Не вижу зла

Зачем Steam нужна новая система подбора игр и что думают об этом разработчики.

6 июня в своём блоге администрация Steam рассказала о планах на будущее, мол, площадка не должна фильтровать контент, этим должны заниматься сами игроки. Главное, что стоит вынести: Valve в обозримом будущем собирается совершенствовать алгоритмы фильтрации и делать этакое саморегулирующееся сообщество. Можно предположить, что компания просто наконец официально сознаётся: «Да, мы не следим за качеством контента и не собираемся».

Valve планирует удалять только незаконные игры и те, что «откровенно троллят игроков». Последняя характеристика очень размытая — подходит ли под неё игра NALOGI, например? В остальном же Steam оставляет всё на откуп сообществу. Разработчики могут постить, что заходят, а игроки — фильтровать контент и не видеть игры, которые им не нравятся.

Симулятор массового убийцы Hatred на несколько дней удаляли из Steam Greenlight, но затем Гейб Ньюэлл извинился, и игру вернули в каталог
Симулятор массового убийцы Hatred на несколько дней удаляли из Steam Greenlight, но затем Гейб Ньюэлл извинился, и игру вернули в каталог

Меньше ответственности — больше контента

Фильтрация в Steam есть — сообщество само цепляет к играм метки вроде «мясо» или «сексуальный контент» (наравне с жанрами), которые затем можно заблокировать. Однако если ты, например, любишь аниме, но при этом блокируешь «казуальные игры», то игру с этими двумя тегами в рекомендациях всё равно увидишь — просто с пометкой о том, что проект может не понравиться. За пределами списка советов же есть все игры, отфильтровать их никак нельзя.

Вряд ли Valve будет полностью переиначивать систему рекомендаций: можно предположить, что компания просто «докрутит» то, что уже существует.

Но текущая система фильтрации работает плохо. Это подтверждает и Максим Фомичёв, директор по издательству Alternativa Games: «Я регулярно получаю в ежедневной дюжине игр VR-проекты, хотя у меня нет ни одного в библиотеке, и я десять раз просил мне их не показывать» — рассказал он мне в диалоге. А учитывая, что метки играм присуждают сами игроки, постоянно что-то идёт не так.

Не вижу зла

Тег «sexual content» на момент написания этого текста был сломан: при переходе перекидывает то на пустую страницу, то главную магазина. По метке «мясо» в списке лидеров продаж можно обнаружить, например, Bless Online, которая соседствует с Agony, а в «наготе» в фичере крутится NALOGI 2 с обнажённым Путиным на обложке и Wolfenstein 2. Иными словами, Steam пока что путает божий дар с яичницей.

Фильтрация контента напрямую связана с тем, как этот контент будет демонстрироваться игрокам. Если Steam и решил пропускать сомнительные и провокационные игры, важно дать игрокам возможность удобно управлять тем, что они хотят или не хотят видеть.

При этом контент для взрослых делить не только на основные разделы, как это сделано сейчас (Sexual Content, Nudity, Violent и Gore), но и их визуальную репрезентацию. Между реалистичной детализированной жестокостью и мультяшной всё-таки большая разница.

Иван Белоусов, глава издательского подразделения HypeTrain Digital (The Wild Eight, Desolate)
Не вижу зла

Нет сомнений в том, что администрация Steam сейчас официально сбрасывает с себя ответственность за фильтрацию контента, с которой и ранее справлялась не слишком успешно. И говоря о том, что разработчики сами должны решать, что выпускать, — без участия магазина, — они невольно пропускают на площадку ещё больше некачественного контента.

Чем больше контента, тем меньше внимания к небольшим, но творческим проектам — связь тут прямая. «Больше игр, больше разделение трафика, больше возможностей тупыми приёмами привлечь внимание, а в итоге влияние качественного контента на успех игры будет ещё меньше, — говорит Евгений Кистерёв, руководитель студии Mandragora (SKYHILL, Freaky Awesome). — Если ты можешь выкладывать порно, то как сюжетные игры могут конкурировать с этим?».

В игре с одноклеточным геймплеем Hentai Puzzle 3000 ачивментов. Не стоит и гадать, почему её покупают
В игре с одноклеточным геймплеем Hentai Puzzle 3000 ачивментов. Не стоит и гадать, почему её покупают

Самый логичный путь — взять за основу опыт Apple и делать подборки от редакции, где могли бы «фичериться» действительно достойные проекты. Так считают, например, в GTP Media — компании, которая несколько раз в год проводит инди-кубок и оказывает разработчикам PR-поддержку.

