реклама
разместить

Как написать сценарий: подход к сценарным схемам

Как написать сценарий: подход к сценарным схемам

Если вы интересуетесь сценаристикой, то уже наверняка знакомы с сценарной структурой «Спасите котика». Этот инструмент помогает сценаристу написать интересный и логичный сюжет.Однако если просто применять все четко по схеме, проекты будут слишком шаблонными, предсказуемыми и скуууучными.

Тогда как отступать от структуры для создания захватывающей истории? В этой статье мы разберем 3 бита структуры и расскажем, как с ними можно работать. Поехали!)

«Мир героя»

Каждая структура состоит из битов. И каждый бит выполняет ряд важных функций. Структура «Спасите котика» начинается с бита под названием «Первая картина». Блейк Снайдер расшифровывает его так:

Эта часть дает нам первое впечатление о фильме, его настроение, характер, масштаб. В рамках этого пункта происходит раскрытие образа героя, есть возможность увидеть краткую характеристику персонажа «до», с которым нам предстоит проделать долгое путешествие по фильму.

Например, в первой серии аниме «Моя геройская академия» нам показывают мир произведения, загадочного злодея, разрушающего город, и главного героя, который безумно рад этому событию. Парень не боится преступника и его реакция кажется зрителям необычной, возникают вопросы, на которые хочется получить ответы.

Как написать сценарий: подход к сценарным схемам

«Формулировка темы»

За первым пунктом следует «Формулировка темы». И звучит так:

Где-то на пятой минуте фильма с хорошо отлаженной структурой сценария, кто-то (скорее всего не главный герой) произнесет (обычно в адрес главного героя) тему фильма. «Будь осторожен в своих желаниях», или «Кто слишком высоко летает, тот низко падает».Такие установочные фразы обычно не произносятся прямо, а проговариваются в диалогах, проскальзывают в импровизированном замечании в сторону главного героя, который это замечание пропускает мимо ушей, и которое впоследствии еще сыграет свою роль, и будет иметь значение. Такое высказывание в начале фильма мы будем называть тематической предпосылкой картины.

Тем не менее, не обязательно дожидаться пятой минуты фильма, чтобы кто-то из героев сформулировал тему картины, этой фразы может и не быть. То же самое и с открывающей сценой — её можно и не добавлять.

Здесь самое главное — помнить основные функции бита, а также цель каждой сцены и действий персонажей в вашем сценарии.

Как написать сценарий: подход к сценарным схемам

Функции «мира героя»:

1) Задать характер героя через взаимодействие с миром: персонажа не нужно раскрывать в «Мире героя», но очень важно показать его характер, указать краткую характеристику героя «до», с которой мы дальше будем работать.

2) Задать способности героя: их тоже нужно просто обозначить, чтобы они не стали сюрпризом для зрителя в дальнейшем.

3) Объяснить зрителю, что является ценным для героя: что герой ценит в своей рутине? Работу, жизнь, семью, друзей, деньги? Когда зритель понимает ценности героя, ему проще понять его и проникнуться к нему.

4) Показать изъяны и негативные черты героя: негативные черты помогут задать вектор развития персонажа. Они покажут, как герой будет взаимодействовать с миром и, возможно, что ему нужно в себе изменить.

5) Показать небольшой кусок глобального мира через мир героя: через рутину и быт героя мы знакомим зрителя как с локальным миром персонажа, так и с глобальным миром всей истории.

6) Создать атмосферу: именно она создает соответствующий фон и настроение произведения, обеспечивая погружение читателя в описываемый мир. Составляющие атмосферы:

  • привязка к уже существующим культурным явлениям,
  • фирменный юмор: шутки, забавные моменты, действия персонажей,
  • отсылки — фрагменты истории, которые отсылают к другим эпизодам из кино, литературы, искусства, истории.

Все функции первого бита направлены на ознакомление зрителя с произведением. Если первичная информация зацепит зрителя, у него возникнет желание узнать героя и лучше понять его. Но для этой цели не нужно бездумно следовать инструкции. Не бойтесь экспериментировать. К примеру, вы можете начать историю с экшена, как в мультсериале «Приключения Джеки Чана» или же, как в «Царстве падальщиков», сделать акцент на устройстве мира, если ваша аудитория это оценит.

Как написать сценарий: подход к сценарным схемам

«Установка/ положение дел»

Следующий бит в структуре Блейка Снайдера.

