Главные скандалы 2018 года в игровой индустрии

Главные скандалы 2018 года в игровой индустрии

Если перечислять всё, о чём геймеры спорили в интернете последние двенадцать месяцев, можно написать небольшую книгу, поэтому мы постараемся остановиться на главном.

Battlefield V и всё, что с ней связано

После грандиозного фиаско, которым оказалась Battlefront II, перед EA стояла простая задача — выпустить новый Battlefield и не облажаться. Вторая мировая пока ещё в моде, в технологическом плане DICE по-прежнему даёт прикурить конкурентам, да и издатель наконец-то разрешил убрать «Сезонный пропуск». Что могло пойти не так?

Главные скандалы 2018 года в игровой индустрии

В случае с Battlefield V проще перечислить удачные маркетинговые решения, чем неудачные — это на удивление бодрый трейлер к запуску и перенос релиза на месяц, возможно, спасший игру от тотальной катастрофы. Ну и отсутствие «Сезонного пропуска» всё-таки, скорее, помогло имиджу игры, чем наоборот.

В остальном же, каждая частичка маркетинга Battlefield V была отравлена неудачными решениями. Начиная с утомительного дебютного стрима, знаменитой фразы «Не нравится — не играйте», и заканчивая многочисленными встрясками после релиза — от скандала вокруг изменения TTK до неприятного казуса с цитатой Kotaku в трейлере и вечеринки с цитатами озлобленных игроков на большом экране. В дополнение к этому российские игроки получили ещё один повод для недовольства — странную фразу продюсера шутера про роль СССР во Второй мировой.

Самое обидное, что большинство проблем BFV можно было легко предсказать и обозначить ещё в мае, но EA так и не удалось развернуть ситуацию в позитивное русло. В итоге игра потеряла половину своей стартовой цены за считанные дни после релиза.

Яша Хаддажи

В российской игровой индустрии Яша Хаддажи много лет был знаковой персоной. Если рядовые геймеры о его существовании могли и не знать, среди игровых журналистов, стримеров и компаний, пересекавшихся с отечественной Nintendo, его имя было на слуху.

Но когда Хаддажи оказался в центре крупного интернет-скандала, о нём услышали все. 15 ноября в сети появилась петиция с требованием уволить Яшу. К ней приложили запись от 2017 года, где глава Nintendo Russia оскорбляет стримеров и подчинённых. А уже спустя несколько дней сразу несколько СМИ опубликовали анонимные признания бывших сотрудников российской Nintendo, где Яшу обвиняли в грубости и сексуальных домогательствах.

Главные скандалы 2018 года в игровой индустрии

17 ноября в Nintendo заявили, что поведение гендиректора российского подразделения «не соответствует политике» компании, и пообещали провести расследование. Его результаты по-прежнему неизвестны.

Закрытие Telltale

История Telltale хорошо показывает то, насколько мало мы знаем о подноготной игровой индустрии. Казалось бы, большая успешная студия, регулярные релизы по громким франшизам и практически тотальное доминирование в одном отдельном жанре. Что может пойти не так?

За пределами Telltale мало кто мог предположить, что одним сентябрьским вечером руководство разом уволит 225 человек без выходного пособия, отменит все грядущие проекты и запустит стремительный процесс полного устранения компании.

Главные скандалы 2018 года в игровой индустрии

Telltale исчезла с игрового рынка за считанные дни, после чего сеть наводнили откровения бывших сотрудников. Выяснилось, что руководство компании часто прибегало к переработкам и жило беспочвенными надеждами на повторение успеха первого сезона The Walking Dead.

К счастью, этот геймдев-кошмар вроде бы достаточно быстро рассосался. Часть экс-сотрудников Telltale заканчивает последний сезон The Walking Dead под крылом Skybound, а многие из них уже нашли себе пристанище в более известных студиях.

Запуск Epic Games Store

В последние годы Steam — одного за другим — терял крупных издателей. Из магазина Valve ровным строем ушли EA, Activision и Bethesda, да и для Ubisoft всё больше смысла вложиться в развитие Uplay и перестать отдавать 30% выручки. Чего у Valve было не отнять, так это инди-разработчиков, для которых Steam оставался чуть ли не единственно возможной платформой.

Казалось, что инди-монополию Гейба Ньюэла уже ничто не могло поколебать, пока Epic Games с пафосом не представила свой собственный цифровой магазин, где сервисный сбор составляет всего 12,5% против 20-30% у Steam.

