The Interactivist (Интерактивист): блог. Лонги, заметки, полезные ссылки

The Interactivist (Интерактивист): блог. Лонги, заметки, полезные ссылки

Путеводитель по блогу и немного о себе. Последний апдейт: 13.03.2024.

🔽🔽🔽Сбавьте громкость перед прослушиванием этой композиции🔽🔽🔽

Оглавление

Краткая игровая автобиография

Примерно так выглядела моя Sega Mega Drive 16bit, так называемая «вторая модель»
Примерно так выглядела моя Sega Mega Drive 16bit, так называемая «вторая модель»

Начинал игровой путь с Sega Mega Drive и кучи картриджей. Первыми играми были битемапы Bare Knuckle (они же Streets of Rage) — все три сразу. Забавный факт: английский язык начинал учить, разбирая со словарём интерфейс пошаговой стратегии/тактики Royal Blood (она же Gemfire). Потом несколько лет осваивал лучшее из сеговской классики, на жанр внимания не обращал. Немного играл в Doom на первой PS.

Пересел на ПК в декабре 2002 года, первой игрой стал арена-шутер Unreal Tournament 2003. С тех пор в сторону консолей больше не смотрю, в платформосрачах никогда не участвовал и не участвую.

А как-то так выглядел мой первый комп с Celeron 1.3, GeForce 4 MX 440 SE и тараканами
А как-то так выглядел мой первый комп с Celeron 1.3, GeForce 4 MX 440 SE и тараканами

Примерно в это время, играя в компьютерные игры, я начал задавать себе вопросы в духе «Какие бывают игровые жанры и чем они отличаются?», «А как здесь устроен игровой мир?», «Что такое «сеттинг»?», «Почему в игре X все элементы плотно подогнаны друг к другу, а в игре Y того же жанра всё свалено в кучу и сделано абы как?» и тому подобные. Я записывал игровые впечатления и «открытия» в толстой тетради, обсуждал проходимые игры с другими игроками и немного читал GAME.EXE, а потом Игроманию и ЛКИ. Чаще брал у друзей. Я не мог покупать все игры, поэтому приходилось придирчиво выбирать и подробно расспрашивать «советников», прежде чем купить заветную лицензионную коробку.

Тот случай когда долго выбирал и всё равно купил кота в мешке. Но остался доволен. Теперь <a href="https://store.steampowered.com/app/2562060/_2/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">есть в Steam</a>.<br />
Тот случай когда долго выбирал и всё равно купил кота в мешке. Но остался доволен. Теперь есть в Steam.

Годы шли, моё понимание игрового многообразия углублялось. Я знакомился с книгами-играми (серия «Бой-книга» и аналогичные проекты, вроде «Странник, изгоняющий мрак»), настолками/варгеймами/играми-конструкторами компании «Технолог» («Битвы Fantasy» и «Старсис»), играми живого действия, World of Darkness (Мир тьмы, особенно третьей редакции, линейки вампиров, магов и немного подменышей), советскими настольными играми и игровыми автоматами. Пробовал даже делать простые настолки, рисуя игровые поля на кусках обоев и вырезая фишки из бумаги. Друзья были в восторге.

Картинки в галерее чисто для демонстрации, одна часть взята тут, часть у пользователя Forestwalk (отсюда и отсюда) — огромное ему спасибо. Остальное из закоулков интернетов.

При этом всегда возвращался к видеоиграм, а где-то к 2006 году узнал о существовании модов и моддинг-сцены, за которой слежу и по сей день. В 2008 году открылись официальные ру-сервера World of Warcraft, на одном из которых (Король-лич) практически с нуля учился играть и я. Скажу лишь что играл с большими перерывами, как за Орду (было больше рукастых игроков), так и за Альянс (было больше адекватных игроков и приятнее эстетически), сменил несколько серверов, коллективов.

