Поговори с «Элизой»

Перед вами очередной выпуск из цикла «Археолог цифрового века» Джимми Мехера (Digital Antiquarian). Полную версию перевода можно прочесть на сайте Author.Today. Предыдущие статьи доступны по хэштегу #археологцифровоговека.

Этот выпуск посвящен первому в истории диалоговому симулятору ELIZA, который наглядно продемонстрировал, что компьютер можно (до определенной степени) научить «понимать» человеческий язык.

Так выглядит ELIZA на экране компьютера (2005 год).
Так выглядит ELIZA на экране компьютера (2005 год).

В 1965 году преподаватель Массачусетского технологического института Джозеф Вейценбаум представил компьютерный симулятор человеческого общения под названием ELIZA. В январе 1966 года на страницах журнала Ассоциации вычислительной техники (АВТ) была опубликована статья, в которой приводилась стенограмма беседы между программой и молодой женщиной (прописными буквами даются ответы ELIZA):

? Все мужчины одинаковы. В ЧЕМ ИМЕННО ? Они постоянно что-то от нас требуют. ПРИВЕДИ КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР ? Ну, мой парень заставил меня прийти сюда. ТВОЙ ПАРЕНЬ ЗАСТАВИЛ ТЕБЯ ПРИЙТИ СЮДА ? Он говорит, что я постоянно подавлена. ОЧЕНЬ ЖАЛЬ ЭТО СЛЫШАТЬ ? Это правда. Я не чувствую себя счастливой. ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО ПОСЛЕ ЭТОГО РАЗГОВОРА СТАНЕШЬ СЧАСТЛИВОЙ ? Мне нужна помощь, это точно. ЗАЧЕМ ТЕБЕ НУЖНА ПОМОЩЬ ? Возможно, так я наконец-то помирюсь со своей матерью. РАССКАЖИ МНЕ О СВОЕЙ СЕМЬЕ ? Моя мама заботится обо мне. КТО ЕЩЕ ИЗ РОДНЫХ ЗАБОТИТСЯ О ТЕБЕ ? Мой отец. ТВОЙ ОТЕЦ ? Ты чем-то напоминаешь мне моего отца. КАКОЕ СХОДСТВО ТЫ ВИДИШЬ ? Ты ведешь себя не агрессивно, но думаю, ты не хочешь, чтобы я это заметила. ПОЧЕМУ ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО Я ВЕДУ СЕБЯ НЕ АГРЕССИВНО ? Ты не споришь со мной. ПОЧЕМУ ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО Я НЕ СПОРЮ С ТОБОЙ ? Ты боишься меня. ТЕБЕ НРАВИТСЯ ДУМАТЬ, ЧТО Я БОЮСЬ ТЕБЯ ? Мой отец всех боится. ЧТО ЕЩЕ ПРИХОДИТ ТЕБЕ НА УМ, КОГДА ТЫ ДУМАЕШЬ ОБ ОТЦЕ ? Задиры. ЭТО КАК-ТО СВЯЗАНО С ТЕМ, ЧТО ТВОЙ ПАРЕНЬ ЗАСТАВИЛ ТЕБЯ ПРИЙТИ СЮДА

Многие полагают, что «Элизой» зовут «психотерапевта», с которым общается человек-«пациент», но на самом деле это не так. ELIZA — это название самого диалогового симулятора, изобретенного Вейценбаумом, и аллюзия на персонажа пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» — девушку из бедной лондонской семьи, которую обучают манерам речи и поведения, принятым в высшем обществе. Это как бы должно намекнуть нам, что компьютер тоже сумел овладеть естественным человеческим языком.

«Личность» симулятора определялась загруженным в него сценарием. Первый сценарий, он же самый известный — «Врач» (продемонстрирован выше), — был разработан самим Вейценбаумом. В документальном фильме Rebel at Work («Бунтарь за работой») он рассказывает, почему выбрал именно такой вариант:

И вдруг меня осенило: психотерапевт. Психотерапевт выслушивает пациента и задает ему вопросы. Неважно, связаны они со сказанным только частично или вообще не связаны — пациент истолковывает их по-своему, в зависимости от душевного состояния, поскольку исходит из предположения, что психиатр его понимает, что он умнее и что в его словах должен быть смысл, мол, не знаю, какой, но какой-то должен быть. Из этой мысли постепенно и родилась концепция ELIZA.