О нем автор пишет так:

Так называются первые десять страниц сценария, которые являются переломными и судьбоносными, потому что именно на основе этих страниц становится понятно, смог ли сценарий захватить внимание читателя или наоборот потерял его безвозвратно. Тут же происходит установка характеров героев, манеры их поведения, которые позже сыграют свои роли, показывается, как и почему герою необходимо меняться, чтобы достигнуть цели.

Похоже ли это на то, что было раньше, про описание образа героя до приключений? Да, но между битами есть большая разница. Если в начале произведения мы много чего заявляли, знакомились с главным героем, то в установке нужно начинать все это раскрывать, а то, что не до заявлено – заявлять. В этом бите автору следует провести работу над всеми составляющими сценария: персонажам, сюжету, действию, миру, подтексту и атмосфере.

Опять таки и тут важно не формальное наличие этих описаний, а разбор своего проекта с вопросами «зачем?», «что?» нужно именно в вашем проекте. А для этого обратимся к функциям, которые выполняет установка.

Функции:

1) Раскрыть характер героя: показывая героя в разных условиях — наедине с собой, с близким и дальним кругом общения. Так мы делаем героя более понятным зрителю..

2) Раскрыть способности героя: здесь можно показать происхождение способностей персонажа или задать почву для их будущего развития.

3) Задать возможность существования большинства основных персонажей, включая антагониста: можно дать намек на существование тех, кто появится в истории позже. Никому не нравится, когда спустя половину произведения из ниоткуда появляются непонятные персонажи.

Как написать сценарий: подход к сценарным схемам

В «Установке» необходимо раскрыть логику работы мира, а для этого нужно прописать магию, экономику, политику, социологию и культуру. Так произведение еще больше увлечет зрителя.

«Установка» — бит, в которым нужно развесить крючки и чеховские ружья. Чеховское ружьё — это принцип драматургии, по которому все элементы в произведении должны работать, а ненужные — отсекаться. Каждая деталь, которую подсвечивает автор, должна влиять на сюжет, развитие персонажей и общее настроение истории. Крючки — механизмы привлечения внимания аудитории, ими могут быть интрига, загадка или необычное действо.

Прописывая «Установку» не бойтесь создавать ощущение надвигающейся угрозы. Этот бит — затишье перед бурей.

Как написать сценарий: подход к сценарным схемам

«Катализатор»

Катализатор — событие в истории, из-за которого герою приходится покинуть свой привычный мир и отправиться в неизведанный мир нашей истории. При этом мир героя не обязательно должен быть разрушен или заблокирован.

Примером катализатора может быть всё что угодно. Это посылка, пришедшая для Джоан Вилдер фильме «Роман с камнем» и послужившая её путешествию в Южную Америку. Это телефонный звонок, сообщающий герою Тома Круза о смерти его отца в «Человеке дождя». Это ужин, на котором жених героини Риз Уизерспун объявляет, что бросает её, как в фильме «Блондинка в законе». Катализатором может выступить телеграмма, увольнение, когда застают жену с любовником, неожиданная новость, что жизни остается только несколько дней, стук в дверь, курьер.
Как написать сценарий: подход к сценарным схемам

Катализатор состоит из трёх частей:

1) Инициирующие событие: может произойти в любой момент первого акта и является предпосылкой катализатора.

2) Тело: основные события катализатора.

3) Катализатор: сам момент изменения.

Прописывая «Катализатор» важно помнить, что в этом бите должно быть сильное драматическое событие. В идеале должны быть показаны последствия ошибок, совершенных ранее в жизни героя.

Функции «Катализатора»:

1) Подробнее раскрыть мир истории.

2) Раскрыть героя с нескольких сторон.

Если вы только начинаете осваивать сценарное мастерство, то прописывание сюжетов строго по структуре может быть полезным. Однако фиксация на шаблонах — это ошибка. Самое главное — пытаться разобраться, для чего существует определенный бит, какие функции он выполняет, для чего он полезен в вашей истории и в какой форме он может быть максимально эффективным.

Не бойтесь отступать от структуры: биты можно поменять местами или вообще выкидывать. Пункты можно прописывать намного подробнее, чем указано в книге. Главное, помните о функциях и отдавайте себе отчет, что и для чего вы делаете.