Главные скандалы 2018 года в игровой индустрии

Если говорить откровенно, на текущий момент Epic Game Store похож на быстро свёрстанную веб-страничку, а не полноценный магазин. Но Epic Games всё-таки удалось наделать немало шума, навязав Valve подобие консольной войны эксклюзивов. Магазин стартовал с десятком тайтлов, которые в течение года нельзя будет купить больше нигде, и их количество продолжает расти.

Полноценный запуск Epic Game Store ожидается в середине 2019 года, и директор по издательской стратегии магазина Сергей Галёнкин обещает, что дальше будет только громче.

Если вам вдруг интересно, что эта история забыла в разделе скандалов, почитайте, как к новому магазину отнеслись игроки, годами собиравшие свои библиотеки в Steam. Ведь их сейчас практически силой пытаются увести в сервис, где пока нет ни форумов, ни удобной системы возврата денег, а региональные цены заметно выше.

Odyssey и бустеры

Ubisoft продавала лутбоксы и «ускорители» в своих одиночных играх с незапамятных времён, и только в 2018 году ей впервые по-настоящему за это «прилетело».

Скандал начался с колонки редактора Polygon Бена Кучеры, который заявил, что Odyssey становится более интересной игрой, если в её внутреннем магазине за 10 долларов купить бустер, ускоряющий получение опыта на 50%. Вскоре на Ubisoft накинулись видеоблогеры, включая Джима Стерлинга, заявившего, что для компании нет никакого смысла добавлять микротранзакции в её одиночные игры, ведь она «и так хорошо зарабатывает».

Главные скандалы 2018 года в игровой индустрии

Затем на сторону Ubisoft встал редактор Kotaku Джейсон Шрайер, который заявил, что в данном случае сравнивать французское издательство с какой-нибудь CD Projekt Red некорректно. Ведь игры серии Assassin's Creed создаются без переработок и в странах, где аренда офисов и работа сотрудников в несколько раз дороже, чем в той же Польше. Таким образом, Ubisoft по определению нужна более агрессивная монетизация, чтобы её проекты оставались успешными. При этом Шрайер не раз заявлял, что историю вокруг Odyssey откровенно раздули — по его мнению, игру некорректно сравнивать с Shadow of War или Battlefront II, где без микротранзакций на релизе увидеть часть контента было практически невозможно.

Что же касается самих бустеров в Odyssey, то игровое сообщество так и не пришло к единому мнению о них. Некоторые пользователи жалуются на то, что игра вынуждает их «гриндить», чтобы продвигаться по сюжету, а некоторые, наоборот, отмечают, что и без всяких микроплатежей до основных заданий добираются перекачанными. Главная проблема тут в том, что само наличие бустеров создаёт у игроков чувство тревоги. Возможно, Ubisoft всё-таки стоит задуматься о том, чтобы отказаться от них навсегда.

Command & Conquer: Rivals и Diablo Immortal

Мобильные игры уже давно захватили мир, а в некоторых азиатских странах представляют собой доминирующую форму интерактивных развлечений, однако «хардкорные» геймеры по-прежнему испытывают к ним острую ненависть.

Оно и понятно — именно с мобильного рынка в AAA пришли многие агрессивные способы монетизации и раздражающие геймплейные механики. Хуже игры для смартфона с её бесконечным гриндом в глазах core-аудитории может быть только мобильная игра по любимой франшизе вместо полноценного релиза.

Именно поэтому, когда EA устроила на E3 2018 затянутую демонстрацию Command & Conquer: Rivals, в соцсетях полыхал пожар. Дебютный трейлер игры собрал 65 тысяч дизлайков при 3,3 тысячи лайков на YouTube.

Главные скандалы 2018 года в игровой индустрии

Из PR-провала EA другие издатели должны были извлечь как минимум один важный урок — мобильные игры стоит показывать на отдельных мероприятиях, а не на ивентах для «хардкорных» игроков. Однако Blizzard не только не научилась на ошибке конкурента, но и усугубила её поставив анонс мобильной Diablo Immortal в самый конец своей презентации на BlizzCon, когда гости выставки ждали хотя бы намёка на Diablo IV.

