Call of Duty исполнилось 20 лет — что почитать о серии на DTF

Спидран по лонгридам и опрос о лучшей ПК-игре франшизы.

29 октября Call of Duty исполнилось двадцать лет. Игра вышла в далёком 2003 году эксклюзивно для ПК, но последующие релизы ориентировались сразу на несколько игровых платформ и позволили серии закрепиться в статусе главного консольного шутера в США и Европе. Серию считают второй по популярности игрой детства у россиян. За двадцать лет своего существования франшиза Call of Duty стала одной из самых успешных в истории игровой индустрии. Всего вместе со спин-оффами было выпущено свыше тридцати игр, которые продались тиражом более 425 миллионов копий.

Несмотря на ошеломительный успех своих условно-бесплатных игр Warzone и Call of Duty Mobile, Activision пока что не отказывается от ежегодного выпуска «полноценных» частей франшизы, включающих в себя одиночную кампанию, кооперативный режим (Special Ops или Zombies) и мультиплеер.

Лирическое отступление

Статья посвящена текстовым материалам, но перед этим порекомендую тем, кто не знаком с мультиплеером Call of Duty, посмотреть видеоэссе Валентина Шакуна, опубликованное в 2021 году к выходу Vanguard:

«В чём секрет мультиплеера Call of Duty», 14 минут

В другом видео от того же автора затрагиваются реальные военные сражения и фильмы, которыми вдохновлялись разработчики частей CoD в сеттинге Второй мировой, а также пересказывается сюжет некоторых одиночных кампаний, поэтому рекомендую смотреть его только тем, кто уже прошёл эти игры и просто хочет освежить воспоминания.

«Как серия Call of Duty показывает Вторую мировую войну», 27 минут

Подборка статей

За прошедшие годы на DTF вышло несколько материалов, связанных с серией игр Call of Duty. Собрал для вас подборку самых интересных постов по моему мнению. В целях экономии времени (и привлечения внимания, разумеется) под каждой ссылкой размещен блок «Знаете ли вы?» с фактами из поста.

Данил Свечков представил наглядное сравнение сцен из частей Call of Duty в сеттинге Второй мировой с соответствующими эпизодами из фильмов:

  • Как выглядела одна из первых попыток экранизировать высадку на пляже Омаха и чем это отличалось от фильма Спилберга? (ответ)
  • Из каких двух фильмов разработчики из Infinity Ward умело совместили сцены для показа битвы за Пуэнт-дю-Ок в Call of Duty 2? (ответ)
  • Какой момент из фильма «Враг у ворот» был воссоздан в World at War? (ответ)

Адаптивное управление. ilikok о том, как N0M4D оставил свой след в серии:

  • Какой аргумент предъявляли соперники в попытках оспорить победу на турнире киберспортивной команды, в которой играл N0M4D? (ответ)
  • Как выглядел модифицированный контроллер Рэнди Фицджеральда до появления его раскладки управления в Call of Duty 4? (ответ)
  • Почему имя Рэнди перестали указывать в титрах игр серии Call of Duty вплоть до выхода Vanguard? (ответ)

Madari о зарождении и забвении Warzone 1.0:

  • Чем Warzone отличается от Blackout и других игр в жанре королевской битвы? (ответ)
  • Что такое «мета» и как она начала портить игру, начиная с 3 сезона Modern Warfare 2019? (ответ)
  • Как выход Vanguard и последующий перенос ассетов из него в королевскую битву фактически доломал Warzone? (ответ)

Дополняет тему проклятия Warzone 1.0 автор под ником cr01100001ig:

  • Чем игроков цеплял Верданск в качестве основной карты? (ответ)
  • Какие проблемы возникли у Warzone с переходом на новую систему поддержки? (ответ)
  • Из-за чего провалился Warzone Pacific? (ответ)

Артем Маслов о нынешнем состоянии серии:

  • Почему у Infinity Ward случился кризис идентичности? (ответ)
  • Что уникального привносит Treyarch во франшизу Call of Duty? (ответ)
  • Какие стратегические решения можно было бы предпринять, чтобы вернуть мультиплеер серии в нормальное состояние? (ответ)

Лонгрид от Дмитрия Козловского на тему потенциала конфликта Call of Duty 4 и нереализованных возможностях сюжета с исторической справкой:

  • Как можно развить тему иностранного вмешательства, о которой твердит Имран Захаев, опираясь на реальные события 1918–1919 гг.? (ответ)
  • В каких деталях Call of Duty 4 копирует вторжение США в Ирак в 2003 году? (ответ)
  • Насколько фантастична ситуация, где условный Захаев отвлекает внимание мира от передела своей страны, развязывая войну на Ближнем Востоке? (ответ)