Хотелось бы видеть ручную модерацию и курируемые подборки от самих Valve. Как делает Apple в последних версиях App Store — благодаря их вниманию, многие отличные игры, у которых в других условиях бы не было шансов, сейчас находят свою аудиторию. Кажется, и разработчикам, и аудитории станет лучше, если платформа не будет «умывать руки», полностью отдавая модерацию внешним кураторам и денежному порогу входа, а займётся этим самостоятельно.

Иван Титов, организатор GTP Indie Cup и соучредитель GTP Media

Текущее положение дел, разумеется, переходный этап. Но длится он довольно долго и всеми его изъянами активно пользуются. Именно по этой причине Valve наверняка не удастся достичь своей цели с идеальной автономной системой — слишком много проектов, игроков и, разумеется, лазеек.

Для площадки и для разработчиков было бы гораздо лучше вернуться к ручной модерации и пересмотреть систему кураторства: сейчас топовые кураторы не принимают ключи из-за их засилья, а мелкие не получают ключи из-за своего низкого социального веса.

При этом существует множество кураторов и целых сетей, которые требуют деньги за обзоры или просто получают ключи с целью их перепродажи. Лучше уж Valve официально трудоустроит людей для ручной модерации и создания тематических подборок, чем эти же люди будут писать фейковые отзывы примерно за те же деньги в год. От этого выиграют абсолютно все.

Игорь Поспешный, организатор GTP Indie Cup, учредитель GTP Media

Однако Steam, судя по всему, напирает на алгоритмы рекомендаций и полностью отстраняется от фильтрации контента, предоставляя это кураторам, которые не успевают обрабатывать поток игр, что им присылают независимые разработчики.

Место под солнцем

С тем, что администрация Steam действует странно, согласны почти все разработчики и издатели, с которыми я пообщался.

Иван Белоусов из HypeTrain Digital считает, что для крупных разработчиков и издателей ничего не изменится, а вот инди-командам с небольшими проектами пробиться станет ещё сложнее. Евгений Кистерёв из Mandragora полагает, что в скором времени мы можем получить много новых «жанров» в метках Steam. Того же мнения придерживается и один из авторов разрабатываемой визуальной новеллы «Зайчик», работающий под ником Saikono.

Можно предсказать, что на игры начнут навешивать сразу все жанры сразу. Так делают и сейчас, чтобы увеличить охват аудитории, но в будущем это усугубится. И возможно это будет даже закладываться на стадии производства. В итоге получим много непонятных игр обо всём и ни о чём.

Saikono, художник визуальной новеллы «Зайчик»
Не вижу зла

За последнее время случилось сразу несколько важных событий, которые, видимо, и повлекли за собой такое решение Valve.

Во-первых, некоторым авторам и издателям эротических визуальных новелл в мае разослали предупреждения о блокировке и попросили убрать откровенный контент. Фанаты тут же запустили флэшмоб «вайфу-холокост» в поддержку любимых игр, создали петицию, проблему подсветил и обозреватель Джим Стерлинг.

Но это не всё: в то же время GOG.com, главный конкурент Steam, подписал контракт с издателем MangaGamer, который как раз попал под опалу. За ним последовал и другой издатель визуальных новелл — Sekai Project. Тревожный звонок для Valve. Впрочем, уже через несколько дней администрация Steam извинилась за ошибку и попросила игнорировать письма с угрозами бана.

Не вижу зла

Во-вторых, все игры автора Active Shooter, нашумевшего симулятора стрельбы в школах, удалили из Steam. Администрация связала это не с деструктивным содержанием игры, а с нарушениями правил площадки — автор создавал «твинки». Впрочем, это частое явление, но такие недобросовестные разработчики, тем не менее, не банятся. Так что настоящие причины тут ясны.

Администрация в своём заявлении назвала автора Active Shooter троллем, что, вероятно, и послужило поводом сделать приписку в блоге, что игры, которые «откровенно троллят игроков», будут баниться, несмотря на анонсированную систему фильтров.

Вряд ли чем-то вообще можно оправдать игру о стрельбе в школах
Вряд ли чем-то вообще можно оправдать игру о стрельбе в школах

Ну и, в-третьих, конечно, выход Agony, которую авторам сначала пришлось выпускать с цензурой, вырезав совсем уж откровенные сцены. Но в итоге разработчикам удалось добиться своего — игра выйдет в Steam без цензуры. Об этом сообщили как раз тогда же, когда вышел пост в блоге администрации Steam.