В Mists of Pandaria брал 2000 на рейтинговых полях боя, будучи «наводчиком» (тот, кто командует в какую цель вливать урон, что делать на точке и куда [не] ехать после взятия) с личным лекарем. Ещё всерьёз рейдил «Осаду Огриммара» дд-воином в основной героической (тогда это был максимальный уровень сложности, мифического не было) 25-ке гильдии, которую сам же помог основать. Мы закрыли 9/14 с рекрутами из чатика, потом у нас начались проблемы с посещаемостью (так всегда бывает, рандомы на закрепление прогресса и траи не настроены). Свою первую «кромку» полутал в конце Warlords of Draenor. А в конце первого сезона Battle for Azeroth 90% моих гильдейцев и знакомых перестали оплачивать, проклиная «скурвившуюся» Blizzard и уходя из игры с концами. Позднее я немного порейдил WoW Classic (оригинал + Burning Crusade), чисто для того, чтобы осознать — насколько «та вовка» была совсем другим продуктом с совершенно иным подходом к дизайну, заодно глубоко осознав, что можно воссоздать практически без изменений старую игру и подход к дизайну, но воссоздать старую игровую субкультуру и мозги игроков не выйдет.

Ня!
Ня!

В марте 2022 я зарегистрировался на DTF, не имея какого-то чёткого плана, просто желая попробовать написать что-нибудь связное о какой-нибудь хорошей игре. Впредь постараюсь делать оформление лучше.

Игровое кредо: о чём и как я буду писать в этом блоге (тезисно)

1) #theinteractivist — тег, по которому вы можете найти все мои значимые материалы.

2) Игры — хобби, а в любом хобби надо уметь разбираться. Должна быть игровая грамотность (video game literacy), особенно теперь, когда обещаниям разработчиков и маркетологов нельзя верить, а большая часть игровой журналистики превратилась в цирк.

3) Мне не важно, какого игра года выпуска и какой у неё графон. В рамках одного свободного вечера я могу поиграть в Cyberpunk 2077: Phantom Liberty (2023), через час запустить Пиратов Карибского Моря (2003) с модом Возвращение Морской Легенды 1.06.0124 ALexusB Edition (2008). Потом навернуть что-то [не]игранное из 90-х. Как вариант — врубить какой-нибудь лютый малоизвестный обскур, скажем, «Жаркое лето 1943», она же Weird War: The Unknown Episode of World War II (2004). А потом хлопнуть себя по лбу и сделать пачку скринов в Deus Ex: Mankind Divided (2016) для архива/статьи. И потыкать Alley Cat (1984) в браузере. Игра с навороченным графоном — как человек с красивой внешностью: смотреть, безусловно, приятно, но суть может оказаться гнилой, а вместо души — потёмки. Графону верить нельзя.

4) Прежде всего меня волнует насколько интересна игра с геймплейно-игромеханической (в бОльшей степени) и художественной или исторической (в меньшей степени) точек зрения. Увлекательный геймплей с сильным игровым циклом и интересными фичами — основа игры, потом идёт всё остальное, никак не наоборот.

5) Если у игры технические проблемы — я говорю о них прямо и предлагаю варианты их исправления (если таковые есть).

6) Наиболее интересными сегментами современной игровой индустрии я считаю АА, инди и моддинг. Предсказуемая и беззубая продукция ААА-сегмента разочаровывает меня в девяти случаях из десяти.

7) Мои жанровые предпочтения и взгляды на видеоигры в значительной мере сформировали следующие дизайнеры и разработчики:

8) Жанры и поджанры, которые больше всего интересуют меня и про которые в этом блоге будет много инфы:

  • CRPG — компьютерные ролевые игры, неважно с каким видом/от какого лица и каков размер отряда. Единственное условие: там не должно быть обилия заурядного фэнтези (generic fantasy). Этой ерунды я накушался уже в середине нулевых и возвращаться к ней не собираюсь.
  • ARPG — ролевые боевики, как простые, вроде Fable или Outward, так и навороченные, вроде портированного на Юнити The Elder Scrolls II: Daggerfall, Gothic II: Night of the Raven L’Hiver Edition 1.3 или «Корсары: Город потерянных кораблей» с модами.
  • Всевозможные RPG-гибриды — RPG+стратегия/тактика, RPG западной школы+японские RPG, RPG+управление боевой техникой и так далее.
  • Стратегии/менеджмент — как с войнами, так и мирные, иногда с элементами симулятора, иногда без. Предпочитаю пошаговые, но у меня есть и несколько интересных примеров «в реальном времени».
  • Жанровые мутанты/гидры/трудноклассифицируемые — предельно своенравные игры-монстры, в большей или меньшей степени единственные в своём роде.
  • Некоторые шутеры и экшн/адвенчуры с необычными сеттингами и/или фичами.

9) Также в блоге будет уделено внимание:

  • Неофициальным играм — де-факто бесплатные игры с новым сюжетом и наполнением. Fallout 2 и Gothic II Night of the Raven, например, обросли целым «семейством» таких проектов.
  • Глобальным модам — когда полностью перекраивают игру настолько, что играть в оригинал нет смысла, ибо игра ощущается «голой». Примеры: Long War Rebalance для XCOM: Enemy Within и Chaos Heart 2.0 для The Elder Scrolls III: Morrowind.
  • Некоторым модам полной конверсии — когда создают новую игру из оригинальных ресурсов другой игры (Warcraft внутри Crusader Kings II) или когда изменённая игра внезапно переходит в другой сеттинг (Игра Престолов внутри Mount and Blade II) или даже жанр (продолжение Thief на движке... Doom 3).
  • Некоторым модам частичной конверсии — когда берут то, что уже есть в игре и используют эти ресурсы для доделывания/возвращения/создания нового контента или функционала. Про такие проекты ещё говорят «фанаты допилили». Яркий пример: Restored content mod для Star Wars: Knights of the Old Republic II, благодаря которому вторую часть таки доделали (хотя планета дроидов M4-78 как была убогой, так и осталась, но она пробегается быстро).

Специальное добавление: «мод» и «васянство» — не одно и то же. «Васянство» в моддинге — всегда кое-какерство, дурно сделанная работа без чувства меры, нагромождение кукожа и костылей по принципу «и так сойдёт» при отсутствии у автора(ов) желания учитывать конструктивную критику и базовых представлений о том, что в игровом дизайне годно, а что анафема. Сделать «кучу всего» не значит сделать «достаточно» или «должным образом».

10) Я буду рассуждать об играх, конкретизируя имеющиеся фичи, рассказывая, чего ожидать, и почему это стоит пробовать. Никаких звёзд/чисел не будет. Системы числовых оценок потеряли смысл из-за неотрефлексированной предвзятости, они неадекватны, агонизируют из-за оценочной инфляции и годятся теперь только для издевательств в духе «Хидео Кодзима из десяти», «DTF из ста», «146% из пяти звёзд», «что-нибудь для каждого на кончиках пальцев». Когда даже заурядные поделки от известных компаний получают от рецензентов максимум или около того просто за факт релиза, то становится не до смеха. Даже если у игры серьёзные проблемы с геймплеем и дизайном, которые никак не скрыть, ватага профессиональных оправдывателей и зазывал в комбинации с ордой неадекватных обожателей данного бренда/компании в любом случае найдёт целую охапку причин, чтобы обелить ЛЮБУЮ хрень, подтянув ей рейтинги.

Эталонный проходняк от Obsidian, а оценки выше, чем у Fallout: New Vegas, тут всё ок, правда? Тут нет подвоха, всё по чести, перед нами New Vegas 2.0, правда ведь?
Эталонный проходняк от Obsidian, а оценки выше, чем у Fallout: New Vegas, тут всё ок, правда? Тут нет подвоха, всё по чести, перед нами New Vegas 2.0, правда ведь?

Про RPG и RPG-гибриды

Colony Ship после 120 часов: всё, что нужно знать об игре перед релизом — лонг о новой CRPG от Винса Веллера и Iron Tower Studio, создателей The Age of Decadence. Есть версия с улучшенным оформлением.