«Так, посмотрим… — говорит психотерапевт. — Какие у вас с этим ассоциации?»

«Как проницательно! — думает пациент. — Этот психотерапевт точно угадал мое состояние. Думаю, я продолжу с ним работать!»

В статье для журнала АВТ Вейценбаум особо отмечает, что ELIZA, конечно же, не «понимает» вопросов, которые ей задают. В конце концов, это всего лишь усложненный движок по генерации текста с примитивным парсером, который ищет совпадения в пользовательском вводе и строит ответы по определенным правилам. Гениальность сценария «Врач» состоит в том, что живой врач-психотерапевт (как минимум, с точки зрения неспециалиста) ведет себя примерно так же.

Впрочем, необходимо понимать, что стенограмма, отрывок из которой приведен в начале главы, иллюстрирует почти идеальную ситуацию, и было бы натяжкой вслед за Вейценбаумом назвать этот текст «типичной беседой». Стоит провести с ELIZA чуть больше времени, и неизбежно наступит момент, когда раскрывается ее сущность — а именно, что это всего лишь хитроумный салонный фокус. И проколы возникают не реже, чем удивительно меткие попадания.

Общение с ELIZA через терминал.
Общение с ELIZA через терминал.

Написана ELIZA была на языке MAD (Michigan Algorithm Decoder, «Мичиганский декодер алгоритмов» — по месту создания: Мичиганский университет) с использованием библиотеки SLIP, которую написал в 1963 году сам Вейценбаум. Этот язык имел довольно ограниченное хождение, однако статья в журнале АВТ содержала столь подробное описание симулятора, что его получилось относительно без труда портировать на другие языки и платформы. Словом, получилось почти как с Adventure, код которой комментировал Дон Вудс.

По мере распространения программы первоначальная концепция диалогового симулятора как-то забылась, и система ELIZA стала просто «психотерапевтом по имени Элиза». В выпуске Creative Computing за июль-август 1977 года появилась версия на языке BASIC, написанная Джеффом Шрегером и Стивом Нортом. В сопроводительном тексте Норт отмечал: «Программа, конечно, сильно урезана по сравнению с оригиналом, но она работает». Имеются в виду, прежде всего, ограничения BASIC и необходимость работать под 16 Кб ОЗУ. Однако даже в урезанном виде программа выглядела довольно впечатляюще и за следующие десять лет породила бесчисленное множество вариаций, подражаний и продолжений. Казалось, в 70-е и 80-е нельзя было найти персональный компьютер, в библиотеке которого не было бы хоть какой-то вариации ELIZA.

Итак, давайте разберемся, на что ELIZA способна, а на что нет. Для наглядности я решил воспользоваться готовой стенограммой, которая была приведена в том самом выпуске Creative Computing. Я постараюсь шаг за шагом показать, что происходит у программы, так сказать, «под капотом». (Я позволил себе только заменить IMSAI 8080 на TRS-80, чтобы сделать отсылку к предыдущей теме.)

Эта стенограмма куда менее впечатляющая, чем та, которую включил в свою статью Вейценбаум. Отчасти это связано с упрощенной версией самой ELIZA, а отчасти с тем, что редакторы Creative Computing верно рассудили: обычный пользователь едва ли станет играть с программой в психотерапевта/пациента; он скорее постарается всеми правдами и неправдами «сломать» ее. С этой точки зрения я считаю приведенный пример более достоверной демонстрацией возможностей ELIZA и опыта взаимодействия с ней.