В итоге дебютный трейлер мобильной Diablo собрал больше 700 тысяч дизлайков при 27 тысячах лайков, а студия получила удар по своей репутации. Впрочем, одной только Immortal всё не ограничилось — вскоре в СМИ появились инсайды о том, что эта игра — лишь первый звоночек, и у компании в разработке сразу несколько таких проектов, рассчитанных на азиатский рынок. Впрочем, важнее даже не это, а тот факт, что Blizzard под давлением Activision меняется — сокращает расходы и наращивает темпы производства игр.

Sony и кроссплей

Вероятно, Sony даже не предполагала, каким грандиозным скандалом для неё обернётся рядовое событие — релиз Fortnite на Switch. Хотя в данном случае сложить «два плюс два» было не очень трудно.

PS4 — самая популярная игровая консоль этого поколения, а Switch с её портативным режимом — идеальный кандидат на звание второй приставки. Неудивительно, что среди владельцев устройства Nintendo оказалось много фанатов Fortnite, ранее купивших PS4.

И когда эти люди решили перенести свой прогресс в Fortnite с консоли Sony на консоль Nintendo, оказалось, что первая держит их аккаунт «в заложниках». Японская компания запретила Epic не только кроссплей между двумя этими платформами, но и банальную синхронизацию аккаунтов.

Ярости игроков не было предела, однако Sony не спешила решать проблему и отделывалась бессмысленными пресс-релизными фразами. Этим ступором лидера рынка не постеснялись воспользоваться Nintendo и Microsoft, выпустившие совместный рекламный ролик, который наверняка войдёт в историю.

И когда все уже решили, что Sony не сдастся, лёд внезапно тронулся — в конце сентября Fortnite на PS4 получила кроссплей с Xbox One и Switch, а также возможность переноса аккаунта.

Правда, ситуация пока изменилась только для Epic. Все осенние AAA-игры вышли без кроссплея.

Fallout 76

Разработчикам из DICE не помешало бы отправить в Bethesda цветы и подарки. Всё-таки создатели Fallout 76 спасли игру шведов от звания главного PR-провала года.

Если у Battlefield V всё-таки были отдельные светлые моменты, да и многим игрокам она нравится, то в случае Fallout 76 магнитуда катастрофы оказалась беспрецедентной.

Игру представили 30 мая и полноценно показали на E3 2018. После выставки шли дни и недели, но Bethesda не спешила объяснять игрокам, что же их ждёт после релиза. Когда же издатель провёл октябрьский превью-ивент для прессы, журналисты остались в недоумении. Игра действительно оказалась скучным онлайн-модом к Fallout 4, в котором нет очень важного элемента — NPС.

Главные скандалы 2018 года в игровой индустрии

Ну а дальше последовал тотальный кошмар — закрытая бета, в которую жителям Европы давали играть только по ночам, баг лаунчера, удаляющий все файлы, проблемы движка, существующие ещё со времён старых TES, 45-гигабайтный патч первого дня, чудовищная производительность на консолях, скандал с заменой сумки в коллекционном издании... продолжать можно очень долго.

В конце концов, Fallout 76 стала одной из самых низко оценённых критиками AAA-игр последних лет и потеряла до 50% цены через 8 дней после релиза. Bethesda придётся строить доверительные отношения со своими фанатами заново.

Переработки в Rockstar Games

В середине октября сооснователь Rockstar Games Дэн Хаузер неосторожно похвастался тем, что некоторые его сотрудники работали на Red Dead Redemption 2 по 100 часов в неделю.

Возможно, у Хаузера не было времени следить за новостями, но в 2018 году слово «кранч» (периоды интенсивных переработок, свойственных игровой индустрии) вошло в обиход широких масс и обрело негативный оттенок.

Пока Хаузера критиковали за то, что он изматывает своих подчинённых, в сети стали появляться первые откровения работников студии. Одни рассказывали, что трудились в Rockstar «как будто под дулом пистолета», другие, наоборот, сообщали, что никаких переработок не было.

Главные скандалы 2018 года в игровой индустрии

Точки над «i» в этой истории расставило гигантское расследование Kotaku. Редактор издания Джейсон Шрайер выяснил, что нагрузки в компании разительно отличались от офиса к офису. Если какой-нибудь отдел локализации мог чувствовать себя прекрасно, то тестеры в Rockstar Lincoln, напротив, жёстко кранчили. Именно поэтому показания так сильно разнились. Так или иначе, материал нарисовал довольно мрачную картину компании, в которой на людей, уходящих с работы вовремя, смотрят косо.