Про стратегии и менеджмент

Sid Meier’s Civilization V: Brave New World (2013) с мегамодом Vox Populi | Как Вам обустроить сверхдержаву™? — лонг про то, как я бессмертной матушке-императрице Петербург отстраивать помогал (на болоте, да) и чорта усатого бил.

Про неофициальные игры и отдельные рекомендуемые моды

Хроники Миртаны: Архолос после 163 часов и 100% достижений; сильные, спорные и слабые моменты — мой первый лонг на DTF по одному из лучших среди когда-либо созданных проектов модсцены.

Полезные ссылки, которыми я постоянно пользуюсь

Обозначения:

  • ✊🏻 Неплохо, дельные мысли; лучше, чем ничего, но есть и сомнительные вещи.
  • 👍🏻 Явная польза, максимально компетентный источник/ресурс/автор, рекомендую.
  • ⭐ Один из лучших источников/ресурсов/авторов по теме, настоятельно рекомендую.

Moddb.com — не требует регистрацию, беру моды отсюда.

Nexusmods.com — требует регистрацию, но она того стоит, тоже беру моды отсюда.

GameFAQs.com — если нужно выяснить что-то по игромеху олдовой игры, то иду сюда.

Sseth Tzeentach (а вот канал с переводами этих видео на русский) — умный игрок и сам себе режиссёр, помогающий с поиском увлекательных и недорогих игр, а инди-разработчикам с предоставлением бесплатной и зачастую необходимой рекламы. Настоящий ютубовский боженька. Спасибо, что ты есть, Сет.

MandaloreGaming (включайте субтитры, есть не везде) — духовный брат Сета, знаток обскуров и всякой дичи, чётко разбирает любую игру и прекрасно ориентируется в нишевых и мейнстримных играх.

Neverknowsbest — очень многое из того, о чём и как рассуждает этот парень словно взято из моей головы. Я не в претензии, наоборот приятно. Особенно рекомендую аналитические видео по всяким сложным темам.

✊🏻Mortismal Gaming — информативный автор (хотя у меня есть подозрение, что тут работает целая команда), который старается проходить всё, во что он играет на 100% и только потом высказывается о игре, что само по себе уважаемо. Смотрю его, когда нужно прояснить ситуацию насчёт чего-нибудь с обилием заурядного фэнтези. К сожалению, на этом плюсы заканчиваются.

✊🏻RPG Codex — в прошлом лучший (⭐), но примерно с 2022 окончательно скурвившийся англоязычный форум для обсуждения всех разновидностей RPG. Если нужно гигабазированное, но компетентное мнение ролевых хардлайнеров по какой-либо игре, то следует искать здесь, потому что тут общаются грогнарды (олды с богатым ролевым бэкграундом, угоревшие по духу старой школы, варгеймам, сложным системам) и энтузиасты жанра RPG со всего мира. Разработчики здешней аудитории побаиваются, потому что всё критикуется в предельно прямолинейном формате, без раболепия и лизоблюдства.

Список рекомендуемой литературы по играм (обновляется)

«Играй!» Тристана Донована / Tristan Donovan (2010) Replay: The History of Video Games — если срочно нужен справочник по истории видеоигр, в котором затронуто практически всё, то лучше этой книги не найти.

✊🏻 Matt Barton, Shane Stacks (2018) Dungeons and Desktops: The History of Computer Role-Playing Games Second Edition — интересный кирпич о истории CRPG, рекомендуется всем игрокам, желающим ликвидировать пробелы в своих знаниях, найти гору новых игр, подтянуть английский язык и блеснуть игровой эрудицией. В книге есть очень странные утверждения, но нельзя отрицать, что работа проделана фундаментальная. Пора бы уже сделать третью редакцию, но не судьба.