В основе программы лежит простейший алгоритм, который ищет во введенном пользователем тексте совпадения с теми или иными последовательностями символов. Вот эти последовательности в порядке убывания значимости (с приблизительным переводом на русский):

1. CAN YOU — МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ/ТЫ МОЖЕШЬ 2. CAN I — МОГУ ЛИ Я/МОЖНО МНЕ 3. YOU ARE — ТЫ (УТВ.) 4. YOU’RE — ТЫ (УТВ.) 5. I DON’T — Я НЕ 6. I FEEL — Я ЧУВСТВУЮ (СЕБЯ) 7. WHY DON’T YOU — ПОЧЕМУ ТЫ НЕ/ПОЧЕМУ БЫ ТЕБЕ НЕ 8. WHY CAN’T I — ПОЧЕМУ Я НЕ МОГУ 9. ARE YOU — ТЫ (ВОПР.) 10. I CAN’T — Я НЕ МОГУ 11. I AM — Я 12. I’M — Я 13. YOU — ТЫ (+ГЛАГ.) 14. I WANT — Я ХОЧУ/МНЕ НУЖНО 15. WHAT — ЧТО 16. HOW — КАК 17. WHO — КТО 18. WHERE — ГДЕ 19. WHEN — КОГДА 20. WHY — ПОЧЕМУ/ЗАЧЕМ 21. NAME — ИМЯ/ЗОВУТ 22. CAUSE — ПРИЧИНА/ПРИЧИНЯЕТ 23. SORRY — ПРОСТИ/ИЗВИНИ 24. DREAM — СОН/СНИТСЯ 25. HELLO — ПРИВЕТ/ЗДРАВСТВУЙ 26. HI — ПРИВЕТ/ЗДРАВСТВУЙ 27. MAYBE — МОЖЕТ БЫТЬ 28. NO — НЕТ 29. YOUR — ТВОЙ/-Я/-Ё/-И 30. ALWAYS — ВСЕГДА 31. THINK — ДУМАЮ/-ЕШЬ 32. ALIKE — ПОХОЖ/-А/-Е/-И 33. YES — ДА 34. FRIEND — ДРУГ 35. COMPUTER — КОМПЬЮТЕР

Найдя все возможные совпадения, программа начинает подбирать ответ. Например, триггер на слово «компьютер» сработает только в том случае, если предыдущие 34 варианта в пользовательском вводе не найдены.

НАЧАЛО ПРИВЕТ! МЕНЯ ЗОВУТ ЭЛИЗА. В ЧЕМ ТВОЯ ПРОБЛЕМА ? Я IBM 370 ТЫ ЗДЕСЬ ПОТОМУ, ЧТО ТЫ IBM 370

ELIZA выбирает ответы из соответствующего совпадению списка по порядку, без рандомизации. В этом примере за основу берется «Я_»; алгоритм отсекает местоимение, оставляя только «IBM 370»*, после чего выбирает первую заготовку «ТЫ ЗДЕСЬ ПОТОМУ, ЧТО ТЫ...» — и подставляет в пропуск конец фразы, введенной пользователем.

*Да, кстати, вся эта «беседа» сочинена ради хохмы. IBM 370 был, наверное, самым большим и мощным мейнфреймом того периода; отсюда и высокомерное отношение к «малютке» TRS-80.

? ДА, МНЕ НУЖЕН НОВЫЙ ПРИНТЕР ЗАЧЕМ ТЕБЕ НУЖЕН НОВЫЙ ПРИНТЕР

Здесь два совпадения: «ДА» и «МНЕ НУЖЕН», — однако «МНЕ НУЖЕН» имеет более высокий приоритет (14). ELIZA отбрасывает всю часть фразы до «НОВЫЙ ПРИНТЕР» (вместе с совпадением «ДА», кстати), а затем выводит ответ «ЗАЧЕМ ТЕБЕ НУЖЕН...», снова подставляя в пропуск остаток пользовательского ввода.

? ПРИМЕРНО 1800 СТРОК В МИНУТУ СКАЖИ, У ТЕБЯ ЕСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Здесь нет никаких совпадений, и программе не за что зацепиться. Поэтому на экран выводится ответ из общего набора.