Для Rockstar этот скандал так ничем и не закончился — по крайней мере, публично. Red Dead Redemption 2 получила заоблачные оценки критиков и поставила рекорд по продажам, и поэтому работники студии, скорее всего, получили огромные бонусы за свои старания.

Тем не менее для индустрии эта история не прошла совсем уж бесследно. Через два месяца в Великобритании объявили о создании первого в мире профсоюза работников игровой индустрии.

Драма вокруг «Корсаров»

В середине февраля никому не известная компания Black Sun Game Publishing внезапно объявила сбор средств на разработку четвёртых «Корсаров». Разработчики планировали собрать более 360 миллионов рублей, чего на разработку большой игры мало, но позже выяснилось, что краудфандинг — способ привлечь внимание к проекту, а не основной источник инвестиций.

Спустя несколько дней после анонса соучредитель «Акеллы» Дмитрий Архипов заявил, что у Black Sun Game Publishing нет прав на создание игр во вселенной «Корсаров» и нет необходимого опыта, однако новоявленная студия с этим не согласилась.

Главные скандалы 2018 года в игровой индустрии

В апреле «Акелла» проиграла суд с Black Sun Game Publishing и заявила, что будет оспаривать вынесенное решение, но с тех пор никаких явных подвижек в этой истории не было. Судя по всему, новая студия всё-таки получила право на использование слова «Корсары» в названии.

Тем не менее эта история сподвигла Дмитрия Архипова на то, чтобы попытаться закончить свою версию «Корсаров 4», и он даже объявил поиск инвесторов для игры.

Чем эта история закончится, пока не ясно. Не факт, что хотя бы одни «Корсары» доберутся до прилавков, пусть таким проектом и заинтересовались гиганты уровня Mail.Ru.

Также достойны упоминания

  • Клифф Блежински закрыл свою студию Boss Key Productions после провала LawBreakers и объявил, что не вернётся в игровую индустрию, потому что не может больше выносить токсичность геймеров. Его Твиттер в этом году был полон боли и страданий. Чтобы создатель Gears of War не грустил, мы отправили ему открытку.
  • Французская газета со ссылкой на бывших сотрудников студии рассказала о нездоровой атмосфере в Quantic Dream — якобы в компании процветал сексизм, авторитаризм и другие формы давления на штат. Студия сразу же стала отрицать все обвинения и заявила, что стала «жертвой СМИ», а затем подала в суд на газету Le Monde и сайт Mediapart. История пока ничем определённым не закончилась.
  • Ubisoft решила распространить китайскую цензуру на версию Rainbow Six Siege в других странах. Разработчики решили, что содержать унифицированный шутер будет проще. Однако западные игроки встретили эту идею в штыки и вынудили Ubisoft отказаться от неё.
  • Valve выпустила свою скандальную ККИ Artifact, и она за четыре недели потеряла около 85% игроков. Хоть критики игру и умеренно хвалили, многие игроки остались недовольны агрессивной монетизацией.
  • CS:GO перешла на модель free-to-play, и игрокам это очень не понравилось. Они помнят, как аналогичное решение стало началом конца для Team Fortress 2.
  • Весной разработчики PUBG подали на Epic Games иск по подозрению в плагиате, однако дело быстро замяли. То ли компании решили конфликт полюбовно, то ли в PUBG Corp. поняли, что с армией юристов Epic бороться бесполезно.
  • Обозревателя портала IGN уличили в плагиате видеообзора Dead Cells. Сначала Филипп Мучин пытался оправдаться, заявляя, что скопировал чужие мысли несознательно, однако вскоре журналисты Kotaku нашли ещё несколько примеров плагиата в его работах. Вскоре обозревателя уволили.
  • Студия White Wolf передала управление франшизой Vampire: The Masquerade другой компании после череды скандалов, включая конфликт с правительством Чечни, которую в настольной игре изобразили в качестве логова вампиров с «султаном Рамзаном» в роли лидера.
  • Приглашённый «эксперт» в эфире «Вестей-ФМ» связал октябрьскую трагедию в Керчи с популярностью некой игры под названием «Дока 2», в которой надо «наматывать кишки врагов по десять минут». Интернет устал, что про игры на ТВ и радио постоянно говорят такие странные люди, поэтому единым фронтом выступил против Филиппа Гросс Днепрова. «Дока 2» очень быстро стала мемом, и теперь её даже можно купить в Steam.
  • Blizzard одним махом закрыла киберспортивное направление Heroes of the Storm, оставив профессиональных геймеров в недоумении. Как мы уже писали выше, компания урезает свои расходы, и HOTS была самым слабым звеном в её линейке.
  • Разработчики Total War: Rome II оказались в центре скандала из-за того, что якобы выпустили к игре «SJW-патч», повышающий вероятность появления женщин-генералов. Как оказалось, вся история была раздута из одного скриншота, появившегося в сообществе Steam, а разработчики если и ушли от исторической достоверности, то не так сильно, как посчитали игроки. У большинства наций шанс выпадения женщин по-прежнему низкий — от 6% до 16%.
  • Sony дважды шумно обвиняли в даунгрейде игр — сначала речь шла о God of War, а потом о Spider-Man. В обоих случаях выяснилось, что игры к релизу стали выглядеть лучше, а не хуже.
  • Insomniac Games поссорилась с фанатами, которые несколько недель терроризировали сотрудников студии с требованием добавить костюм Человека-паука из фильмов Сэма Рэйми. В итоге выяснилось, что этот скин был заготовлен в качестве бесплатного рождественского сюрприза, но студия не могла говорить о нём раньше времени.
  • CD Projekt Red несколько раз за год извинялась за свой SMM. В соцсетях компании проскакивали то шутки про трансгендеров, то мемы в поддержку GamerGate. Позже SMM-щик компании рассказал, что его за это уволили.
  • В августе Kotaku опубликовал объёмное расследование о «культуре сексизма», установившейся в Riot Games. Женщины в компании жаловались как на приставания со стороны мужчин, так и на унижения. В компании быстро начали принимать меры, чтобы исправить ситуацию — завели «специалиста по разнообразию», наняли эксперта по корпоративной культуре и отстранили одного из директоров.
  • Amanita Design обвинили в использовании «блэкфейса», после чего разработчики решили поменять цвет заглавного персонажа платформера Chuchel. Правда, угодив одному «кричащему меньшинству», студия тут же вызвала гнев другого, и игру начали «бомбить» негативными отзывами в Steam.