Пока не совсем понятны рамки допустимого. Первой ласточкой стал релиз Agony без цензуры, но как далеко можно зайти? К примеру, есть целый сегмент adult-игр (в первую очередь, это хентайные симуляторы знакомств), которые многие годы боролись «за место под солнцем».

Пожалуй, для них это в какой-то мере победа, но посмотрим, как Steam будет трактовать понятие «незаконное». При этом «массовый» разработчик данные изменения в политике модерации практически не заметит — расчленёнка и порно в играх остаётся довольно табуированой нишей, а значит и целиться в неё не слишком целесообразно.

Максим Фомичёв, директор по издательству Alternativa Games
Не вижу зла

Сложно сказать, что именно послужило причиной переоценки ценностей Steam, — возможно все три повода сразу. Но факт остаётся фактом — под солнцем остаётся всё меньше места.

Впрочем, этакая «децентрализация власти» может нести благо. Меньше шансов на то, что чьё-то мнение или личные интересы будут поставлены выше интересов каждого отдельного члена сообщества. «Так что глобально решение абсолютно правильное» — считают в консалтинговом агентстве payat10tion, которое оказывает поддержку инди-разработчикам.

От этого выиграют все: Steam снимет с себя ответственность за баны и цензуру, разработчики смогут творить, исходя лишь из интересов целевой аудитории без оглядки на модераторов, а игроки будут получать тот продукт, который их устраивает.

Проиграть здесь могут разве что «моралфаги», которые считают, что всё, что им не нравится, должно быть стёрто с лица земли. [...]

Steam задумал сделать очень правильную вещь, которая при правильной реализации существенно улучшит положение дел с цензурой. А вот при неправильной может быть два варианта. Первый — идея с фильтрами провалится, и нас завалит трешовыми недоиграми, которые мы устанем скрывать. Или же, наоборот, настанет торжество SJW, которым не привыкать устраивать массовую травлю неугодных, что позволит им выживать отдельные проекты или разработчиков с площадки.

Мы, конечно же, надеемся, что команда Гейба всё сделает правильно.

Вячеслав Маковецкий, главный комьюнити-менеджер payat10tion (The Uncertain, Project Genom)

Кто пострадает

Главный вопрос в том, насколько сильно инициатива Steam создать саморегулирующееся сообщество отразится на независимых разработчиках. Издатели крупных игр, очевидно, ничего не заметят, но как быть небольшим студиям и авторам-одиночкам?

Анатолий Логиновских, в одиночку написавший за три года 28 игр, и утверждающий, что простую игру можно сделать за три дня, считает, что разработчики от действий Valve не пострадают.

Для разработчика ничего не изменится. Главным в успехе любой игры всегда будут качество и масштаб продвижения.

Steam — это торговая площадка, заинтересованная в концентрированных финансовых потоках. Такую концентрацию могут принести только крупные проекты, поэтому задача — переориентировать игрока в сторону серьёзных покупок. Расширение фильтрации приведет к новым категориям, а это позволит популярным играм занять новые места в тегах.

Логика Valve понятна: покупатель должен чувствовать себя комфортно в магазине. У любого товара, даже самого посредственного, есть свой потребитель. Главное — сделать так, чтобы спрос нашел предложение. Я с удовольствием посмотрю, как все эти инициативы будут работать. Интересно.

Анатолий Логиновских, независимый разработчик
Merry Glade, игра Анатолия Логиновских
Merry Glade, игра Анатолия Логиновских

Георгий Кухтенков, занимающийся разработкой adult-игр, и вовсе считает, что эта активность Steam — напускная. Он полагает, что Valve организовала этот инфоповод для того, чтобы «перебить многочисленные статьи и возгласы об удалении adult-игр» и требованиях к таким проектам со стороны компании.

«Например, страницу моего проекта с эротическим контентом (Boobs Saga), четыре раза отправляли на правку, а на пятый отказали в публикации с требованием предоставить билд игры, — делится опытом разработчик. — Вместо этого я ещё раз отправил страницу на проверку, и некий модератор одобрил её без каких либо требований».

На мой взгляд, разработчиков это практически не коснётся, основная проблема — самоуправство модераторов, но из-за объёмов выходящих игр, нестабильности кода Steam и других проблем менять эту систему и снижать роль модераторов Valve не будут.