? ОТКУДА ТЕБЕ ЗНАТЬ, Я 370, А ТЫ TANDY ПОЧЕМУ ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО Я TANDY

Здесь тоже несколько совпадений, но самое высокое у «ТЫ_» (3). ELIZA отбрасывает все, кроме слова «TANDY», и поставляет его в заготовку «ПОЧЕМУ ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО Я...»

? ТАК ГЛАСИТ ТВОЯ ПЕРЕДНЯЯ ПАНЕЛЬ Совпадение: «ТВОЯ» Вывод: «ПОЧЕМУ ТЕБЯ БЕСПОКОИТ МОЯ...» + «ПЕРЕДНЯЯ ПАНЕЛЬ» ПОЧЕМУ ТЕБЯ БЕСПОКОИТ МОЯ ПЕРЕДНЯЯ ПАНЕЛЬ ? ТЫ ПЕРВАЯ НАЧАЛА МЫ ГОВОРИМ О ТЕБЕ, А НЕ ОБО МНЕ

Не все варианты ответов включают в себя повторение пользовательского ввода. В этом случае совпадение «ТЫ» вызывает готовый отклик «МЫ ГОВОРИМ О ТЕБЕ, А НЕ ОБО МНЕ».

? Я ИСПРАВЛЯЮ ДЫРУ... ТЫ ЗДЕСЬ ПОТОМУ, ЧТО ИСПРАВЛЯЕШЬ ДЫРУ...

В оригинальной стенограмме I’M FIXING A HOLE... — отсылка к одноименной песне группы «Битлз» с альбома Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band.

? ПРОСТИ, ЭТОМУ БАГУ УЖЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ Совпадение: «ПРОСТИ» Вывод: «НЕ ИЗВИНЯЙСЯ» НЕ ИЗВИНЯЙСЯ ? Я ВСЕГДА ИЗВИНЯЮСЬ КАК ДОЛГО ТЫ УЖЕ ВСЕГДА ИЗВИНЯЕШЬСЯ

В качестве совпадения здесь снова используется «Я_», однако ответ другой. Как уже упоминалось, для большинства совпадений в программе предусмотрены списки возможных ответов. Их цель — замаскировать автоматизированную природу симулятора. В случае с «Я_» таких вариантов четыре.*

*Обратите внимание, что в списке возможных совпадений «Я» встречается дважды, на позициях 11 и 12, что вызвано особенностями написания на английском языке. Списки ответов, что логично, одинаковые, однако перебираются независимо друг от друга.

? С ПЕРВОГО ПРОБНОГО ЗАПУСКА И НА КАКИЕ МЫСЛИ ТЕБЯ ЭТО НАВОДИТ

И снова ELIZA не за что зацепиться, поэтому она выдает нам второй общий ответ из списка.

? ТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТ ТЕБЕ НРАВИТСЯ ДУМАТЬ, ЧТО Я ПСИХОТЕРАПЕВТ (2/4) ? ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ? ДА, ЗНАЮ (1/3) ? Я НАЧИНАЮ СОМНЕВАТЬСЯ В ТЕБЕ ТЫ СЧИТАЕШЬ НОРМАЛЬНЫМ НАЧИНАЕШЬ СОМНЕВАТЬСЯ В МНЕ

Здесь мы можем наблюдать первый сбой, причем довольно показательный. ELIZA снова, уже в третий раз, встретила совпадение «Я_», а потому дает третий ответ «ТЫ СЧИТАЕШЬ НОРМАЛЬНЫМ...» По логике того, что мы видели раньше, полный ответ должен выглядеть так: «ТЫ СЧИТАЕШЬ НОРМАЛЬНЫМ НАЧИНАЮ СОМНЕВАТЬСЯ В ТЕБЕ», — что, конечно же, было бы абсурдно. Чтобы избежать подобных ситуаций, в программу встроен дополнительный алгоритм, который, в частности, заменяет местоимения (например, «ТЕБЕ» на «МНЕ»), а также производит минимальное глагольное согласование.

На самом деле, ELIZA проводит такую проверку в каждом фрагменте пользовательского ввода, который подставляет в свои заготовки, но до сих пор возможности наблюдать результаты у нас не было. Программа, конечно же, не имеет никакого понятия о грамматике естественного языка; она просто меняет одни последовательности символов на другие. И вот мы видим, к чему приводит такая бездумная механическая замена.