Как обычно, если мы вдруг про что-то забыли, добавляйте свои варианты в комментариях.

22 показа
18K18K открытий
11 репост
189 комментариев

"Они помнят, как аналогичное решение стало началом конца для Team Fortress 2."

Игре 11 лет, онлайн за 60 тысяч... ну да. начало конца. Ржу!

Ответить

Ну да, игру-то в последние пару лет бурно обновляют — не хуже, чем Overwatch!

Я не знаю, играли ли в TF2, когда она была платной, но переход на free-to-play очень сильно ударил по ней. Как раз тогда началась вакханалия с шапками, после чего она довольно быстро скончалась как культурное явление.

Ну и «начало конца» подразумевает, что конца ещё не было, да.

Ответить

Тоже кстати не понял
Не, может под концом подразумевает нашествие шапок и новых стволов, но первое в сеттинге ТФ2 вполне приемлемо, а второе даже ок

Ну или то что купившим в свое время немного поводили органом по известным местам, дав совсем ничего

Ответить

Хм, ну вообще то из тф2 ушли люди которые в него ИГРАЛИ, а не фармили вещи и шапки. Последние же как раз таки прибежали в него в огромных количествах, потому-то и онлайн увеличился. Если считать людей у которых по 10 аккаунтов запущено с одного пк на карте achievement_idle за игроков, то да, переход на фтп увеличил аудиторию тф2.

Ответить

Вот словил тайминг! Только поставил на скачку

Ответить

"Эй, помнишь те темы, из-за которых на главной бурлело натуральное говно неделями, и читать ДТФ нормально не получалось? Давай я тебе про них напомню!"
Спасибо, мне хватает подавленных воспоминаний и без этого топика.
Но самое смешное это конечно:
Индустрия игр

Ответить

Подсайт «Игры» — он именно про сами игры.

Подсайт «Индустрия» — это как раз про явления, которые происходят вокруг игр.

Эта подборка на 100% относится ко второму. Ей не место в «Играх».

Но мне, конечно, очень нравится, что вы пытаетесь объяснять смысл подсайтов людям, которые их придумали и ввели)

Ответить