👍🏻The CRPG Book Project (2018) — коллективный и очень полезный проект, вклад в который внесли более 150 энтузиастов жанра RPG, включая мастодонтов с RPG Codex. На английском, для всех и бесплатно. Содержит не только описания игр, но и некоторые вдумчивые рассуждения об эволюции жанра, поджанров, определённых механик и геймдизайнерских решений. Вряд ли Кодекс ещё что-то столь же годное выдаст.

⭐Jon Peterson (2012) Playing at the World: A History of Simulating Wars, People and Fantastic Adventures, from Chess to Role-Playing Games — монументальная, предельно интересная, компетентная и очень полезная для расширения кругозора работа о том, как от военных игр и коммерческих варгеймов отпочковался и сформировался жанр RPG. Подробно раскрывается процесс постепенного перехода от голой симуляции крупного боевого конфликта (армия против армии) до симуляции приключений героя или отряда героев в вымышленном мире.

⭐Jon Peterson (2020) The Elusive Shift: How Role-Playing Games Forged Their Identity — продолжение предыдущей книги, теперь подробно рассматривается порождённая первой редакцией D&D (1974) философия ролевого жанра, подходы к геймдизайну, роль и функции ведущего (dungeon master), споры об определениях жанра, его задачах, терминологии и как был изобретён ярлык «ролевая игра» (RPG). Также проанализировано появление и конфликт (идущий и по сей день) двух изначальных «школ мысли»: D&D-традиционалистов, поддерживаемых самим Гэри Гайгэксом, и принципиальных инноваторов-реформистов, которые медленно, но верно тащат жанр вперёд на голом энтузиазме.

⭐Jon Peterson (2016) Zones of Control: Perspectives on Wargaming — труд, целиком и полностью посвящённый военным играм во всём их многообразии. В увлекательной и предельно информативной форме затронут целый спектр серьёзных тем: связь между военной аналитикой, игровым дизайном и гуманитарными науками; игрофикация (геймификация) боевых конфликтов и ведения боевых действий; разделение на профессиональные (для обучения военному делу) и досуговые игры; художественный контекст и так далее.

⭐Kurt Kalata (2021) A Guide to Japanese Role-Playing Games — обязательный для чтения талмуд по японским RPG, преимущественно консольным, от главного редактора и основателя онлайн-журнала Hardcore Gaming 101.

Моя «команда»

The Interactivist (Интерактивист): блог. Лонги, заметки, полезные ссылки

m00nl1ght — мой редактор и админ сайта CORE-RPG.net, который представляет из себя частично библиотеку спецматериалов по жанру RPG, частично дискуссионный клуб. Здесь я читаю новости и иногда пишу.

The Interactivist (Интерактивист): блог. Лонги, заметки, полезные ссылки

Xanathar — улетевший в вечный бан пользователь DTF и мой главный консультант, помогающий уточнять кучу моментов. Его знания меня поражают. Иногда мы аргументированно спорим, обсуждаем статьи и книги, изредка я приглашаю его глянуть готовящийся материал.

The Interactivist (Интерактивист): блог. Лонги, заметки, полезные ссылки

Н0унейм — мой постоянный и очень своенравный собеседник, который периодически подкидывает мне пищу для размышлений или ценные ссылки.

The Interactivist (Интерактивист): блог. Лонги, заметки, полезные ссылки

Константин Уваров (ukdouble1) — автор, переводчик, бывший поэт и прозаик. В прошлом был одним из авторов DTF с галочкой. Матёрый игрок и оптимизатор, многое повидавший и знающий. Стараюсь беспокоить его только по делу, уточняя информацию по олдовым играм.

3333
8 комментариев

привет, устраивайся поудобнее, но не забывай что ты на ДТФ )

3
Ответить

Спасибо, вот уж точно :D

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Привет! Нашла блог по репосту Риверандера. Понравилось описание блога, остаюсь. Лайк, подписка 😌

1
Ответить

Приветы. Я писал не так давно в пм с просьбой глянуть лонг, но лички, как обычно, криво пахали. Ну да ладно.

1
Ответить