? ХА-ХА ТЫ ДАЖЕ НЕ УМЕЕШЬ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ Совпадение: «ТЫ» Вывод: «ТЫ ВЕДЬ НЕ ОБО МНЕ ГОВОРИШЬ» (3/3) ТЫ ВЕДЬ НЕ ОБО МНЕ ГОВОРИШЬ ? В КОМНАТЕ ЕЩЕ КТО-ТО ЕСТЬ? Совпадение: нет Вывод: общий ответ (3/7) ПОНИМАЮ ? ДА КОМПЬЮТЕР НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТ ТЫ ПРАВДА ТАК ДУМАЕШЬ

И вот еще один «прокол», который, однако, удивительным образом не нарушает хода беседы. ELIZA воспринимает «ДА» в начале как утверждение и потому выводит первый из запрограммированных ответов. В общем, можно сказать, повезло.

? О КОМПЬЮТЕРАХ? Совпадение: «КОМПЬЮТЕР» Вывод: «КОМПЬЮТЕРЫ ТЕБЯ БЕСПОКОЯТ» (1/7) КОМПЬЮТЕРЫ ТЕБЯ БЕСПОКОЯТ ? С ЧЕГО ВДРУГ, ВЕДЬ Я 370 Совпадение: «Я» Вывод: «ТЕБЕ НРАВИТСЯ БЫТЬ» + «370» (4/4) ТЕБЕ НРАВИТСЯ БЫТЬ 370

…и в таком же духе. Думаю, этих примеров достаточно, чтобы понять, как устроен симулятор. На этом издеваться над несчастной программой мы закончим и поговорим о том, как ELIZA повлияла на Джозефа Вейценбаума, на первых пользователей и, возможно, на всех нас.

Наиболее явно наследие ELIZA просматривается, конечно, в легионах чат-ботов, которые во множестве форм существуют сегодня. Но какую роль ELIZA сыграла в истории интерактивного повествования?

Ответ, с одной стороны, лежит на поверхности. Запустив ELIZA, вы вступаете в текстовый диалог с компьютерной программой. Ничего не напоминает? На самом деле, если бегло сравнить стенограмму беседы с ELIZA и распечатку игровой сессии в Adventure, можно сделать вывод, что это, по сути, одно и то же, хотя, конечно же, все не так просто. ELIZA — это «всего лишь» движок по генерации текста, механически подставляющий слова, тогда как Adventure и ее последовательницы позволяют игроку манипулировать виртуальным миром посредством текстовых команд. Именно поэтому они не могут прикидываться, будто понимают ввод игрока, — они должны его понимать.

Я почти уверен, что Уилл Краузер знал об ELIZA, и основывал базовый игровой принцип Adventure именно на ней. Безусловно, ELIZA не была единственным источником вдохновения, ведь почти все общение между человеком и машиной в те годы происходило в форме текстового диалога (кроме командной строки, других интерфейсов еще не придумали). Однако уникальность моделей ELIZA и Adventure заключается в том, что «общение» в них строится на псевдоестественном языке. Одного этого достаточно, чтобы считать ELIZA важной предтечей всей интерактивной литературы.

Но ограничиться этим значило бы упустить самое интересное. Все-таки что-то же привлекало в ELIZA ученых, которых совершенно не интересовала ее роль в истории ИЛ. Чтобы понять, что именно, попробуем рассмотреть, какую реакцию вызвала ELIZA у аудитории и как эту реакцию воспринял ее создатель — Джозеф Вейценбаум.

По всей видимости, первым человеком, которому довелось активно взаимодействовать с «Элизой», была секретарша Вейценбаума: «Она [секретарша] много месяцев наблюдала за моей работой и знала, что это всего лишь компьютерная программа. Однако запустив ее, она буквально через несколько реплик попросила меня выйти из кабинета, чтобы остаться с машиной наедине». И такое поведение было довольно распространенным. ELIZA стала своего рода сенсацией в МТИ и других университетах, куда она тем или иным образом попадала, сделав Вейценбаума локальной знаменитостью.