Сделали вброс, дальше — пара заглушек в интерфейсе, меньше показов для адалт-игр и всё, на этом закончат и с гордостью заявят о решении проблем. Для крупных адалт-проектов — это победа, так как теперь они на слуху, и трогать их не стоит. А вот для небольших игр и студий ничего не изменится.

Также есть вероятность, что ввод новых фильтров окончательно убьёт трафик на адалт-проекты, а возможно затронет другие жанры и категории. Постоянно после каких-либо крупных обновлений в коде Steam падает, сбиваются настройки и так далее. Вся эта тема нужна лишь для того, чтобы отвлечь от реальных проблем — переполненности площадки, отсутствия чёткого контроля за модераторами, а главное, за качеством проектов.

Недавние новости показали, что люди недовольны тем, что хорошие и доделанные эротические игры подвергаются гонениям, а недоделанные и поломанные проекты — нет.

Георгий Кухтенков, разработчик adult-игр
Не вижу зла

Что теперь делать

Каждому из героев этого материала я задавал один и тот же вопрос: как в идеале должна работать фильтрация контента? Можно сказать, что изначально Steam работал бок о бок с разработчиками, но затем акцент стал смещаться — в блоге в результате речь идёт об удобстве игроков, но о разработчиках — почти ничего. Чем новая система фильтрации поможет тем, кто размещает на площадке свои игры? Как она должна работать, чтобы всем было одинаково комфортно?

Максим Фомичёв из Alternativa Games считает, что самое важное здесь — прозрачность.

Список недопустимых тематик, модерация приложений, плюс возможность обжаловать решение с менеджером платформы. Это создаёт прозрачные условия при выборе тематик и возможность донести свою точку зрения до платформы в случае спорных моментов.

Максим Фомичёв, директор по издательству Alternativa Games

Вячеслав Маковецкий из payat10tion, в свою очередь, говорит, что система фильтрации должна быть двухуровневой. Первый фильтр — личный, воспользовавшись которым игрок может скрыть неинтересный для него контент, будь то аниме или эротика. В таком случае «Steam нужно лишь создать таких фильтров побольше и грамотно их скомпоновать».

Второй фильтр — глобальный, попав под который игра будет пропадать из Steam. «Всё же есть игры и разработчики, которым нет места в «приличном обществе» — говорит он.

Нужна система жалоб. Она, в свою очередь, тоже должна иметь свои ограничения и настройки. Например, можно ограничить количество жалоб от одного игрока в месяц, рассчитывать «вес» жалобы в зависимости от «репутации» игрока, которая может складываться, например, из срока регистрации аккаунта, количества купленных игр, количества отзывов и многого другого. Жалобы должны обрабатываться алгоритмами Steam автоматически, конечно же.

Вячеслав Маковецкий, главный комьюнити-менеджер payat10tion

Об автоматических алгоритмах говорит и автор визуальной новеллы «Зайчик» Saikono — нужен неподкупный и непредвзятый нейросетевой алгоритм, который будет «фичерить алмазы из навозной кучи». Это звучит логично, учитывая, насколько Steam непрозрачный.

Есть даже мнение, что для того, чтобы попасть в фичер, нужно дружить с правильными людьми, и на самом деле это никакая не автоматика, как говорит администрация магазина.

Не вижу зла

Независимый разработчик Анатолий Логиновских выдвигает интересное предложение. Если игроки имеют возможность фильтровать проекты, то разработчики должны иметь возможность фильтровать игроков. Речь идёт об улучшении инструментария для авторов игр. Впрочем, надеяться на это сильно не стоит — в апреле Valve, к примеру, расширила настройки приватности страниц Steam, чем поломала сервис Сергея Галёнкина SteamSpy, которым активно пользовались разработчики.

Например, Valve может запустить анкетирование покупателей на предмет их интересов в более подробном и развернутом виде. Начиная от любимых жанров и заканчивая любимым цветом. Неплохо было бы узнать: сколько денег готов тратить игрок в месяц на игры и сколько уже потрачено. Сколько игр на аккаунте клиента бесплатных, а сколько платных.

Подобную информацию можно и так собрать в индивидуальном порядке, но у Valve есть возможность обобщить весь этот массив данных. А потом поделиться результатами с разработчиками. С такой статистикой будет проще оценить успех будущей игры. Игрокам тоже польза — система максимально адаптируется под их интересы.

Анатолий Логиновских, независимый разработчик

Несомненно, Valve могла бы больше помогать разработчикам, причём автоматизированно, без участия модераторов. На днях компания Xsolla запустила экосистему продуктов для помощи разработчикам в продвижении игр — большой пакет услуг, которым можно пользоваться применительно к выпуску игры в Steam. Почему ничего подобного до сих пор нет у самой Steam — непонятно.