Dies Irae представил скрупулёзный разбор сюжета кампании перезапуска Modern Warfare 2019 года, акцентирующий внимание на вещах, которые многие критики (во время бурного обсуждения сюжета вышедшей игры) предпочли не рассказывать:

  • Что подразумевает под собой понятие «серо-морального» конфликта? (ответ)
  • Чем капитан Прайс отличается от типичного персонажа супергероики? (ответ)
  • 5 аргументов автора в пользу того, что критика сюжета за «серую мораль» происходила без понимания происходящего в игре или с намеренным искажением ее содержания (перейти)

2B OR NOT 2B про исторические параллели подсерии Black Ops:

  • Что общего у фронтменов серии Black Ops с Форрестом Гампом? (ответ)
  • Как сильно отличаются происходящие с Жонашом Савимби и Мануэлем Норьегой события в Black Ops II от реальности? (ответ)
  • Каким событием, долгое время остававшемся засекреченным, могли вдохновляться в Treyarch для миссии с Мэйсоном на Байконуре? (ответ)

Разбор от Максима Назарова на тему того, кто такой шпион Персей из Black Ops Cold War в реальности:

  • Подтверждаются ли сведения отставного полковника КГБ о том, что Персеем [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]? (ответ)
  • Почему не удалось [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ] в рамках секретного проекта «Венона»? (ответ)
  • Что сам [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ] говорил о своем сотрудничестве с СССР? (ответ)

Dasteet с ностальгией по локальным серверам CoD 2 и Modern Warfare в Зеленогорске. В конце декабря 2022 года пост стал лучшим пользовательским текстом недели по версии редакции DTF.

  • Что за программы в небольших городах в конце нулевых использовались для обмена файлами игр друг с другом? (ответ)
  • Какое неоспоримое правило для игроков существовало на локальном сервере Call of Duty 4? (ответ)
  • Какие ивенты проводились на сервере и почему Modern Warfare 3 ознаменовала конец эпохи? (ответ)

Также приведу две собственные статьи, где в отдельных подглавах разбирается локализация, стереотипы и критика в адрес Call of Duty.

Из лонга, посвящённому переводу и адаптации игр, вы узнаете:

  • Особенности адаптации: что Алекс Мейсон из Black Ops отвечает на допросе о своём месте рождения на самом деле? (ответ)
  • Удалённая фраза: кто из русских персонажей классической Modern Warfare помимо Макарова уповал на помощь Бога? (ответ)
  • Правда ли, что для Modern Warfare '19 российские локализаторы придумали отсебятину в виде абстрактных «людей генерала», чтобы смягчить лексику? (ответ)

Переходим к следующему лонгриду – с разбором дезинформации, заблуждений и ошибок масштабных исследований компьютерных игр:

  • Правда ли, что в первой Call of Duty игроку разрешено убивать своих союзников в кампании за СССР? (ответ)
  • Действительно ли на релизе Modern Warfare 2 '09 в России случился скандал из-за продажи подросткам версии игры с доступной миссией в аэропорту? (ответ)
  • 14 противоречий дипломной работы по Finest Hour, Call of Duty 2, World at War и WWII: заимствования из фильма «Враг у ворот», сила ливней и морозов, большие людские ресурсы, персонажи без мотивации, преуменьшение заслуг в победе (перейти)

Подытожу подборку лонгридами из цикла «История в деталях» от Braiko94, где автор обозревает арсенал оружия и знакомит читателей с историческими и культурными референсами сюжета одиночных кампаний Call of Duty.

  • Миссии VS исторические события: уровень «Операция 40» и реальная операция в Заливе Свиней, уровень «Воркута» и воркутинское восстание 1953 года, а также Байконур и вьетнамские уровни (перейти)
  • Места и локации: река Меконг в Лаосе, гора Ямантау и остров Возрождения (перейти)
  • Музыка: Creedence Clearwater Revival и The Rolling Stones (перейти)
  • Транспорт: броненосец «Русалка», Jeep Wrangler, Tucker Sno-Cat и Blackbird (перейти)

Сравнение внутриигрового оружия с реальными экземплярами и определение его каноничности:

  • Пистолеты: ASP, Colt M1911, ПМ, CZ 75, Colt Python (перейти)
  • Дробовики: KS-23, SPAS-12, Ithaca 37, Олимпия, HS-10 (перейти)
  • Пулемёты: HK21, РПК, M60, Stoner 63 (перейти)
  • Снайперские винтовки: СВД, WA2000, PSG-1, L96A1 (перейти)
  • Пистолеты-пулемёты: MP5K, UZI, MAC-11, PM-63, Скорпион, Spectre M4, MPL, АК-74у, Кипарис (перейти)
  • Штурмовые винтовки: M16, Коммандо, Энфилд, FAMAS, FN FAL, Галиль, M14, AUG, АК-47, G11 (перейти)
  • Прочее оружие: ГП-25, «Тишина», M203, Чайна Лэйк, M72 LAW, Жнец, РПГ-7, Стрела-3, арбалет, стреляющий нож, подствольный дробовик, подствольный огнемёт, «Машина смерти» (перейти)
  • Миссии: «Пиррова победа» в Анголе, «Старые раны» в Афганистане, «Время и судьба» в Никарагуа, «Страдай как я» в Панаме (перейти)
  • Реальные исторические личности: Жонаш Савимби, Мануэль Норьега, Оливер Норт и прототип для Муллы Рахмана (перейти)
  • Техника: советский двухдульный танк, французский вертолёт Alouette III, южноафриканский транспорт Eland-90 и Buffel (перейти)
  • Места и культурные отсылки: бамианские статуи Будды, миссия в Афганистане, Niño Precioso и костюм Фрэнка Вудса (перейти)
  • Персонажи и события: Полина Петрова – Сталинградская битва, Артур Кингсли и Ричард Уэбб – операция «Тонга», Уэйд Джексон – битва за Мидуэй, Лукас Риггс – осада Тобрука (перейти)
  • Гаджеты и обвесы: прицелы, кастомизация оружия, самоходная мина «Голиаф» (перейти)
  • А было ли такое? Девушки на фронте, цветные батальоны, интернациональные бригады (перейти)
  • Исторические события: захват американских заложников в Иране, секретный военный план «Сломанная челюсть» (перейти)
  • Планы США по уничтожению СССР: планы «Тоталити» и «Дропшот», список целей для удара (перейти)
  • Локации и сооружения: Берлин, Соловки, Чернобыль-2 и РЛС «Дуга-2», РЛС «Дон-2Н» (перейти)
  • Учебные военные полигоны: Щит-82, макеты городов, операция «Нимрод», тренировки с полным погружением в среду (перейти)
  • Исторические личности: Рональд Рейган и Михаил Горбачёв (перейти)
  • Возможные прообразы: Хелен Парк – Дафна Парк, Рассел Адлер – Билли Во (перейти)
  • Музыкальные отсылки: Billy Squier, Steppenwolf, Pink Floyd, Pat Benatar, The Doors, Europe и David Bowie (перейти)

Отдельное упоминание

Некоторые достойные внимания посты не попали в подборку (по формату не подошли), но всё равно хочу поделиться ими с вами.

Интересные факты

Также к 20-летию Call of Duty в отдельном посте я приготовил подборку из 50 фактов о серии, которые вы могли не знать:

В завершение предлагаю ПК-игрокам поучаствовать в опросе:
В завершение предлагаю ПК-игрокам поучаствовать в опросе:
Самая любимая игра серии Call of Duty 
1 (2003) от Infinity Ward
2 (2005) от Infinity Ward
4: Modern Warfare (2007) от Infinity Ward
World at War (2008) от Treyarch
Modern Warfare 2 (2009) от Infinity Ward
Black Ops (2010) от Treyarch
Modern Warfare 3 (2011) от Infinity Ward и Sledgehammer Games
Black Ops II (2012) от Treyarch
Ghosts (2013) от Infinity Ward
Advanced Warfare (2014) от Sledgehammer Games
Black Ops III (2015) от Treyarch
Infinite Warfare (2016) от Infinity Ward
WWII (2017) от Sledgehammer Games
Black Ops 4 (2018) от Treyarch
Modern Warfare (2019) от Infinity Ward
Black Ops Cold War (2020) от Treyarch и Raven Software
Vanguard (2021) от Sledgehammer Games
Modern Warfare II (2022) от Infinity Ward
Другая игра (напишу в комментарии)
Не играю на ПК
102102
47 комментариев

Мамкины милитаристы подъехали. Скажите им что колда никогда не была про реализм, а про фан.

3

Комментарий недоступен

И ни слова про лучшую часть всей серии - Infinite Warfare.
Практически как у Макарова, "ни слова по-русски(про инфинит варфейр).
Часть, которая реально пыталась привнести кучу инновацией, забыта аудиторий словно страшный сон.
Один непрерывный пролог без склеек чего стоит, такого даже ы масс эффекте не было

8

Неплохая вышла, бои прикольные в космосе, да и миссии на выбор, этакий ответ киллзон шэдоу фолл. Две похожих игры в один год, вторая Титанфол 2
https://dtf.ru/u/186707-kirill-skvodan/1459935-infinite-warfare-odna-iz-luchshih-syuzhetnyh-call-of-duty

4

У неё сюжет посредственный

1