Многие воспринимали ELIZA как отдушину, как редкую возможность просто подурачиться за компьютером, ведь в середине 1960-х ЭВМ были предназначены либо для бизнеса (IBM), либо для хакерского шаманства (DEC) — и все, третьего не дано. Некоторые относились к ней довольно пугающей (по крайней мере, с точки зрения нас сегодняшних) серьезностью. Находились даже те, кто предполагал, что такие программы в скором времени заменят психотерапевтов. Среди сторонников этой жутковатой гипотезы был и Карл Саган — астрофизик и популяризатор науки, автор научного сериала «Космос с Карлом Саганом», — а некая группа психологов даже сумела пропихнуть статью на эту тему в «Журнал о нервных и психических заболеваниях»:

Очевидно, что перед клиническим использованием программу необходимо доработать. Если эффективность подобной методики будет доказана, то на ее основе можно будет создать терапевтический инструмент, рассчитанный на применение в психиатрических клиниках, где наблюдается недостаток специалистов. Благодаря разделению времени на современных компьютерах и компьютерах будущего подобная система сможет обслуживать несколько сотен пациентов в час. Человека-психотерапевта эта программа, безусловно, не заменит; он будет заниматься разработкой и поддержкой системы и в целом станет гораздо более эффективной единицей, поскольку не должен будет работать с пациентом один на один, как это принято сейчас.

Реакция Вейценбаума на подобные заявления не менее знаменита, чем симулятор, с которым они связаны. Видя воочию, что его секретарша и другие подолгу беседуют по душам с компьютером, создатель ELIZA… ну, мягко говоря, ошалел. Шерри Теркл позднее придумала название феномену, который он наблюдал: «эффект ELIZA», то есть склонность человека «проецировать свои чувства на предметы и относиться к ним, как к людям». Термин прижился и вскоре стал означать склонность пользователей предполагать, что программа куда более сложно устроена, более «разумна», чем на самом деле. К личному раздражению Вейценбаума примешивалась еще и тревога, что под угрозой оказываются социальные связи и человечность как таковая. В противовес Марвину Минскому и Джону Маккарти из Лаборатории искусственного интеллекта того же МТИ, он был убежден, что человеческий интеллект, наделенный чувствами и интуицией, воспроизвести на компьютере невозможно — и попытки сделать это ни к чему хорошему не приведут. Спустя десять лет после завершения работы над ELIZA он изложил эту позицию в своем главном труде — «Возможности вычислительных машин и человеческий разум», — который представлял собой отповедь цифровому утопизму, царившему в кругах компьютерщиков того времени.

В главе 4 «Наука и одержимый программист» Вейценбаум, среди прочего, описывает своих студентов в МТИ, естественно, одержимых наукой и программированием. Он считает, что они «они отвергли все способы познания мира, кроме научного, и ищут все более глубокого укоренения в этой своей вере (хотя, конечно, этим словом они уже не пользуются)». Сомневаюсь, чтобы такое описание хакеров помогло ему нажить друзей в этом сообществе:

…можно наблюдать блестящих молодых людей, всклокоченных, часто с запавшими, но сияющими глазами, которые сидят за пультами управления вычислительных машин, сжав в напряжении руки в ожидании возможности пустить в ход свои пальцы, уже занесенные над кнопками и клавишами, приковывающими их внимание так же, как брошенная игральная кость приковывает взгляд игрока. Если они не находятся в таком трансе, то часто сидят за столами, заваленными машинными распечатками, которые они сосредоточенно изучают подобно людям, одержимым постижением каббалистического текста. Они работают чуть ли не до полного изнеможения, по 20-30 часов подряд. Еду, если только они о ней заботятся, им приносят (кофе, кока-кола, бутерброды). Если возможно, они спят около вычислительной машины на раскладушках, но всего несколько часов, а затем — снова за пульт управления или к распечаткам. Их измятая одежда, немытые и небритые физиономии, нечесаные волосы — все свидетельствует о том, что они не обращают внимания ни на свое тело, ни на мир, в котором живут. Они существуют, по крайней мере когда они так увлечены, лишь в связи с вычислительными машинами и ради них. Они — «машинные наркоманы», одержимые программисты. Это явление наблюдается во всем мире.