Вроде бы Valve, прогнувшись под чередой некрасивых скандалов, затеяла благую вещь: привести в порядок систему фильтрации контента, улучшив её, и развязать руки разработчикам самого разного контента. Если при этом будут использоваться самообучающиеся нейросети, выдавая каждому игроку свой собственный Steam, который ему будет интересен, то все будут довольны. Нужно только в таком случае дать разработчикам расширенный инструментарий, чтобы они могли метить в свою целевую аудиторию, руководствуясь цифрами и графиками, а не чутьём.

Но с другой стороны, решение модернизировать фильтры пришло Valve, судя по всему, из желания абстрагироваться от сообщества и принимать сложные решения как можно реже — лишь удалять всяческие «симуляторы СПИДа» и «симуляторы ИГИЛ», и всё на этом.

Что такое «троллинг» в понимании администрации площадки? Насколько сильно обрежутся показы игры с откровенным контентом в фичере, если спрятаться под одеялом и отписаться от такого рода проектов? Кто проиграет, а кто выиграет? К чему всё это приведёт — неизвестно: Steam пока публично в подробности не вдаётся.

5555
105 комментариев

Комментарий недоступен

66
Ответить

Для этого нужно знать, что ищешь. С фичеров очень много трафика приходит, насколько мне известно.

3
Ответить

Рекомендации можно настроить на что-то плюс-минус полезное. Во-первых, есть три метки, которые можно исключить - это реально помогает. Так, поскольку я поклонник пошаговых ролевок, в том числе японских, то по мнению стима для меня самые значимые метки это пошаговая, аниме и ролевая игра. Не так плохо, вроде бы? Но в какой-то момент меня заполонили текстовые игры, карточные игры и мморпг шлак. Вбил все три в исключения - и внезапно у меня лента, которая реально имеет смысл.
Во-вторых, кураторы. Ими надо правильно пользоваться. Ни в коем случае нельзя подписываться на кураторов крупных ресурсов - в том числе DTF - у них сборная солянка всего подряд, а нам нужен точный инструмент. Находим у себя игры, которые сравнительно малоизвестны, но которые нам нравятся, и смотрим внизу страницы игры - какие кураторы ее посоветовали, и там ищем нишевых авторов, которые работают на определенную тему. Так я открыл для себя удивительные вещи, которые бы никогда не попали в мою ленту, если бы я не занимался ее настройкой.
Но. Стим не хочет на данный момент, чтобы я видел то, что мне нужно. Так, я уже пятый раз ставлю "Не интересно" на Disgaea. Не, алгоритмы правы - это реально игра, которая мне должна понравиться. Именно поэтому я исходил ее вдоль и поперек еще на вите. Мне не нужна она в стиме.
Плюс - стим реально бесит, когда выставляет рекомендации по причине, указанной на картинке.

7
Ответить

Не понимаю людей которые говорят что стим стал помойкой. Чтобы найти какое-будь дикий трэш в большом количестве надо постараться и самому его искать. Я захожу в стим чтобы посмотреть скидки и найти определенную игру, и мне редко что-то плохое попадается.

24
Ответить

"Мне не попадается плохое - никому плохое не попадается" - по моему, это немного расходится с общепринятой логикой)

8
Ответить

Если вы играете только в известные тайтлы, то вас любые изменения, которые на данный момент происходят со стимом и не коснуться.
Лично я иногда пытаюсь мониторить инди игры сам, но вместо этого мне подсовывают сотни симуляторов ИГИЛ и прочего говна (потому что у них первое время из-за "шутников" и прочих недобросовестных пользователей может быть положительный рейтинг), которое собирается за 20 минут из ассетов и заливается в стим сотнями (каждый день в стим добавлятся 40 игр, угадайте чем является 95 процентов из них).
Хотелось бы чтобы игры, заливаемые в стим были хотя бы минимально играбельными, потому что сейчас там по моему нет вообще никакакой модерации. Судя по всему при желании можно и хелло ворд залить.

4
Ответить

Я вообще не вижу проблемы покопаться в мусоре.
Попался в рекомендациях трёхкопеечный ассет-флипер? Ах, какой ужас.
Нажми "Не интересует" и продолжай поиски.
Это как в магазин зайти и вонять что мол на полках стоит куча дешевых и некачественных товаров, а хорошие товары сами в корзинку не хотят прыгать.

17
Ответить