaos. А Venom. Codename: Outbreak вообще разлетелся на кусочки внутри моего компьютера. Но не суть.
Обе игры Blizzard я потом пошёл и снова купил. С такой потерей я не был готов мириться. Тут, в отличие от первых частей, завезли вполне себе интересный сюжет. А какие тут ролики! Открывающая заставка до сих пор одна из моих самых любимых.
Проходил я Reign of Chaos где-то три с половиной раза. Половинка затесалась между первым и вторым прохождением. В ней я почему-то никак не мог пройти финальную миссию за нежить, хотя с лет пять до этого, я её одолел без проблем. Вообще, конечно, Warcraft III, и особенно аддон, одни из самых сложных RTS.
Ну и это, наверно, первая игра, если вынести за скобки Лару, где я пал перед натиском Демона Похоти. Сколько сотен раз я тыкал на бедную Волшебницу, чтобы она показала мне язык, а потом чуть приподнялась, чтобы я смог разглядеть её бюст.
Но все эти воспоминания, конечно, покрылись толстым таким слоем грусти. Грусти по величию RTS. Величию Warcraft. И величию Blizzard. Но это, как бы, страдания сердца. Не страшно, переживём. А вот разум понимает, что новой Blizzard и нового расцвета RTS в ближайшем будущем не предвидится. Переживём, конечно. Но это чертовски обидно.