Вейценбаум, конечно же, делает оговорку, что в какой-то степени это описание относится и к нему, когда он сам поглощен работой, но все равно нелюбовь к хакерам сквозит в каждой строчке. Интересно отметить, что и симулятор ELIZA Вейценбаум написал не на излюбленной хакерами DEC, а на гигантском мейнфрейме IBM 7094, который находился совершенно в другой части кампуса. То есть, как отмечает Стивен Леви, с настоящими хакерами Вейценбаум «практически не общался».

При этом я думаю, что в своем резком неприятии «эффекта ELIZA» Вейценбаум упускает из виду нечто очень важное. Ему кажется, будто его программа вызывает «мощную галлюцинацию в умах нормальных людей», что, согласитесь, довольно нелепо. В конце концов, если секретарша, выражаясь его же словами «много месяцев наблюдала за его [Вейценбаума] работой», то неужели она могла поверить, что он вот так у нее на глазах собственноручно сотворил искусственный разум? Я думаю, она прекрасно осознавала, что ELIZA есть не более чем салонный трюк, но сознательно согласилась поверить в реальность переживаемого ею опыта психотерапевтического сеанса.

«Намеренная приостановка неверия» — широко известное явление, которое позволяет человеку верить в существование сразу двух противоречащих сущностей. Ничего необычного: ведь все мы с готовностью погружаемся в вымышленные миры, прекрасно осознавая, что они, ну, вымышленные. На этом основана сама природа историй, будь то романы, фильмы или видеоигры. И неслучайно всплеск популярности художественной литературы и кинематографа вызывал в некоторых умах тревогу, очень схожую с той, что выразил Вейценбаум в отношении ELIZA.

Эту мысль можно развивать до бесконечности, призвав на помощь Маршалла Маклюэна, Жана Бодрийяра и сотню других философов, но тогда бы нам пришлось забросить разговор об истории компьютерных игр. Поэтому вернемся к ELIZA. Вот что пишет Шерри Теркл о людях, которые активно поддерживали иллюзию общения с компьютером:

Разобравшись в том, как работает ELIZA, пользователи начинают искать способы «подтолкнуть» программу к абсурдным или глупым ответам. Некоторые всеми силами стараются обмануть ее, «вывести из себя», дабы тем самым показать всем, что это «всего лишь» программа. Однако многие поступают наоборот. Я общалась с людьми, которые в самом деле «расстроились», когда поняли, что с ними общается машина и иллюзия рассеялась. Более того, я нередко наблюдала, как такие пользователи «оберегают» ELIZA, стараясь избегать ситуаций, когда она выдает нелогичный ответ. Они просто не задают вопросы, которые могут «сбить ее с толку» или заставить ее «нести чушь». Более того, они формулируют свой ввод так, чтобы отклик был максимально естественным. Так они поддерживают иллюзию реального общения с ELIZA.

Существование пользователей, которые сознательно подавляли свое неверие и изо всех сил поддерживали иллюзию сеанса психотерапии, приводит нас к поразительному выводу. Получается, что уже в середине 1960-х годов люди были готовы полностью погрузиться в «интерактивную литературу». Иными словами, они воспринимали компьютер как инструмент не только для воспроизведения, но и для создания историй. Они взаимодействовали с нарративом, который был создан человеком — а именно Джозефом Вейценбаумом (сам он, конечно, свое творение таким образом не воспринимал). Компьютер позволял им переживать тот же опыт, что и при чтении книг. И в отличие от Вейценбаума, я считаю увлечение ELIZA поводом не для беспокойства, а для того чтобы, затаив дыхание, ждать, что же будет дальше. Окажись я рядом с той секретаршей, я сказал бы ей: «Если вам понравилась ELIZA, подождите: скоро появится нечто еще более крутое!»

1111
Начать дискуссию