Как написать сценарий: подход к сценарным схемам

Статью подготовила Надежда Косолапова специально для #полезное #сценарии

33
реклама
разместить
4 комментария

Я думал: Да никак. Я наебал.

Комментарий недоступен

Это всё хуйня ебаная :) Бездарные редактора и продюсеры любят эту хуйню, им вообще кажется, что написание истории эти типа маркетинга что-то, и поэтому столько штампованного говнокино сейчас

Хороший пост, спасибо!
Вот бы ещё кто ответил, почему японцы всегда делают открытые финалы.

Прощай, SD… Привет, Live2D!

Так сложилось, что снова меняю сферу деятельности.

3434
88
22
УШКИ! КАЙФ. Когда художник делает это с 0 он же сразу слоями рисует, тогда проще.
реклама
разместить
Кино, чтобы для людей. Мини-гайд.

Много лет пишу сценарии для кино, и эти рекомендации существовали всегда. Итак законы «кино, чтобы для людей». Мини-гайд для начинающих сценаристов и просто любопытствующих.

7070
33
11
На мой взгляд это приводит к несколько закономерной проблеме — когда ты слишком уж всё поясняешь, то и кино/сериал начинает ощущаться примитивным и "детским", когда к тебе относятся, как к дурачку, неспособному ничего запомнить больше, чем на 30 секунд. Меня порядком подбешивают, например, флэшбеки к событиям, которые нам показывали буквально полчаса назад. Да, соглашусь, что есть более изящные методы, но если мы говорим о "продукте" с Netflix, там частовато идут по пути наименьшего сопротивления. Опять же чисто моё мнение, но это приводит как раз к тому, что такие фильмы начинаешь включать "фоном", в них просто не на чем концентрироваться. Обратный эффект.
Критика "Глубокого анализа Silent Hill 2" от Никона [лонг]
Источник изображения: https://www.gamespot.com/gallery/silent-hill-2-remake-endings-how-to-unlock-all-endings-including-new-ones/2900-5831/
5858
33
22
11
Надо написать "Глубокий анализ Mario: объяснение сюжета, исследование символизма и психологический разбор". Марио - простой водопроводчик, который головой разбивает кирпичи, чтобы добыть немного денег, и это несомненно отсылка к "Капиталу" Маркса, а Марио пытается разбить стену капитализма и установить диктатуру пролетариата. Но дальше, авторы Марио поднимают тему наркотической зависимости, мы понимаем, что Марио живёт в своём мире где мозг разрушен грибами, и даже облака он представляет как кусты другого цвета, так как не может больше смотреть в небо, где его ждёт немой укор Всевышнего.
Поглумись над сценаристом

Помнится я уже делал посты подобного формата. Сейчас, имея небольшую паузу в своей работе я решил повторить забаву, но вместе с тем немного изменить правила.

Поглумись над сценаристом
11
Воспоминания о потерянной любви — что говорят нам об этом в книгах, играх и фильмах?

Концентрированная тоска и приятное чувство грусти в одном небольшом лонгриде — вспоминаем истории Эдгара По, Макото Синкая и размышляем о том, как всё это повлияло на героев Dead Space, «Моста в Терабитию» и на нас самих.

3939
1818
44
22
11
11
Тебе 😡 от фанпея
Эмоции в анимации: как сделать их естественными и убедительными
«Я краснею», Доми Ши, 2022 г.

Когда мы начинаем делать анимационный фильм, может показаться, что все сюжеты уже были написаны и сняты до нас. Все темы избиты, и кажется, невозможно придумать ничего оригинального, чтобы удивить или хотя бы заинтересовать зрителя.

11
Лучше, чем просто экранизация: как режиссёры вдохновляются видеоиграми и используют в кино игровую логику и механики

От «Брата 2» до «Джона Уика», от комедий до порно — как игры и фильмы с годами всё больше напоминали друг друга.

415415
2525
99
33
22
22
22
11
11
ПОВ — любимый прием в определенных жанрах кино 👀
Вспоминаем статьи из раздела "Мастер-класс" в "Мире фантастики"

Как же давно я не заходил в гости к "Миру фантастики". В своё время плотно засел в читальном зале Национальной библиотеки Беларуси, перелистывая журналы едва ли не с самого первого выпуска (а возможно, что и без "едва ли"), т.к. достать их физические копии в моём детстве было проблематично.

Вспоминаем статьи из раздела "Мастер-класс" в "Мире фантастики"
1111
[]